Москва стремится привлечь США к полному спектру взаимодействия...
Драма американо-иранской оттепели и дипломатический спор из-за химического оружия Сирии не могут скрыть реальности на местах, которая состоит в том, что характер войны в Сирии разительно меняется. Москва осознаёт данное обстоятельство, и это могло стать причиной высказывания президента Владимира Путина, сделанного им ранее на этой неделе, о том, что дела идут в правильном направлении.
Москва надеется на то, что российско-американские отношения, основываясь на последней американо-российской инициативе по сирийскому оружию, смогут перейти на более высокую траекторию.
В четверг помощник Путина Юрий Ушаков приоткрыл, что во вторник на саммите форуме Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества на индонезийском острове Бали может пройти встреча между Путиным и президентом Бараком Обамой. Инициатива исходила с российской стороны и «сразу же была подхвачена американской», а пока подтверждение ожидалось, Ушаков сказал: «Думаем, что такая встреча состоится».
Судя по всему, Москва не учла возможности того, что внутриполитические заботы могут заставить Обаму отменить свою поездку в Индонезию, что он и сделал.
Война меняет ход
Тем временем, в понедельник в эксклюзивном репортаже маститого ближневосточного корреспондента газеты Independent Роберта Фиска был раскрыт тектонический сдвиг в сирийской войне.
Фиск поведал о том, что представители Свободной Армии Сирии (САС) из Алеппо установили контакты с сирийским правительством, а в Дамаске для встречи с высокопоставленным чином штаба президента Башара Асада под данные правительством гарантии безопасности побывала делегация повстанцев из двух человек.
Теперь САС позволит возобновить в удерживаемых повстанцами районах Алеппо работу таким правительственным службам и учреждениям как школы, а в некоторых районах имеющей стратегическое значение провинции Хомс бои между САС и армией прекратились.
Фиск предполагает, что участившиеся случаи перехода из рядов САС на сторону связанного с «Аль-Каидой» фронта «Аль-Нусра» и неоспоримое господство радикальных исламистских группировок разрушили иллюзии «умеренных» повстанцев.
После меня хоть потоп
Резким тревожным звонком для западных столиц прозвучали входящие в эту тенденцию недавняя массированная атака на христианские церкви в Раке и жестокое нападение группировки аль-Нусра на древнюю христианскую деревню Маалула. В прошлую пятницу в Бейруте собрались епископы и патриархи со всего региона, чтобы посетовать на то, что для христиан Ближнего Востока арабская весна «обернулась зимой, сталью и огнём».
В политическом отношении вырисовывается следующая картина:
- Рост влияния в Сирии связанных с «Аль-Каидой» группировок подводит США, Россию и Иран к единой позиции по отношению к «Аль-Каиде» как к общему врагу;
- Сообща или порознь, от этих стран можно ожидать принятия мер по недопущению того, чтобы Сирия стала тренировочным лагерем Аль-Каиды;
- США и их западные союзники могут даже вообще рассмотреть возможность посыпания нафталином идеи отправки САС технологичного оружия ввиду угрозы того, что оно может попасть в руки связанных с «Аль-Каидой» группировок;
- Недавнее объявление об образовании «Исламского альянса» экстремистских группировок приводит к установлению новой поляризации, в которой у умеренных и светских элементов будет больше общего с режимом, чем с джихадистскими группировками. Фиск сообщил, что некоторые представители САС сформировали так называемый Национальный союз спасения Сирии, имея намерение на проведение переговоров с режимом.
- Когда борьба между джихадистами и исламистами обостряется – а есть сообщения о жестоких столкновениях – потери несёт исламизм в целом как путеводный маяк для будущего Сирии;
- В равной степени страны региона, поддерживающие исламистские повстанческие группировки в Сирии, будут вынуждены пересмотреть свои прежние взгляды. Король Саудовской Аравии Абдалла пригласил президента Ирана Хасана Роухани на паломничество «хадж».
- На политической шахматной доске растёт значение президента Асада. В придачу к продемонстрированной им за всё это время живучести, он также берёт на себя новую роль контактного лица ООН – гаранта успеха миссии экспертов из Организации по запрещению химического оружия. Асад теперь оказывается единственной фигурой, способной сдержать потоп «Аль-Каиды» в Сирии.
Демократию на ишаках
Резюмирует видный турецкий обозреватель газеты «Хюрриет» Семих Идиз:
Давайте смотреть фактам в лицо, война в Сирии больше не имеет ничего общего с борьбой против жестокого диктатора во имя демократии. Не имеет уже какое-то время. Война теперь идёт за то, будет ли Сирия управляться по нормам суннитского шариата или останется светской страной, пусть и не демократической.
Любопытно, что Сергей Иванов, влиятельный глава администрации президента в Кремле, выложил в понедельник в откровенном интервью всё остальное. «Там [в Сирии] давно нет войны правительства против оппозиции» – заметил он. Далее он продолжил:
К Западу приходит понимание, что, возможно, [cирийскую] оппозицию надо разделить. Прекратить попытки убеждать «Аль-Каиду» и других экстремистов говорить о «Женеве-2». И желательно при этом не вооружать… можно для начала разделить оппозицию на две части и пригласить на «Женеву-2» как представителей Асада, так и, условно говоря, вменяемую оппозицию. И начать диалог.
Затем Иванов забежал немного вперёд и подбросил совершенно оригинальную мысль:
Конечно, говорить о свободном волеизъявлении Сирии наивно и смешно, но если уж мы договорились о том, что признаем основы демократии, давайте попробуем организовать честные выборы. Примерно как в Афганистане. Если помните, на последних выборах там на ишаках полгода везли бюллетени, затем считали… Но мы и это готовы признать. Только вы сначала договоритесь о правилах игры.
По иронии судьбы, именно Россия подталкивает Сирию попробовать с либеральной демократией, самое раннее уже в ходе президентских выборов в мае 2014 года. А вот США продолжают хранить молчание.
Администрация Обамы надеется вновь вернуться к сирийской проблеме только после достижения большей ясности на иранском фронте.
Однако проблема у Обамы есть и на другом участке, а именно, как убедительно довести эту занимательную идею «афганского решения» сирийского вопроса от русских своим региональным союзникам – Турции, Саудовской Аравии и в первую очередь Катару, который и подумать не мог, что события примут такой непредвиденный оборот.
К счастью, если головную боль Обамы представляет собой Саудовская Аравия, то и здесь российская дипломатия может помочь. В понедельник в Москве был важный гость из Джидды – генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмеледдин Ихсаноглу.
Так вот, ОИС несёт на себе печать официального разрешения режима Саудов. Во время визита Ихсаноглу Россия подписала с ОИС рамочное соглашение, предусматривающее двусторонние консультации по основным вопросам международной проблематики, «включая вопросы урегулирования конфликтов, в которые вовлечены страны-члены ОИС».
Забрасывая сеть широко
На более широком плане, российские ожидания состоят в том, чтобы быстро развить то, что в своём выступлении во вторник Путин отметил как «общее достижение» России и США относительно ликвидации сирийского химического оружия. Ожидания Москвы состояли в том, чтобы на переговорах Путина и Обамы на Бали поставить в центр внимания тему мирных переговоров по Сирии. Встреча бы показала, насколько Обама готов следовать российскому примеру по вопросу Сирии.
Естественно, Обама был бы в курсе, что Россия забрасывает сеть широко с целью начать с Сирии российско-американское взаимодействие по полному спектру. Ведь в последние 10 дней между Россией и Организацией Североатлантического договора имели место две встречи на высшем уровне по обмену взглядами относительно изменения планов США в отношении ПРО, о котором в марте 2013 года было объявлено министром обороны Чаком Хейгелом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий