ПОСЛЕДСТВИЯ АССОЦИАЦИИ УКРАИНЫ С ЕС - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КИЕВА ...
ДЕПУТАТЫ ЕВРОПАРЛАМЕНТА
ДЕНИС ТАРАСЕНКО
Вопрос Тимошенко уже решен
16 октября 2013 23:08
В случае подписания договора об ассоциации Украины с Евросоюзом и договора о свободной торговле с ЕС, Украину могут ожидать потрясения, если Россия выполнит свое обещание по защите внутреннего рынка и закроет его для украинской продукции. Это в Киеве должны очень четко понимать, и определиться – в какую сторону двигаться. Тем временем, проблема Юлии Тимошенко не станет препятствием на пути сближения Украины с Евросоюзом. Такое мнение корреспонденту OSTKRAFT в Страсбурге высказали депутаты Европарламента избранные от председательствующей в настоящий момент в ЕС Литвы.
«Литва выжила в блокаде 90-х, выживет и Украина»
По мнению депутата Европарламента от Литвы, избранного по спискам Социал-демократической партии Литвы Зигмантаса Бальчитиса, ЕС не будет давить на Украину, а ее конечное решение станет ответственностью политиков в Киеве.
Подписывая договор об ассоциации с ЕС Украина рискует, а в России об этом неоднократно заявляли, полностью потерять российский рынок, а Евросоюз эти товары просто не примет - они во-первых не соответствуют стандартам ЕС, а во-вторых просто не нужны. Например, как космическая промышленность. Не получается так, что лоббируя подписание Украиной ассоциации с ЕС и договора о свободной торговле, мы сами толкаем ее к катастрофе?
Договор об ассоциации как раз и предусматривает постепенное внедрение стандартов ЕС. Конечно, для этого понадобится определенное время. Именно по этому сама Украина должна определиться, в каком направлении она хочет развиваться: или в демократическом, или в таком, что если вы сделали что-то плохое, тогда с вами случится то и то, если вы что-то плохое сказали про нас, получите это и это. Это должна решить только сама Украина.
Мы же видим, что уровень жизни в Литве не снизился после вступления в Евросоюз. Наоборот. Увеличился и намного. Думаю, что увеличится и на Украине. Сегодняшние проблемы... Вспомните, что было с Литвой в начале 90-ых годов. Блокада была. Даже бензина не было. И ничего. Как-то не пропали с карты мира.
Вы считаете, что договор об ассоциации Украины с ЕС будет подписан?
Я бы не хотел бежать впереди событий. Я знаю, что с обеих сторон предпринимаются усилия. Я знаю, что украинцы, или по крайне мере руководство, хочет идти по этому пути развития. И я это приветствую.
Как вы смотрите на проблему Юлии Тимошенко? Существует несколько мнений: одни утверждают, что никакой договор с Украиной не должен быть подписан пока она в заключении, а другие предлагают найти компромисс. Еще есть президент Янукович, у которого свои амбиции, а это его главный политический конкурент. Как поступить?
Для этого и есть президенты, у которых есть свое видение. Но мы точно видим, что в последнее время как ЕС, так и президент Украины предпринимают шаги для поиска решения этого вопроса.
Для Вас лично вопрос освобождения Юлии Тимошенко до подписания договора об ассоциации - это принципиальный вопрос?
Я не понимаю, причем здесь я лично.
Вы европарламентарий.
Да, я парламентарий. Стратегические вопросы - это очень важно. Права человека также важно, нет тут каких-то моих личных законов. Я только поприветствую, если ЕС и Украина найдут пути решения того, как дальше двигаться по пути широкой интеграции.
Вопрос Тимошенко уже решен
В то же время депутат ЕП от Литвы, также избранный по спискам социал-демократов Юстас Палецкис уверен, что программа «Восточного партнерства» чрезвычайно важна для самой Литвы, а вопрос Юлии Тимошенко, по его словам, уже решен. Он также согласен, что вся ответственность в случае подписания ассоциации Украины в ЕС ляжет только на плечи официального Киева, а Евросоюз попросту предоставляет возможности, но никак не ответственен за дальнейшее развитие Украины.
Литва председательствует в ЕС, а венцом этого председательства станет саммит Восточного партнерства в Вильнюсе. Почему эта программа так важна для Литвы и мы так стремимся страны участников проекта – Украину, Грузию, Молдавию, Армению, Белоруссию, и Азербайджан – сблизить с Европой? Зачем нам это нужно?
Эта программа включает в себя интересы всего Евросоюза. Литва еще более чувствительна к этому, поскольку мы не на Западе, не на Севере и не на Юге ЕС, а на Востоке. Весь ЕС, и особенно новые страны, заинтересованы, чтобы у нас на границах были прогнозируемые и стабильные государства, которые шли бы по пути прогресса и демократии, экономической стабилизации. А это экономические реформы, соблюдения прав человека, демократия. На мой взгляд это отвечает интересам этих народов. У Литвы 900 км границы со странами Восточного партнерства. Это одна из наиболее протяженных внешних границ ЕС, по этому мы заинтересованны, чтобы и на границе было все в порядке, и за ее пределами также.
При этом в этом вопросе сталкиваются интересы с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. В России уже не раз подчеркивали, что в случае подписания договора об ассоциации Украины с ЕС, Россия будет защищать свой рынок, и закроет его для украинской продукции. А в этом смысле, как известно, Украина значительно зависит от России. Особенно в своей тяжелой промышленности. Европа, тем временем, не предлагает Украине свои рынки сбыта, хотя теоретически, после подписания договора о свободной торговле, перед Украиной открывается гигантский европейский рынок в 0,5 млрд потребителей. Но это только теоретически, и это видно по Литве, которая давно в ЕС, но с трудом находит ниши сбыта своей продукции на территории ЕС. Как тут быть, мы своим активным лоббированием Украины в программе Восточного партнерства не толкаем Украину в пропасть?
Каждый народ должен сделать сознательный и свободный выбор. При вступлении в ЕС в любой стране должен проводиться референдум. По этому, если Украина не захочет вступать в ЕС, она в него никогда и не вступит. Тем более, что ЕС очень демократическое образование. Если хоть одна из 28 стран выскажется против вступления нового члена, то этот член не будет принят. Должно быть полное единогласие.
Ваш вопрос обоснованный. Народ каждого государства должен сам сделать выбор, и этот выбор должен быть сделан не под давлением.
Я полагаю, что для Украины наиболее приемлемым вариантом было бы иметь тесные политические, торговые и экономические отношения и с Евросоюзом, и с Россией. Сумеют ли они так лавировать – я не знаю. Но каких-то простых решений не бывает и это далеко не означает, что подписание ассоциации означает вступление. Турция такой договор подписала 60 лет назад. Они до сих пор так и не вступили в ЕС и в обозримом будущем такой перспективы не предвидится.
Один из самых больших непростых вопросов – это вопрос освобождения бывшего премьера Юлии Тимошенко. Для вас этот вопрос принципиальный – ее освобождение перед саммитом в Вильнюсе, или тут может быть какой-то компромисс?
Да, я думаю, что в принципе все уже решено. Мой прогноз, что вопрос будет решен положительно. Юлия Тимошенко написала президенту Украины письмо, которое можно расценивать как прошение о помилование. Это было условие. Конечно, может всякое случится. Но лично я не сомневаюсь, что она сможет выехать на лечение в Германию и это препятствие будет снято.
«Рано или поздно Украина найдет рынки сбыта»
Непростые времена для Украины прогнозирует и депутат ЕП от Литвы, избранный по спискам либералов, литовский философ, ученый и общественный деятель Леонидас Донскис. Однако, уверен политик, после череды потрясений обязательно наступит прогресс.
Российские власти очень четко дали понять Украине, что если вы решили двигаться в Евросоюз, то тогда даже не думайте про наши рынки. Если Украина подпишет ассоциацию с ЕС в ноябре в Вильнюсе, а Россия выполнит свое обещание закрыть рынки, то что произойдет с Украиной? Ведь ЕС тоже не будет принимать украинскую продукцию на своих рынках потому, что она во-первых не соответствует стандартам Евросоюза, а во-вторых – просто не нужна, как, например, космическая отрасль Украины, основным заказчиком которой является Россия. Не получается ли так, что лоббируя интересы Украины в Евросоюзе, мы на самом деле подталкиваем ее к очень тяжелым временам?
Это естественно. Если есть позиция, что надо наказать страну, которая стремится сблизиться с Евросоюзом, то есть цена, которую этой стране неизбежно придется заплатить. Если Россия твердо решила преподнести такой урок, то политические элиты Украины должны сами очень хорошо оценить ситуацию, и принять решения – боятся они этого или нет.
Просто проблема связана с самой Россией. Ну, хорошо - преподнесет она этот урок. Украина будет испытывать большие проблемы, которые, кстати, в свое время испытали и страны Балтии, когда в начале 90-ых была экономическая блокада. И что из этого? Неужели Россия сама хочет разрубить дружеские отношения с этой страной? Изменить взгляд на себя? И в итоге самой ориентироваться только на страны Таможенного союза, в которой останутся в первую очередь только страны Средней Азии? Сблизиться тем самым только со странами этого региона? Да, там мощные рынки. Я понимаю, что в том регионе есть такие мощные страны, как Казахстан, например. Или как Узбекистан и Туркменистан. Последний, кстати, мощный поставщик газа и в определенном смысле даже конкурирует с Россией за китайский рынок.
Но в чем логика? Неужели Россия хочет из-за того, что ей кажется, что задеты ее амбиции как супердержавы, отказаться от своего соседства с Европой? Неужели она хочет отказаться от всех дружеских нитей и затолкнуть себя в чисто азиатские объятия? Этот сценарий, если на него смотреть с точки зрения долгосрочной перспективы, неблагоприятен для самой России. Как мне кажется, тут просто задеты амбиции большой и мощной страны. России обидно, что ее не слушают.
Путин иногда смотрит на Евросоюз как на орудие новой холодной войны. Но тут нет ситуации холодной войны. Россия торгует с Францией точно также как и с другими странами. Господа, нет никакой холодной войны. Попросту нарушена логика. Неужели Германия становится предателем США из-за торговли с Россией? Неужели Украина, которая хочет сблизиться с Евросоюзом на сто процентов по экономическим соображениям, из-за желания в будущем лучше жить, из-за желания элиты пользоваться всеми привилегиями западных стран, как-то демонстрирует этим свою нелюбовь к России или к русским? Ведь даже элита самой России, что бы они там не говорили, точно также хочет этой хорошей жизни, да они и сами там живут – в Ницце, других городах, их дети учатся на Западе. В чем проблема?
Мне кажется, что в реакции российской элиты есть такая определенная подростковая заносчивость. Мол, были мы когда-то могущественными, а сейчас нас не любят. Ну при чем здесь это? Ведь речь на самом деле идет о совершенно других вещах.
Я не сомневаюсь, что у Украины могут быть проблемы. Если ее продукцию всегда покупала Россия, а Европе она не нужна, то трудности будут. Но рано или поздно Украина найдет рынки сбыта своей продукции в Европе. Но разве Россия выиграет, когда сама перестанет после этого быть другом для Украины? Да, сегодня сделает реванш, заставит Украину плохо себя чувствовать, но что из этого? Если смотреть с перспектив того, что будет через 10-15 лет, то самой России не выгодно себя изолировать. Это большая страна, которая сама имеет огромный потенциал. И экономический, и культурный, научный. Зачем ей самой становиться заложником своей сегодняшней сиюминутной реакции? Это не умно.
Мне кажется, что вместо этой враждебной риторики, нужно перезагружать отношения. Не Америке с Россией, они, по правде, и не были плохими. Россия должна перезагрузить свои отношения со своими соседями. Со странами Балтии. Президент Путин, который с 1999 года ни разу не был в странах Балтии, хоть один раз должен посетить страны Балтии. Чтобы гимн России прозвучал у нас. Чтобы его почтили руководители государств. Чтобы, наконец, исчезло это недоверие и пароноидальная не любовь друг к другу.
Перезагрузив отношения со странами Балтии, я надеюсь, стали бы нормализовываться отношения с той же Украиной. Которая и не предавала Россию, которая никогда не обязывалась всю свою историю находиться в стратегическом союзе с Россией.
Посмотрите, Литва стала членом Евросоюза и НАТО. И что, она перестала торговать с Россией? Литовцы перестали читать русские хорошие книги? Слушать русскую музыку?
Я боюсь, что мы получили плохое наследство со времен холодной войны, оно до сих пор в наших головах, и особенно в России. И это плохо. Я помню, как президент Горбачев после встречи с Рейганом в Рейкьявике, будучи раздраженным, что не удалось договориться по ракетам, воскликнул, что Рейган привез весь хлам с нашей последней встречи. Так вот, у нас накопился весь хлам конца ХХ века. Ничего нового. По этому надо радикально менять всю парадигму. Вся эта враждебная риторика, все эти войны – что они хорошего дают России или нам? Абсолютно ничего. Да, у нас проблемы, экономические потери, мы вынуждены не от хорошей жизни обращаться за помощью в Еврокомиссию, но, с другой стороны, а что в этой ситуации выиграла Россия? Ничего. Никакой победы, а простая дань прошлому.
Я не смотрю пессимистично в будущее. Мне кажется, что если и не этот президент России, то следующий, поймет элементарную вещь: Россия имеет все шансы быть уважаемой, а, может даже и любимой, другом Евросоюза. Это европейская страна, которая, будем реалистами, может быть гораздо ближе Китая. Почему не воспользоваться этим шансом? Когда уже совершенно понятно, что Евросоюз – это факт, что членство стран Балтии в ЕС – факт. Факт и то, что часть стран Восточного партнерства хочет сблизиться с ЕС. Не стать членом ЕС – это не так просто и длительный процесс. Но хотя бы сблизиться. Украине, Молдавии. Но что это меняет?
Справка:
Зигмантас Бальчитис, литовский политик, экономист, математик. Родился 16 ноября 1953 г. в небольшом городке в Шилутском районе (Литва). В 2000-2009 годах член Сейма Литвы, в 2009 – депутат Европарламента от Литвы. Дважды занимал должность министра транспорта Литвы, работал министром финансов Литвы.
Юстас Палецкис, литовский политик. Родился 1 января 1942 г. в Куйбышеве. Подписант Акта о независимости, дипломат, многократный член Сейма Литвы, работал послом Литвы в различных странах, занимал различные должности в МИД Литвы, был советником по международным отношениям президента Литвы Альгирдаса Бразаускаса, депутат Европарламента от Литвы с 2004 года.
Леонидас Донскис, член Европейского парламента (2009-2014). Родился 13 августа 1962 года в Клайпеде. Доктор гуманитарных наук (Вильнюсский университет 1990 год), доктор социальных наук (Университет Хельсинки, Финляндия, 1999 год). Философ, политический теоретик и комментатор, аналитик социальных процессов, литовский общественный деятель. Семь лет работал в университетах США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Эстонии и Венегрии. Автор более 30 книг и 500 научных статей, некоторые из них переведены на датский, эстонский, итальянский, польский, португальский, французский, русский, финский, шведский, немецкий, украинский и венгерский языки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий