четверг, 7 ноября 2013 г.

Рост стал препятствовать...

Как экономический рост стал препятствовать жизни на Земле...

ШИВА ВАНДАНА6 НОЯБРЯ 2013HTTP://WWW.THEGUARDIAN.COM/COMMENTISFREE/2013/NOV/01/HOW-ECONOMIC-GROWTH-HAS-BECOME-ANTI-LIFE

Газета Guardian опубликовала статью нашего эксперта Ванданы Шива о такой фантазии экономистов, как безграничный рост.
Безграничный рост является фантазией экономистов, бизнесменов и политиков. Он рассматривается в качестве меры прогресса. В результате этого, валовый внутренний продукт (ВВП), который должен был измерять благосостояние наций, превратился в самый могущественный показатель и господствующую концепцию нашего времени. Тем не менее, экономический рост скрывает нищету, им создаваемую в результате уничтожения природы, что, в свою очередь, лишает население способности обеспечивать свое существование.
Концепция роста была выдвинута в качестве средства мобилизации ресурсов во время Второй мировой войны. ВВП основывается на создании искусственной воображаемой границы, исходя из того, что если вы производите то, что вы потребляете, вы ничего не производите. В действительности, «рост» измеряет преобразование природы в денежные средства, а простого народа – в товар.
Таким образом, удивительные процессы круговорота воды и питательных веществ в природе определяются, как непродуктивные. Крестьяне всего мира, производящие 72% продовольствия, являются непродуктивными; женщины, которые занимаются фермерством, или занимаются домашним хозяйством, также не подходят для этой парадигмы роста. Живой лес ничего не дает такому росту, но когда деревья срублены и проданы в качестве лесоматериалов, мы имеем этот рост. Здоровые общества и общины не способствуют росту, но болезнь создает экономический рост благодаря, например, продаже патентованных лекарств.
Имеющаяся вода, которой все население пользуется бесплатно, и которая защищается всем населением, дает жизнь всему. Тем не менее, она не дает экономического роста. Но когда компания «Coca-Cola» строит завод, берет воду и заполняет ею пластиковые бутылки, экономика растет. Но этот рост основан на создании бедности – как для природы, так и для местных общин. Извлечение воды в объемах, превышающих способность природы ее возобновить и восполнить, приводит к острой нехватке этой самой воды. Женщинам приходится преодолевать большие расстояния в поисках питьевой воды. В деревне Плачимада штата Керала, когда расстояние до ближайшего источника питьевой воды превысило 10 км, местная жительница по имени Майиламма сказала: «С меня хватит!». Мы не можем ходить за водой так далеко. Завод компании «Coca-Cola» должен быть закрыт. Движение, начатое этой женщиной, в конце концов, привело к закрытию завода.
Подобным же образом эволюция подарила нам семена. Фермеры проводили их селекцию, разведение и чередование – в этом заключается основа производства продуктов питания. Воспроизводящиеся и размножающиеся семена производят семена для следующего сезона роста, а также в целях производства продовольствия. Однако считается, что семена, выращенные и сохраненные фермером, ничего не дают для экономического роста. Они создают и возрождают жизнь, но не дают прибыли. Экономический рост начинается тогда, когда семена модифицируются, патентуются и генетически блокируются, что вынуждает фермеров закупать все больше и больше семян с каждым сезоном.
Природа истощена, биоразнообразие разрушено, а бесплатные, открытые ресурсы превращены в патентованные товары. Ежегодная закупка семян является верным способом сохранения задолженности бедных крестьян в Индии. И с момента создания монополий по производству семян, задолженность крестьян только увеличивалась. Начиная с 1995 г. более 270 000 крестьян, попавших в долговую ловушку в Индии, свели счеты с жизнью.
Бедность также распространяется при приватизации коммунальных систем. Приватизация систем водоснабжения, электроснабжения, здравоохранения и образования действительно генерирует рост благодаря получаемой прибыли. Но она также генерирует бедность, заставляя людей тратить огромные деньги на то, что раньше было доступно по приемлемой стоимости в качестве общественного блага. Когда из каждого аспекта жизни извлекается прибыль, превращая его в товар, жизнь становится более дорогостоящей, а люди становятся беднее.
Термины «экология» и «экономика» произошли от одного и того же корня – «ойкос» («oikos»), что в переводе с греческого означает «дом» («жилище», «убежище»). Пока экономика была направлена на обеспечение «дома», она признавала и уважала свои основы, лежащие в природных ресурсах и пределах восстановления экологии. Она была направлена на обеспечение основных человеческих потребностей в этих пределах. Экономика, основанная на домашнем хозяйстве, также была сосредоточена на женщинах. Сегодня экономика отделена и противопоставлена как экологическим процессам, так и основным человеческим потребностям. После того, как уничтожение природы стало оправдываться необходимостью стимулирования экономического роста, увеличились бедность и лишение людей крова. Кроме того, что такое положение дел не способствует устойчивому развитию, оно еще и экономически неоправданно.
Господствующая модель экономического развития на деле стала противоречить жизни. Когда экономика измеряется только в терминах денежных потоков, богатые становятся богаче, а бедные – беднее. При этом богатые могут быть таковыми в денежном выражении, но они также бедны в более широком смысле понятия «человек».
А тем временем, потребности существующей модели экономики ведут к возникновению войн за ресурсы – нефтяных, водных, продовольственных. Различают три уровня насилия в условиях неустойчивого экономического развития. Первый уровень подразумевает насилие над планетой, которое приводит к экологическому кризису. Второй уровень – это насилие, направленное против людей, результатом которого становится бедность, обнищание и вытеснение населения. Третий уровень насилия – это войны и конфликты, возникающие из-за того, что обладающие властью зарятся на ресурсы, находящиеся в ведении других сообществ и стран, с целью утоления своего ненасытного аппетита. Увеличение денежных потоков через ВВП не связано с реальной стоимостью, но те, кто накапливает финансовые ресурсы, могут затем предъявлять права на реальные ресурсы народа – на его земли и воду, на его леса и продовольствие. Такая алчность заставляет их хищнически истреблять всю воду и землю на нашей планете до последней капли, до последней пяди. Это не положит конец бедности. Это положит конец правам человека и справедливости.
Лауреаты Нобелевской премии, экономисты Джозеф Стиглиц и Амартия Сен признают, что ВВП не учитывает условий человеческого существования, и призывают к созданию различных инструментов определения благосостояния наций. Вот почему некоторые страны, такие, как Бутан, для оценки достигнутого прогресса приняли за единицу измерения валовое национальное счастье вместо валового внутреннего продукта. Нам необходимо создать индикаторы, помимо ВВП, и экономику, выходящую за пределы мирового супермаркета, для того, чтобы восстановить реальное богатство. Мы должны помнить, что настоящей валютой жизни является сама жизнь.
http://maxpark.com/user/1368296567/content/2301180

Комментариев нет:

Отправить комментарий