понедельник, 14 октября 2013 г.

Кому война, а кому мать мила...


Кому война, а кому мать мила(с)
14 окт, 2013 в 14:53


ivanovns.
Давно хотел написать про «особенности» ведения отечественного бизнеса, с которыми лично сталкивался, да все никак руки не доходили. Комрадам, имеющим собственный бизнес, рекомендую обратить на текст особое внимание.

Фишка первая.
Со второй половины 2008 по первую половину 2010 года многие отечественные бизнесмены нехило заработали на собственном разорении.
Как известно в стране тогда свирепствовал экономический кризис, компании закрывались одна за другой, объемы производства и продаж падали. Соответственно людей массово сокращали, как из закрывшихся компаний, так и из действующих, но временно приостановивших работу.
Многие винили в этом американцев с их ипотечным кризисом, международных банкиров и спекулянтов, но мало кто знал, что серьезно усугубили кризис в России наши отечественные бизнесмены самого разного уровня, которые мигом прочухали, как на истерии вокруг кризиса можно заработать. В результате стали массово применяться схемы, которые приносили деньги их организаторам, но при этом разоряли их добросовестных партнеров. Вот несколько из этих схем:
1. Самая «безобидная» - контрагентам просто переставали платить за отгруженный товар. Мотивировалось это тем, что кризис и денег нет, хотя с финансами все было в порядке. Цель здесь была как можно дольше убалтывать партнеров, чтобы они продолжали отгрузки, но при этом не подавали в суд. Длилось это два-три-четыре месяца, потом отгрузки прекращались и еще два-три месяца партнер требовал свои деньги устно и письменно, потом шел в суд, где судились от шести месяцев до года, а лишь потом с ним рассчитывались. То есть деньги отдавали за товар на год-полтора позже, чем полагалось по договору.
Фактически, таким образом, один бизнес в прямом смысле кредитовался за счет другого. Логика у первой компании такова, если я вовремя рассчитаюсь за полученный товар, то изыму эти деньги из своего оборота, и либо буду работать с меньшим объемом денежных средств, чем могла бы, что не очень хороши, либо придется идти в банк за кредитом. Банк дает кредит под 25-30 процентов годовых, да еще и обеспечение требует (залоги, поручительство). Если я продам поставленный товар и не рассчитаюсь, то на меня подадут в суд, взыщут проценты за несвоевременную оплату, но это по ложившейся судебной практики около 10% годовых, то есть крутить чужие деньги в своем бизнесе в 2,5-3 раза выгоднее, чем брать кредит.
Но, по крайней мере, здесь хоть деньги отдавались.

2. Преднамеренное банкротство. Параллельно с действующей компанией хозяева бизнеса создавали еще одну, как правило, с похожим названием, тем же руководством, по тому же адресу, одинаковой системой налогообложения. Далее с действующей компании на новую переводили активы: продавалось имущество и ликвидная дебиторка (иногда напрямую, иногда через серию прокладок), перезаключались выгодные контракты. Долги же по бизнесу, в том числе, за поставленный товар оставались на старой компании. Далее, на старую компанию старались получить как можно больше товара и взять займы, как реальные так и фиктивные (их делали те кто поумнее, ниже объясню зачем, после чего товар и деньги выводились за исключением никому не нужного барахла, а фирма переставала платить тем поставщикам, с которыми более не планировали работать. Естественно, кинутые поставщики судились, выигрывали дела, но ничего получить не могли, так как к этому времени у фирмы должника были нулевые активы.
Вся эта схема является уголовно наказуемой – статья 196 УК РФ «Преднамеренная банкротство». Но, к сожалению, эта статья, практически, не рабочая, количество приговоров по ней за 17 лет существования нового УК можно пересчитать по пальцам. Причин две, во-первых, ни для каких правоохранительных органов она не является профильной, то есть палок по ней с полиции или СК не требуют, вот те и не роют. Во-вторых, уголовные дела по ней возбуждают не по заявлению, обманутых кредиторов, а по заявлению арбитражного управляющего – а он захотел написал заявление, захотел не написал. Кроме того, арбитражного управляющего контролирует совет кредиторов, голосование в котором происходит пропорционально размеру дебиторской задолженности. Соответственно, ушлые должники рисовали незадолго до прекращения работы фиктивную задолженность на большие суммы (якобы, они у кого-то товар приобрели или заем взяли), чтобы иметь через подставных лиц большинство голосов в совете кредиторов и назначать лояльного арбитражного управляющего.
Были еще несколько более тонких вариантов применения этой схемы, например, с уходом в ликвидацию, а оттуда в упрощенную процедуру банкротства, но суть, я думаю, вы поняли.

3. Фиктивное банкротство.
Компания-должник, вполне платежеспособная и преуспевающая подавала на собственное банкротство. После чего кредиторам начинали выкручивать руки. Мол, ребята, вы же знаете, что в отличии от Запада, в России по результатам процедуры банкротства никто ничего не получает, так как, если какое-то имущество не было выведено заранее, то за копейки продадут арбитражники на подставные компании, в результате, или мы с вами договариваемся, или вы теряете свои деньги. Договариваться предлагалось о следующем, полное списание накапавших процентов и реструктуризация основного долга с разбивкой его выплаты лет на пять. То есть, как и в первой схеме, партнерам должника предлагалось беспроцентно кредитовать его за счет собственной оборотки. При этом поставки нового товара или продукции должны были возобновиться и за него платили своевременно. Многие прогибались, так как понимали, что, действительно, через банкротство своих денег, скорее всего, не увидят, а так хоть что-то получали.
Причем этим фиктивным банкротством грешили очень крупные компании, с миллиардными оборотами. А все почем, да потому, что уголовных дел по ФБ еще меньше, чем по преднамеренному банкротству, собственно, я не про один приговор за это не слышал.
В Москве и Питере многие юристы и адвокаты очень большие деньги подняли на организации для бизнесменов преднамеренных и фиктивных банкротств, причем, кое-кто из них в 2011 и 2012 яростно обличали власть за то, что те душат бизнес, в стране осталась только труба и пора валить.

Между тем вопрос этот более чем серьезный. Ведь из-за таких злоупотреблений было разорено немало добросовестных фирм, которые отгрузили товар, на изготовление или приобретение которого брались кредиты, покрывать которые предполагалось из оплаты, а в результате пришлось распродавать активы и потрошить оборотку, плюс налоги, плюс зарплата. Те кто не разорился, вынуждены были сокращать производство и торговлю, а это увольнение сотрудников. Реально, по стране десятки тысяч людей вышвырнули на улицу из-за этих схемоделов.
Поэтому меня самого изрядно злят, когда представители наших ассоциаций предпринимателей: РСПП, Деловая Россия, Опора России говорят о том, что за экономические преступления нельзя сажать, так как тут никого не убили, не искалечили. Кстати, из-за этого же и у государства руки не доходят до наведения порядка в этих вопросах, ведь государство по этим вопросам получает информацию и предложения от руководителей ассоциаций, а те не хотят закручивания гаек. Обманутые же бизнесмены действовали поодиночке.

Ну ладно, то что я описал выше – это дело прошлое, а теперь я хочу немного о будущем. Российский бизнес в прошлом году ожидал второй волны кризиса. Помню опрос РБК, где об этом заявили 40% опрошенных бизнесменов. Я точно знаю, что в прошлом году многие из тех кто «заработал», как описано выше, на первом кризисе, начали готовиться к новому. Подготовка эта сводилась к регистрации новых компаний и частичном выводе на них активов, то есть, многие бизнесмены планировали повторно кинуть или продавить своих контрагентов по накатанной схеме. Ко мне самому четырежды обращались с вопросами знакомые юристы, которые разрабатывали такие схемы, с вопросом, как бы я их мог порушить, если бы ко мне за помощью обратился кредитор – я одно время активно этим занимался. Однако кризис в 2012-2013 не наступил, а процессы запущены, как вы думаете, к чему это может привести? Впрочем, вопрос риторический.

Как сделать так , чтобы минимизировать риск пострадать от таких ушлых партнеров.
Во-первых, мониторьте положение своих контрагентов, подробнее я писал об этом здесьhttp://ivanovns.livejournal.com/102482.html
Во-вторых, мне очень импонирует подход Альфа-Банка, который хоть и нехороший банк, так как не дал мне кредитку, когда она мне была нужна, но тем не менее очень принципиально подходит к взысканию корпоративных долгов. У него есть жесткий срок, в течении которого клиент должен погасить просроченный кредит – 30 дней. Если этот срок истек, а денег нет, то Банк подает в суд. Далее переговоры по погашению долга идут параллельно с судебным разбирательством. В результате, пока остальные кредиторы жуют резину, Альфа успевает получить исполнительный лист и быстро начать принудительное взыскание, что очень важно. Банк снимает с должника то, что можно снять, а объедки достаются тем, кто пойдет судиться позже. Сейчас, кстати, некоторые банки перестали кредитовать бизнес, который уже занимал у Альфа-Банка и МДМ, который имеет схожий подход, так как это рассматривается фактором риска.

Фишка вторая.
Выше я писал про частный бизнес, теперь немного пройдемся по работе госкомпаний, которая сопровождается не только корпоративным подкупом, в простонародье - откатами, но и вымогательством.
Работал я зам.генерального директора в одной московской компании в 2009. Понадобилось нам расширить штат юристов, и мы дали объявление. Среди прочих соискателей пришла девушка, которая на вопрос, почему она решила сменить место работы рассказала следующую историю. До этого она работала в производственной компании, которая изготовила и поставила одному из структурных подразделений Газпрома свою продукцию – какую-то хренатень в виде сот, позволяющую укладывать трубы в вечной мерзлоте, чтобы эти трубы не тонули. Сумма сделки 100 миллионов рублей, под производство был взят кредит, плюс часть работ делали сторонние компании с отсрочкой платежа. Когда же пришло время расчета им ничего не перечислили, а руководителю позвонил неизвестный и сообщил, что денег не будет, пока с этой сотни не отстегнут десять лимонов, то есть 10%. Компания не могла позволить себе такого перечисления, поэтому дебиторку Газпрома продали на другое юрлицо, которое и договаривалось дальше с вымогателями, работников поувольняли, подрядчиков кинули, что там было с банком девочка не знала.
Подчеркиваю, это не откат, который мог быть запланирован заранее, а чистое вымогательство, когда деньги не платят под надуманным предлогам. То к качеству необоснованные придирки, то документы на оплату «потеряют», то нужную визу на документах не поставят, чтобы оплатить, а ведь там куча согласований. По-хорошему, тут надо идти в правоохранительные органы, либо в СБ Газпрома и писать заявление, но предприниматели боятся, как так, писать на Газпром, хотя тут мутят крысы – менеджеры среднего звена.
В результате, девочку мы не взяли, но история отложилась меня в голове, и я стал отслеживать аналогичные случаи. В результате понял, что это не разовая акция, а систематическое явление. Тогда у меня пришла в голову мысль, как эту порочную практику можно переломить и еще и заработать. Вышел я на СБ Газпрома с соответствующим предложением, там почесали голову, признали, что есть такая проблема и с ней уже устали бороться, так как стоит заменить одного менегера, как новый скоро начинает мутить и слишком многие с этого кормятся. А что, тут, как в песне Слепакова, мимо людей течет денег огромный поток, и от их закорючке на листе согласования зависит перечисление десятков и сотен миллионов рублей, вот и возникает соблазн попросить за закорючку дополнительную плату. Причем, началось это еще при Вяхиреве, но тогда брали 3-5 процентов, а сейчас от 10 до 25 процентов требуют.
В результате мне отказали, безопасникам проще с конкретными случаями разбираться, чем выстраивать предложенную систему противодействия подобной практике. Как мне стало известно, сейчас подобная же хрень начала происходить и в других госкорпорациях.

На мой взгляд, во многом тут виноваты сами пострадавшие, которые не понимают, что их разводит не Газпром, не господин Миллер, который на такие копейки не заморачивается, а мелкий вымогатель, которого легко взять за зад. А раз люди не пишут заявлений по факту вымогательства, не трясут газпромовских СБшников, которые были бы рады поработать над очисткой своих рядов, так как им за это премии дают, то вымогателями особо и не борются. А, между тем, это явление хуже откатов, ведь такие расходы не планируются при заключении сделок, соответственно, компании или придется сработать в убыток, или преднамеренно банкротиться.
На сим сегодня все.

Комментариев нет:

Отправить комментарий