28 ноября 2013 года в Вильнюсе в Литве начался III саммит Евросоюза по "Восточному партнерству". В Киеве - исторической "матери городов русских" уже неделю продолжается "евромайдан". Молодые участники этого уличного мероприятия согревают себя от холода движениями под речевку: "Кто не прыгает, тот - русский". После недели протеста на морозе, пишет американский еженедельник Time, студенткаИрина Бондарь полностью потеряла голос, но не решимость. "Я готова к любому повороту событий, даже смерти. Это не пустые слова - я дралась с ОМОНом много раз", - шепчет она, и лицо ее выдает боль", - пишет Time. "Они правда поверили в то, что их страна 28-29 ноября подпишет уникальное беспрецедентное соглашение по ассоциации и начнет проводить реформы", - прокомментировал происходящее в интервью BBC "шоколадный король" Украины Петр Порошенко.
Гетман левого берега сменяет гетмана правого, а в голове нарастает "руина". Всю неделю до начала саммита по "Восточному партнерству" в Вильнюсе множество голосов как на Украине, так и вне ее обещали украинцам не что-нибудь, а саму Европу. Образность, смысл и накал риторики были таковы, что порой, казалось, вот-вот, еще немного, еще чуть-чуть и состоится то самое желанное "похищение Европы" прекрасным быком, в нашем случае пасущимся на берегах Днепра. Лишь диссонансом в общем хоре прозвучала на днях статья в британской Times обозревателя Роджера Бойеса под заголовком "Украина, как и Турция, никогда не присоединится к ЕС". Протестующие в Киеве, пишет Бойес, скандируют: "Мы хотим, чтобы наши дети выросли в Европе". Далее он продолжает: "В этом-то и проблема - мы не хотим их здесь видеть. И вторая проблема - мы делаем вид, что мы этого хотим". Сама мысль о том, что страна гораздо большая, чем Польша, присоединится к ЕС, подобна кошмару ночи для западных столиц, считает автор. Бойес констатирует: ЕС больше не хочет и не будет расширяться. Однако Евросоюзу следует понять, что ему не нужен формальный договор с соседями. Достаточно вскрыть рынки и работать над общими проблемами, считает британский аналитик.
Вопрос, в конечном счете, сводится к давней проблеме, поставленной самими европейцами: где кончается Европа, и кого следует считать европейцем. Ошибочный ответ на этот вопрос византийцами в ХIV-ХV веке стоил им их империи. 28 ноября 2013 года бывшие министры иностранных дел России, Польши, Великобритании Игорь Иванов, Адам Ротфельд и Десмонд Браун по случаю саммита по "Восточному партнерству" представили в российском "Коммерсанте" статью под названием "Необходимо строить Большую Европу". "Мы, в прошлом высокопоставленные члены правительств Великобритании, Польши и России, считаем, что пришло время заняться сотрудничеством", - пишут Иванов, Ротфельд и Браун. Они считают: "Сегодня мы, европейцы, стоим перед выбором: либо мы будем действовать сообща, пытаясь устранить разногласия ради наших общих интересов в области безопасности, процветания и экономического развития и урегулировать неотложные международные проблемы (как это удалось в отношении химического оружия в Сирии или ядерной программы Ирана), либо мы позволим противоречиям и дальше ослаблять нас, в то время как Европа все больше рискует оказаться на периферии международных событий". По ходу этого текста выясняется, что оказывается, Игорь Иванов - тоже "европеец". Но считают ли Иванова "европейцем" его коллеги поляк Ротфельд и британец Браун или они, как выразился Бойес в Financial Times, лишь "делают вид"?
Собственно пределы "Большой Европы" в тексте статьи очерчены следующим образом: "Мы убеждены в необходимости нового проекта сотрудничества, в котором Европа рассматривалась бы в самом широком смысле как географически, так и политически - от Норвегии на севере до Турции на юге, от Португалии на западе до России на востоке. Целью такого проекта могло бы стать создание Большой Европы с зоной общей безопасности, экономического, политического и культурного сотрудничества между странами и институтами". "Широкий смысл", таким образом, рисует "Большую Европу" до России и Турции (обратите внимание на отсутствие слова "включая") + Балканы и Украина с Белоруссией. Вот при этом раскладе и получается, что экс-министр иностранных дел России Игорь Иванов - не европеец. "Большая Европа" в предложении Иванова, Ротфельда и Брауна означает, что Балканы (интересные для Турции) и пространство "Восточного партнерства" (Украина и Белоруссия) отходят в сферу влияния Европейского Союза. При этом они, правда, числятся в особом статусе, определенном как "Большая Европа", который на поверку означает их периферийность по отношению к уже существующему центру.
Излагаемая Ивановым, Ротфельдом и Брауном концепция всем хороша, кроме одного - она умалчивает о факте гегемонии США над такой существующей политической реальностью, как Европейский Союз. Экс-министры иностранных дел пишут: "Более 20 лет прошло после окончания холодной войны, а Европа по-прежнему разделена. В последние дни именно в этом заключается логика "нулевого исхода" в ситуации с Украиной: ее гражданам фактически предлагается сделать выбор между "европейским" и "евразийским" будущим". В следующем параграфе Иванов, Ротфельд и Браун, фактически, признаются в чем кроется истинная причина раскола: "Разногласия в Европе носят более глубокий характер и не ограничиваются "украинским вопросом". Отношениям НАТО и России свойственно взаимное недоверие". Дальше экс-министры призывают: "необходимо строить Большую Европу как настоящее единое пространство безопасности. Именно здесь мы сталкиваемся с наибольшим количеством проблем в создании доверия, которые особенно важно преодолеть. В ближайшей перспективе для движения вперед потребуются усилия по достижению соглашения между США/НАТО и Россией". Получается для судеб Европы необходимо соглашение России и США. Правда, в другом месте Иванов, Ротфельд и Браун констатируют, намеренно оставляя за скобками геополитического уравнения американский фактор: "Надежды на подлинное партнерство России и ЕС не оправдались, и возможность дальнейшего ухудшения отношений между ними вполне реальная". Какое отношение к этому процессу имеют США? Авторы намеренно не отвечают на этот вопрос.
Итак, речь все-таки, пусть завуалированно, в случае "Восточного партнерства" зашла об американском факторе в Европе. И здесь следует констатировать, что существующая реальная "Европа" не является самостоятельным игроком в важнейшем аспекте своего существования. Тогда к чему нужны все эти прожекты "Больших Европ", которые в той или иной конфигурации возникают в головах политиков с 1980-х годов? Какое отношение к этим геополитическим прожектам имеют сами США?
Накануне саммита по "Восточному партнерству" в Вильнюсе Брюссель и отдельные европейские лидеры сделали серию жестких заявлений, адресованных Кремлю с предложением отказаться от давления на Украину. "Проблема в том, что в отношении Украины восточным соседом используется политика давления и шантажа", - заявил президент Польши Бронислав Коморовский в интервью польскому изданию Gazeta Wyborcza и добавил - "Западный мир не может согласиться с этим". Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский вторил своему президенту: "Мы являемся более привлекательными в цивилизационном и экономическом плане". Можно констатировать, что Польша в лице ее нынешних лидеров в конкретном случае взяла на себя ответственность говорить от имени Запада. Она ассоциируют себя с Европой. Однако сейчас польские труженики на полностью аналогичных предприятиях одних и тех же западных фирм продолжают получать заработную плату в почасовом измерении на порядок меньшую, чем в соседней Германии, с которой у Польши граница открыта Шенгеном. Всем ясно, что в самой Европе - Европейском Союзе есть несколько зон, разнящихся между собой не только по формальному статусу (Еврозона), но и по фактическому - социально-экономическому. При этом новые реалии "объединенной Европы" не отменяют традиционной ментальности ее обитателей западнее Эльбы - видения Европы, заканчивающейся сразу же за выездом из восточной заставы Вены. Все, что восточнее - это пространства в той или иной степени, находящиеся для существующей цивилизации в той или иной стадии дикости. Сейчас сторонники евроинтеграции на Украине хотели бы получить для себя статус, соответствующий месту в Европе Польши. Но для этого от "старых европейцев" требовалось в предшествующие два десятилетия развернуть на территории "независимой" Украины хоть какой-либо заметный свой производственный потенциал. То, что было легко сделать в Центральной Европе - Польше, Венгрии и Чехии, т. е. лишь чуть-чуть по хорошей инфраструктуре сдвинуть свою производственную базу на восток в погоне за снижением издержек за счет дешевой на порядок рабочей силы, оказалось невозможным в случае с Украиной. Фактор географии, коммуникаций и климата взял свое. Повышение производственных издержек делает Украину экономически не интересной для Старой Европы. Что касается "Новой Европы", то она в этот период экономически отдалялась от Украины, всецело смотря на Запад. Иное дело торговля, развитие которой позволит европейцам увеличивать профицит в свою пользу в ней.
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в минувшую среду накануне саммита по "Восточному партнерству" объявил, что лидеры Европейского Союза готовы оперативно собраться и обсудить договор об ассоциации с Украиной, если до начала саммита Киев изменит свое решение. Президент Украины Виктор Янукович из Киева ответил: "Вопрос о Юлии Тимошенко не должен быть препятствием для европейской интеграции Украины". Речь пошла уже о подписании соглашения об ассоциации без главного символического условия.
Призрак ходит по Европе, призрак Тимошенко. Незримо присутствовал он и вечером 28 ноября 2013 года на банкете высоких участников саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Правда, никто из присутствующих не отказался даже от своего десерта в знак солидарности с держащей голодовку в харьковской тюрьме украинским экс-премьером.
Европейцы уже согласны подписать соглашение об ассоциации с Украиной без условия ее освобождения, поскольку без подписи Януковича под договором об ассоциации, саммит в Вильнюсе остается бессодержательным протокольным мероприятием, означающим, что "Восточное партнерство" не работает. Канцлер Германии, прекрасно понимая этот факт, в минувшую среду дала шанс президенту Украины, сказав, что решение Януковича является "не отказом от Европы, а отсрочкой подписания". Европейская комиссия, в свою очередь, в среду решила дать "надежду" своим "восточным партнерам", предложив продлить безвизовый режим для молдавских граждан с биометрическими паспортами. Еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрем, не стесняясь, назвала это "поощрением для других восточных партнеров, которые стремятся достичь той же цели".
Для такого крупного саммита, как саммит по "Восточному партнерству", ЕС остается с пустыми руками и сталкивается с полным провалом своей предшествующей политики. Шесть лет ведения переговоров о наиболее полной ассоциации и торговом соглашении завершились безрезультатно. Куда пошли средства европейских налогоплательщиков? Почти год Евросоюз занимался более чем интенсивной челночной дипломатией с Украиной. Недели не проходило без посещения Киева каким-либо комиссаром от ЕС, специальным посланником или министром иностранных дел страны-члена Союза. И все это осталось пока безрезультатно. В протокольной части саммита в Вильнюсе единственно значится парафирование соглашений об ассоциации с ЕС Молдавии и Грузии. Как признались европейцы, "диктатуры в Азербайджане и Беларуси, являются для ЕС явно непригодным для отношений модернизации". В реальном активе "Восточного партнерства" остаются две страны - Грузия и Молдова. Как цветасто выразилась накануне саммита "Восточного партнерства" бывшая учительница немецкого языка и литературы в Германии (!), а ныне министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе: "Дорога из Вильнюса ведет в Тбилиси - столицу свободной, демократической, единой и европейской нации". Грузия, оказывается - это тоже Европа, хотя географически находится в Азии, и с фактом этим предстоит согласиться "подлинным европейцам" после своего украинского провала. В Вильнюсе или сразу после него ЕС остается предложить Молдавии и Грузии безвизовый режим в качестве приманки для Украины. Необходимо обещать Украине и реальную перспективу полноправного членства в Европейском Союзе. Не декларируемый снобизм и эгоизм, цивилизационная идентичность "подлинных европейцев" должна пройти серьезный экзамен.
Продолжая политику "Восточного партнерства, оговаривая необходимость быть осторожными в выборе своих партнеров, Европа не может отказываться и от сотрудничества с "авторитарной" Украиной, Арменией и "диктаторскими" Азербайджаном и Белоруссией. Европейцам остается лишь положиться на свою традиционную политику "мягкой силы", ориентированной на объявляемыми подлинным "гражданским обществом" всякого рода НКО. Насколько эффективна такая политика, сейчас можно судить по проходящему в Киеве Евромайдану и царящей "руине" в головах его молодых участников. Программы обмена на всех уровнях от молодежи и студентов до государственных служащих, ученых и предпринимателей - вот ключ к созданию "независимого двигателя и мультипликатора" мнимой европейской интеграции - строительства европейской периферии.
Накануне саммита в Вильнюсе из Берлина Украине напомнили, что Евросоюз за годы "независимости" предоставил ей финансовую помощь в размере €3,3 млрд. Очевидно, что руководству в Киеве это кажется мизером по сравнению с теми преференциями, которые давала Украине "суверенная" Российская Федерация. Сейчас в случае с Украиной выявилось четкое несоответствие в ожиданиях между двумя сторонами. Брюссель, Берлин и Варшава указывают Киеву на долгосрочные перспективы ассоциации, а правительственный Киев озабочен своими делами ближайших двух лет. Экономика и финансы Украины находятся на грани краха накануне очередных президентских выборов. В этих условиях ЕС должен обеспечить более щедрую помощь Киеву, чтобы удовлетворить его краткосрочные экономические и социальные потребности. Но вместо того, чтобы платить по украинским счетам, Брюссель и Берлин больше говорят о "реформах", хотя все народы восточнее Эльбы за минувшую четверть века устали от самого этого слова.
Лидерам ЕС теперь придется озаботиться и проблемой нейтрализации российского фактора. ЕС должен из собственного кармана "помочь" странам "Восточного партнерства" преодолеть их одностороннюю зависимость от России, диверсифицировать их энергетические поставки, экспортные рынки, гарантировать меры экономической, внешне- и внутриполитической безопасности. Пока что мысли европейцев не идут дальше мер энергетической безопасности за счет реверсных поставок на Украину газпромовского российского газа из квот Германии по трубопроводам с запада на восток. Но не для того ли задумывались "Северный" и "Южный потоки"? При средней цене российского газа в Западной Европе в $385 за тысячу кубометров, а для Украины - в $400, вопрос не выглядит принципиально. Обе цены высоки для Киева при его финансовом положении в 2014 году. Речь идет лишь о попытке Украины уйти от принципа "бери или плати", который, тем не менее, является гарантией в трудных ситуациях для потребителя. Реверсные поставки из Словакии - это не выход для Украины, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Никто в Европе не хочет брать "суверенную" Украину на содержание в том положении в Еврозоне, когда сохраняется финансовая неопределенность с Грецией, Испанией, Италией и, возможно, в ближайшее время с Францией.
Можно констатировать, что ЕС пока не знает, как реагировать в ближайшие четыре года на геополитическую конкуренцию с Россией к востоку от своих границ. Растерянность в Брюсселе, Берлине и Варшаве сродни той, что последовала в несколько дней за известной войной 08.08.08. Как выразилась накануне саммита по "Восточному партнерству в Вильнюсе канцлер Германии Ангела Меркель: "У нас есть структурные проблемы, которые заключаются в том, что движение к Европе рассматриваются сейчас в России, как отказ от России, и мы должны преодолеть эту или-или ментальность". Задача поставлена, теперь необходимо найти ее решение.
Дмитрий Семушин - редактор Европейской редакции ИА REGNUM
Опубликовано: 29 ноября, 18:27
Ключевые слова: В мире, ЕС
http://mediarupor.ru/blog/43437842933/Gd
utm_campaign=transit&utm_source=main&utm
Комментариев нет:
Отправить комментарий