На испытаниях выяснилось, что действительные выбросы были выше заявленных в 15-35 раз у модели Jetta, в 5-20 раз – у Passat. Представители концерна не стали отпираться и признались, что программное оборудование, позволявшее манипулировать результатами тестов, было установлено, кроме Jetta и Passat, на моделях Beetle, Golf и Audi A3, оснащенных дизельным двигателем типа EA 189 объемом 1,2 л, 1,6 л и 2 л. На эту деталь мы обращаем внимание читателей не случайно.
Из разоблачений были сделаны выводы: Volkswagen отзывает почти полмиллиона автомобилей, проданных в Америке; подал в отставку глава концерна Мартин Винтеркорн, которому уже предъявлено судебное обвинение в мошенничестве, и такая же участь постигла ряд других руководителей немецкого автомобильного гиганта. Концерн сразу наметил выделить на покрытие расходов, вызванных скандалом, 6,5 млрд евро, и эта сумма уже превышена (6,7 млрд). Прибыль Volkswagen сменилась убытком, упал оборот, обвалились акции (см. рис.).
Самое главное, однако, даже не финансовые потери, а удар по репутации, причём не только самого Volkswagen, но и Германии как страны, работающей на экспорт и являющейся третьим крупнейшим экспортёром в мире. В 2013 году на долю автомобилей и запчастей приходилось более 17 % немецкого экспорта, это была самая доходная статья экспорта ФРГ: следующее за автомобилестроением машиностроение давало 15 % всего экспорта (в начале 1980-х гг., наоборот, машиностроение обгоняло автомобилестроение по объему экспорта).
Так что американское Агентство по охране окружающей среды, можно сказать, поставило «синяк под глазом» не только немецким автомобилестроителям. И, не останавливаясь на достигнутом, нанесло в первые дни ноября еще один удар, который немцы никак не ожидали: объявило, что аналогичные программы, занижающие результаты тестов, установлены и на двигателях объёма больше трёх литров. Тем самым американцы распространили свои претензии на модели VW Touareg, модели дочерней компании Audi- A6 Quattro, A7 Quattro, A8, de A8L и спортивный автомобиль Q5, а также на Porsche Cayenne.
Руководство Volkswagen на сей раз обвинения отвергает, но американская сторона продолжает на них настаивать.
Что в итоге? Пока чистый выигрыш получила японская Toyota, вернувшая себе мировое лидерство по продажам. Странно другое. Американское агентство начало расследование против немецкого концерна ещё полтора года назад - в мае 2014-го. В декабре прошлого года концерн отозвал с рынка Соединённых Штатов полмиллиона автомобилей и провел на них корректировки программного обеспечения. Казалось, вопрос исчерпан. Однако скандал был снова поднят в сентябре 2015 года, а затем раздут в начале ноября.
Самое сногсшибательное заявление по этому поводу сделала канцлер Германии. Выступая 2 ноября в Берлине на Publishers' Summit (ежегодное мероприятие, которое организует Союз германских издателей журнальной прессы), Ангела Меркель использовала обвинения против немецкого концерна… для агитации в пользу заключения Договора о торговом и инвестиционном партнерстве между США и Евросоюзом (TTIP). «Мы увидели, что нормы выбросов в США совсем не плохие», - заявила госпожа федеральный канцлер.
Поясним: противники заключения соглашения о Трансатлантическом партнёрстве опасаются, помимо всего прочего, снижения экологических норм, принятых в Евросоюзе. Чиновников ЕС, правда, такие мелочи не беспокоят, как не беспокоит и действительно серьезная угроза, возникающая для европейских производителей, которые в случае подписания соглашения о TTIP не смогут выдержать конкуренции с американцами.
В истории с Volkswagen логика Ангелы Меркель выглядит уникальной. Канцлер Германии, вместо того чтобы попытаться защитить одного из крупнейших немецких работодателей и любимый немцами народный автомобиль, выразила… восхищение американскими партнёрами. Другими словами, прибегла к проверенному временем средству, применявшемуся всеми федеральными канцлерами, которые подолгу оставались в своём кресле. Во всяком случае, это безопаснее, чем, подобно вице-канцлеру Зигмару Габриэлю, говорить о возможной отмене антироссийских санкций и посещать Москву с визитами. Кстати, заметим: первоначально скандал вокруг Volkswagen вспыхнул именно по следам такого заявления Габриэля (после чего ему вскоре пришлось взять свои слова обратно), а новый виток скандала стал раскручиваться после последней поездки Габриэля в Москву. Кто ещё верит в случайность подобных совпадений?
Комментариев нет:
Отправить комментарий