вторник, 22 октября 2013 г.

Время сложных решений


Время сложных решений
На форуме в Сочи пытались понять, как выбраться из экономической стагнации
01 октября 00:05


Дмитрий Медведев на форуме объявил о переходе к новой экономической модели
Ситуация в российской экономике становится не на шутку тревожной. Но не в смысле того, что ее вот-вот настигнут катаклизмы. Премьер-министр Дмитрий Медведев на инвестиционном форуме в Сочи объявил своеобразную новую парадигму российской политики: пора простых решений прошла, и настало время для сложных. В чем сложность, понять нетрудно. Резюмируя дискуссии на форуме и все сказанное премьером, можно сделать вывод, что будущее развитие уже невозможно обеспечить без жертв.
Поиск того, чем можно пожертвовать во имя успешного преодоления российской экономикой трудной «развилки», и стал основной темой для ключевых сессий форума. Объявить его повестку Медведев решил заранее, опубликовав накануне статью, которую некоторые эксперты уже успели назвать программной, — под названием «Время простых решений прошло».
Экономический форум с олимпийским духом
Словно скрашивая мрачность повестки дискуссий форума, погода в Сочи встретила гостей ярким солнцем. Многие из прибывших были особенно приятно удивлены, учитывая слухи о непогоде и наводнении в Сочи, появившиеся накануне в интернете. Как оказалось на месте, масштаб бедствия был несколько преувеличен, хотя губернатор Александр Ткачев и пожаловался на погоду, которая, по его словам, была на редкость плохой и осложнила подготовку мероприятия. В день открытия форума, впрочем, в это верилось с трудом: небо было ясным, а асфальт — сухим. Возможно, именно хорошая погода создала приподнятое настроение и заставила чиновников и бизнесменов на один вечер забыть о деловой программе. Больше разговоров было о предстоящих Олимпийских играх, о которых невозможно было не думать в Олимпийском парке, ставшем местом проведения 12-го форума «Сочи».
По задумке организаторов форум стал пробным мероприятием для только что построенной площадки. Официально открывая его, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что гости Сочи уже сейчас могут опробовать олимпийский лед и почувствовать таким образом «дух Олимпиады». Впрочем, даже не катаясь на коньках, в ледовом дворце «Большой» гости инвестфорума и журналисты получили возможность поставить свои спортивные рекорды. Залы для дискуссий были разнесены на такое расстояние, что бегать приходилось очень быстро, чтобы везде успевать.
1,8% роста ВВП в 2013 году и чуть более 3% в 2014-м считаются теперь оптимистичными прогнозами
1,5 трлн руб. было проинвестировано в нефтянку в 2012 году, 45% из них вложила «Роснефть»
Необычно просторная площадка для форума позволила собрать 9 тыс. участников и провести одновременно десять «круглых столов», которые по различным направлениям развили дискуссию, начатую на пленарном заседании, — о состоянии и перспективах экономики России.
Хуже чем кризис
Содержание статьи Медведева, которое он излагал своими словами на пленарном заседании, могло показаться и новым, и одновременно смутно знакомым всем, кто следил за политической повесткой России последние несколько лет. Судя по ключевым ее тезисам, глава правительства предложил начать с признания застарелых, уже почти исторических проблем — возможно, чуть более откровенного, чем раньше.
Положение дел в экономике члены правительства характеризовали на форуме так, словно сговорились исключить малейший повод быть обвиненными в его приукрашивании.
Существующая модель с опорой на государственный спрос и конъюнктуру внешних рынков чревата нулевыми темпами роста, заявил Дмитрий Медведев на форуме, а в своей статье выразился еще жестче, назвав следование такой модели «дорогой к потере благополучия» и «дорогой в пропасть».
Самый большой риск на будущее, по мнению Алексея Улюкаева, — то, что мы не внедрим новую экономическую модель
Министр экономического развития Алексей Улюкаев в беседе с журналистами в кулуарах категорически опроверг слухи о приближающейся рецессии, но неожиданно заявил, что нынешняя ситуация ничем ее не лучше: «Мы не на пороге никакого кризиса, мы в состоянии стагнации. И, с моей точки зрения, это хуже. Потому что кризис — это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация — это ситуация с труднопредсказуемыми последствиями». В связи с этим, продолжил министр, экономике нужны особые меры, и сразу же назвал одну из них, выступив за введение в России долгосрочной политики контрциклического тарифообразования.
«Сейчас ситуация очень тяжелая… можем в ту сторону качнуться, а можем и в эту», — сказал «МН» замминистра экономического развития Сергей Беляков, комментируя выступление Дмитрия Медведева. По его мнению, высказывания премьера нельзя назвать пессимистичными, скорее мотивирующими «на отсутствие иллюзий».
Новые решения для старых проблем
За последний год экономические реалии изменились к худшему настолько, что превзошли пессимистичные ожидания. Как заметил Алексей Улюкаев в своем выступлении на форуме, еще год назад невозможно было представить, что оптимистичным может считаться прогноз по росту ВВП в 2013 году на 1,8%, а в 2014-м — на 3% с небольшим.
В то же время нельзя сказать, что Россия за последние 12 месяцев столкнулась с новыми вызовами, если только не считать таковым сам факт исчерпания факторов роста. А самый большой риск на будущее, по мнению министра, — то, что мы не внедрим новую экономическую модель.
«В нынешних условиях ключевым фактором замедления роста стала структура российской экономики, это нужно признать прямо», — заявил на форуме Дмитрий Медведев. Путь к ее изменению, дал понять премьер, правительство будет расчищать смелее, чем раньше, хоть и на базе уже существующих приоритетов по улучшению бизнес-климата, модернизации и совершенствования государственного управления.
Сосредоточив почти всю речь на необходимости поддержки бизнеса в России, Медведев подверг слабо завуалированной критике правоохранительную и судебную систему, объявив, что они нуждаются в совершенствовании. «Безопасный бизнес — это такой бизнес, который можно защитить судебными мерами, подчеркиваю, в российских судах. Поэтому совершенствование правосудия… остается важнейшей составляющей делового климата», — заявил премьер, словно ставя точку в недавней заочной перепалке экс-министра финансов Алексея Кудрина и официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина на эту тему.
Священных коров больше нет
Как ни удивительно, самыми радикальными в речи премьера были самые очевидные и простые предложения. Например, больше не делать «священную корову» из социальных обязательств государства по обеспечению занятости. Эффективность теперь важнее, объявил он, поэтому необходимо «уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой», несмотря на всю болезненность этой темы.
Тут уместно напомнить, что указы Владимира Путина предполагают создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Поскольку трудоспособного населения у нас больше не становится, то, следовательно, как минимум такое же количество рабочих мест предстоит ликвидировать.
Последние решения правительства о заморозке некоторых регулируемых тарифов продемонстрировали решимость отказаться и еще от одного краеугольного камня старой модели — фактического наращивания издержек госкорпораций (которые, по сути, перекладываются на всю экономику). Дискуссия об их оптимизации, идущая с начала сентября, пожалуй, достигла на форуме апофеоза, став одной из ключевых.
«Очень отрадно слышать про проблему снижения издержек. Немного огорчает, что мы говорим об этом уже не один десяток лет», — заявил на пленарном заседании его модератор, ректор школы «Сколково» Андрей Шаронов. В этот раз все будет по-другому, дал понять в ответ Улюкаев, назвавший на форуме запуск механизма снижения издержек своей главной задачей.
Правда, другой участник пленарного заседания, глава «Роснефти» Игорь Сечин, заявил, что правительству лучше бы обратить внимание на создание условий для ускорения роста. Главный двигатель роста — это инвестиции, подчеркнул он, ненавязчиво предложив участникам форума ознакомиться с наглядной информацией об общей величине инвестиций в нефтяную отрасль РФ по итогам 2012 года — 1,5 трлн руб., 45% из которых пришлось на «Роснефть».
«Недавнее прошлое, в 90-х годах, показало, что даже относительно краткосрочное недофинансирование нефтяной отрасли приводит к затяжному, порой драматическому снижению основных производственных показателей», — предупредил Сечин. Впрочем, члены правительства и так не намерены совсем уж оставлять госкорпорации без внимания и уже к вечеру обсудили меры их поддержки в условиях заморозки тарифов.
Долгожданная льгота
Большой энтузиазм у представителей малого бизнеса вызвали предложения премьера по предоставлению долгожданных льгот для стартапов в производственной сфере. Медведев на форуме выступил с поддержкой этой идеи, за которую уже очень долго борются предпринимательские объединения — так долго, что в какой-то момент эта борьба уже стала казаться безнадежной. А теперь внезапно появилась новая надежда.
Власти пока на деле не слишком активно занимаются этой проблемой, считает президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский
«Некоторое время назад — мы же не первый раз эту попытку делаем — не было даже темы для дискуссии, а сейчас мы расписываем реальную модель: как это будет администрироваться, что нужно предпринимателям, чтобы попасть в эту категорию», — сказал «МН» президент ОПОРЫ Александр Бречалов.
Ободренные карт-бланшем от премьера, бизнесмены намерены добиваться дальнейшего потепления предпринимательского климата. Системные меры для поддержки бизнеса ОПОРА предлагает в специальной программе «Территория бизнеса — территория жизни».
Оптимистичные ожидания глава ОПОРЫ связывает и с внедрением инвестиционного стандарта в регионах России, которое широко обсуждалось на инвестфоруме в Сочи. «Теперь я могу сказать абсолютно точно: то, чего мы достигнем, будет зависеть от нас, от бизнес-сообщества», — заявил он.
Как государству поумнеть
По мнению премьера, базой для будущих преобразований экономической модели в целом и выстраивания поддержки бизнеса в частности должна стать качественно новая система государственного управления. Тезис о том, что государство «должно поумнеть», сегодня не оспаривается практически никем, однако и по итогам бурных дискуссий в Сочи остается не вполне ясным, как этого добиться.
Власти пока на деле не слишком активно занимаются этой проблемой, считает глава комитета РСПП, президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский, и это может стать камнем преткновения на пути внедрения самых замечательных и правильных идей реформирования экономики.
«Умная модель управления государством требует, чтобы у него были какие-то умные системы, чтобы они в своих решениях опирались на информацию, а не на какие-то ощущения свои: на какой-то встрече кто-то что-то сказал», — заметил он в беседе с «МН» в кулуарах форума. Грамотное управление должно начинаться с полноценной аналитики и прогнозирования, а пока полной «картинки» ни у кого нет.
Например, Карачинский предлагает полноценно исследовать проблему нехватки трудовых ресурсов, которая в ближайшие 15 лет грозит серьезно обостриться. Делать это могли бы частные компании, специализирующиеся в этой области, по заказу профильных министерств. Грамотной аналитики не хватает и по другим направлениям, например для внедрения того же инвестиционного стандарта в субъектах РФ.
Привлекательность регионов неразрывно связана с предоставлением потенциальным инвесторам подробной информации, в том числе о трудовых ресурсах, отмечает эксперт, а взять ее еще неоткуда.

Анатолий Карачинский, глава комитета РСПП, президент IBS group
— Умная модель управления государством требует, чтобы у него были умные системы, чтобы оно в своих решениях опиралось на информацию, а не на какие-то ощущения. Такой «картинки» ни у кого нет. Нужна аналитика и прогнозирование, моделирование — нам надо понять, как развиваться следующие 15 лет в условиях нехватки населения и низкой производительности труда. Мы вступаем в период, когда у нас стремительно уменьшается количество трудоспособного населения, прежде всего из-за демографии.
В 2007 году из школ выпустилось ровно в два раза меньше детей, чем в 1998 году. Начиная с 2014 года следующие 15 лет у нас будет страшная демографическая дыра, когда каждый год люди будут уходить на пенсию, а новые не будут приходить. Что про занятость говорить? У нас проблема с мобильностью — есть регионы, в которые бизнес не идет, потому что они некомфортны.
Но чтобы людей перемещать, нужно понять, в каких регионах потребность есть, в каких нет, а мы даже не знаем сегодняшнюю структуру трудовых ресурсов. Чтобы принимать осмысленные решения, требуется система, позволяющая анализировать фактическое состояние и составлять прогнозы. Минтруд этим должен озаботиться. Когда мы говорим, что собираемся расти, то не очень понятно, как расти. Через семь лет у нас будет 83 работника на 100 человек нетрудоспособного возраста — либо пенсионеры, либо дети.
У нас есть несколько путей двигаться куда-то. Первый — повышать эффективность использования трудовых ресурсов, для этого надо что-то знать. Кто из власти этим озабочен? Условно говоря, если бизнес решил делать проект в России, то он хочет видеть ситуацию с трудовыми ресурсами, ситуацию у власти в этом регионе — этой информации не хватает.
Есть регионы, вроде Калужской области, которые этим интересуются и делают, но это исключения. Делать это могут частные компании. Мы, например, сделали в IBS для Министерства образования модель, как надо поменять систему образования в каждом регионе, — РСПП был инициатором этого, бизнес заинтересован поменять структуру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий