Если, по известной «партнерской» практике, наблюдать за мировыми политическими процессами в логике шахматной партии, то фигура Турции — это ладья. Она способна нанести прямой роковой удар по любой цели с использованием огромных сил и средств. Более того, это защищенная ладья — страна является членом НАТО.
На фоне баталии, которая развернулась на Ближнем Востоке, турецкая ладья проявляет активные признаки беспокойства. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно демонстрировал готовность нанести открытый сокрушительный удар по Сирии, добиться силового свержения президента этой страны Башара Асада. Однако игрок, тот, кто определяет действия фигур, в данном случае на ближневосточной арене, не гарантировал полное прикрытие своей ладьи.
В чем была проблема Реджепа Эрдогана до прошедших 1 ноября парламентских выборов в Турции, и в чем она состоит сегодня, по их итогам?
Курс на смещение Башара Асада путем поддержки оппозиционных сил, в том числе участие в формировании и оснащении радикальных террористических групп, не привел к результату. Наоборот, агрессивное размежевание в Сирии способствовало еще большему сплочению и усилению курдского фактора, который словно детонатор срабатывает в самой Турции.
Победа в сирийском кризисе — была задачей максимум для Эрдогана в первые годы войны, и она оказалась недостигнутой. Точно так же турецкий президент, лидер Партии Справедливости и развития (ПСР) не смог добиться нужного результата на очередных парламентских выборах в июне 2015 года. А они были своеобразным трамплином для президента Эрдогана, пересевшего из премьерского в президентское кресло с дальней целью реформировать Конституцию. Осуществить переход к президентской форме правления.
Сложнейшая игра президента Турции на внешней и внутренней аренах дала сбой в самом важном совмещенном элементе — курдском вопросе. Ибо, как оказалось, нельзя уничтожать курдов в Сирии и строить с ними добрые отношения в самой Турции, где эта разделенная нация составляет около 15 процентов населения. По итогам тех выборов, курды вошли в парламент — Великое Национальное собрание с беспрецедентным числом мандатов. Эрдоган лишился возможности де-факто закрепить свою президентскую власть.
Тем временем, ситуация в Сирии вышла из-под контроля. Вмешательство России закрыло горизонт для удара турецкой ладьи, она оказалась пришвартована к берегу, без возможности для маневра. До этого теракты в Суруче и Анкаре стали предвестниками внутреннего масштабного взрыва, неизбежного после официального выхода Турции из мирных переговоров с курдами Абдуллы Оджалана. Последний на фоне бедствий, свалившихся на его народ, открестился от всего. Приговоренный к пожизненному сроку в одиночке на острове Имралы, Оджалан призвал курдов забыть о своем существовании, то есть полностью развязал им руки.
Гражданская война становится безальтернативной перспективой для Турции. А для Эрдогана безальтернативными становятся внеочередные парламентские выборы 1 ноября, призванные выйти на другую вертикаль, отчалить от блокированного со всех сторон берега.
Что Эрдогану и его ПСР и удалось частично осуществить. В период с июля по ноябрь Турция консолидировалась перед внешними (Сирия) и внутренними (курды) угрозами. Речь идет, прежде всего, о государственном аппарате, армии и националистически настроенной части населения — традиционном электорате Эрдогана. Выборы 1 ноября показали внутренний потенциал Турции, готовый поддержать свою власть в объективно сложную минуту. Турки дали Эрдогану карт-бланш, прежде всего, для обеспечения собственной безопасности. Нельзя исключать, что решительные действия России и российского президента Владимира Путина стали образцово-показательными и для Эрдогана, и для его сторонников. Без сильного президента Турция не выберется из кризиса, а турецкая ладья будет потоплена торпедами с разных сторон.
Правящая партия ПСР победила на досрочных выборах в Турции. Задача недопущения в правительство представителей курдского меньшинства тем самым достигнута. Но при этом мира с курдами уже нет! Партия Эрдогана, которую повел на выборы премьер-министр Ахмед Давутоглу, может самостоятельно сформировать правительство. Однако результат в 49% не позволяет партии Эрдогана сформировать конституционное большинство. Таким образом, основные цели Эрдогана — разрешение курдской проблемы и изменение Конституции — все так же остаются в перспективе. Точно так же в перспективе, но на заметном удалении и в глубокой дымке, остается урегулирование сирийского кризиса с учетом интересов Турции.
Каким образом Эрдоган будет решать эти три проблемы? Очевидно, ему придется очень тщательно взвешивать ситуацию на всей шахматной доске. И здесь можно увидеть, что маневры турецкой ладьи происходят в водах, где несет дежурство другая региональная ладья — Иран. Все вопросы и проблемы, связанные с Сирией и курдами неминуемо привлекают внимание Тегерана, коренным образом затрагивают его интересы. С другого фланга маячит тень ближневосточного слона — Израиля. Турецко-израильские отношения находятся в глубоком спаде, и собственно с этого спада и начались турбулентные изменения и кровавые баталии на Ближнем Востоке.
Прогнозировать действия нового турецкого правительства в условиях перекрестной дестабилизации крайне сложно. Однако можно предвидеть, что опытный политик Эрдоган после успеха на выборах возьмет паузу, вновь взвесит все за и против, возобновит мирные переговоры с курдами с более выгодных позиций, а также постарается отмежеваться окончательно от фундаменталистских и террористических групп в Сирии. Турция может выйти из регионального кризиса только через переосмысление ведущейся глобальной игры — всей шахматной партии. Анкара будет вынуждена пересмотреть некоторые, казалось бы, незыблемые варианты поведения региональной ладьи. Это кажется невозможным, но в политической шахматной партии фигуры имеют способность преображаться, приспосабливаться к новым реалиям. Это доказывает история. И игра между гроссмейстером и новичком отличается по задачам и качеству фигур от игры между двумя гроссмейстерами.
Однополярный мир катится к закату. Турецкий народ дал Эрдогану свой вотум доверия, прежде всего, потому, что явственно видит в нем лидера, способного качественно видоизменить потенциал и направление Турции, как сильной геополитической фигуры. Для этого придется либо корректировать внешнюю политику — в сторону от кризисной Европы, не принявшей Турцию в свои ряды, и «высокомерной администрации» в Вашингтоне, к новым евразийским горизонтам — к Китаю, Ирану и России. Либо готовиться к более широкому вовлечению в военные действия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий