Генерал-майор Саад Олийан, командующий саудовскими силами в Наджран, из окна своей штаб-квартиры смотрит на горы, нависающие над городом, и размышляет о том, какой новый сюрприз приготовили ему боевики хути, засевшие на горном плато.
Год прошел с того момента, как король Саудовской Аравии Салман взошел на престол. Итоги года его правления, как минимум, неутишительны. За рекордно короткий промежуток времени Саудовская Аравия увязла в двух войнах, которые не может выиграть – в Сирии и Йемене. Это уже не может выносить и сама саудовская элита. Некоторые, включая могущественного магната принца Талаля бин Абдуль-Азиза открыто критикуют режим.
Другие начинают вспоминать о том, что Йемен, как и Афганистан, на протяжении истории был кладбищем для захватчиков. Влиятельный ваххабисткий проповедник Салман аль-Уда удивляется и вопрошает: “На что были потрачены миллиарды долларов, зачем были убиты тысячи людей, если мы сегодня находимся в том же месте, с которого начали?”
Но Саудовская Аравия не стоит на том же месте. Скорее, она катится в пропасть.
Генерал-майор Саад Олийан, командующий саудовскими силами в Наджран, из окна своей штаб-квартиры смотрит на горы, нависающие над городом, и размышляет о том, какой новый сюрприз приготовили ему боевики хути, засевшие на горном плато. Они выдавили саудовских пограничников с нескольких постов, и получили возможность обстреливать Наджран. Это уже привело к эвакуации более 7 тысяч человек из приграничных деревень.
Саудовская артиллерия ритмично бьет по предполагаемым позициям хути. Но это не мешает хути регулярно обстреливать “Катюшами” саудовскую территорию. Убиты 80 гражданских лиц, в том числе , 25 – в Наджран. Одна ракета разорвалась прямо перед штабом генерала Олийана. Другая вышибла витрины в только что построенном отеле, которые как раз собрались открывать. На генерала Олайана с постера на стене растерянно смотрят король Салман и назначенные им наследники.
Жители бежали из окружающих саудовскую базу районов в кварталы, которые кажутся им более безопасными. Вокруг стоят разрушенные дома и детские сады. Пакистанские рабочие играют в крикет в городе-призраке.
Молодой министр обороны Саудовской Аравии, и ее де-факто правитель, принц Мухаммед бин Салман настаивает на том, что война выиграна. Его коалиция захватила Аден и 80% йеменской территории. Но большие города – Сана, Таиз и Ибб по-прежнему в руках “мятежников”. Переговоры о мире забуксовали. Они должны были возобновиться 14 января, но “отложены на неопределенный срок”.
Доверенное лицо принца Мухаммеда говорит: “Мы занимаемся менеджментом конфликта, а не его разрешением. Такая ситуация может сохраняться долгие годы”. Этот же человек говорит, что время бахвальства, когда саудовские генералы обещали победный парад в Сане, прошло. Теперь у Саудов – ограниченные цели. Они должны дать понять Ирану, что его прокси не удастся подмять под себя Йемен, как это удалось раньше с Багдадом, Бейрутом и Дамаском.
Против Саудов воюет странная коалциия – хути, идущих в бой с амулетами – ключами и визами в Парадиз, и остатки регулярной армии Али Абдуллы Салеха, человека, который дольше любого другого властителя правил арабской страной. Это – по настоящему смертельный коктейль. Хути пытаются выстроить собственную “Хизбаллу”, в то время как ветераны Салеха, располагающие огромным опытом операций в Йемене (только против своих нынешних союзников хути они вели шесть войн, начиная с 1994 года), обстреливают своих бывших патронов СКАДами и устраивают против них болезненные диверсии.
Проповедники на йеменском ТВ призывают к восстановлению шиитского имамата не только в Йемене, не только в трех приграничных провинциях, откушенных у Йемена Саудами в 1934 , но и в самой Мекке. Это кажется бредом, но Саудов бьет мандраж. Войска генерала Олийана даже и пытаются вторгнуться в Саада- бастион хути сразу через границу. Они лишь защищают – как могут, и не очень успешно, саудовскую территорию.
Издержки Саудов растут. Планы о бездефицитном забыты. Принц Мухаммед шлет к границе войска – свои и союзников. В аэропорту Наджран развернута батарея американских Patriot – против СКАДов, которыми господин Салех периодически обстреливает города на юге Саудовской Аравии. В городе появился кувейтский батальон. Пакистан обещает помощь.
Через границу идут йеменские беженцы. Их количество перевалило за полмиллиона. Уровень контрабанды – людей, оружия, и, возможно, боевиков-хути, высок как никогда.
Между тем значительная часть “освобожденных территорий” – включая части Адена, Мукалла, Абайян, Дали оказались в руках Аль-Каиды или ее соперника – Исламского Государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий