среда, 27 ноября 2013 г.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ САЛАФИТСКО-ВАХХАБИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ...


вчера  04:23 
опубликовал S0s [s0s]
Последнее время всё больше растёт число сообщений об активизации ваххабизма на территории России. Я уже даже не говорю про ежедневные сообщения о столкновениях с боевиками на территории Дагестана. Последняя новость которая вызвала у меня неоднозначную реакцию, была о планируемом создании авиакомпании в Чечне совместно с представителями Бахрейна и СА. Поэтому в поисках различных оценок этих тенденций в ино-СМИ, я наткнулся на следующую статью, которую хотел бы обсудить с участниками форума.
Последствия распространения салафитско-ваххабитского движения в Средней Азии ("FARS News Agency", Иран) Сейеде Моттахере Хоссейни
http://beta.inosmi.ru/images/20944/69/209446923.jpg
Салафизм и ваххабизм получили значительное распространение в Средней Азии. Отчасти это объясняется активной деятельностью там арабских проповедников и получением местными богословами образования в арабских странах. Другими факторами проникновения подобной радикальной идеологии стала афганская война с участием советских войск, обострение ситуации на южных границах Таджикистана и Узбекистана, а также установление влияния талибов в Афганистане и Пакистане, которые систематически содействовали распространению салафитско-ваххабитских идей в регионе Средней Азии через Ферганскую долину.
В наши дни Ферганская долина является центром формирования, развития и распространения подобной идеологии в регионе, хотя, конечно, степень ее влияния зависит от внутренней ситуации в каждой из пяти среднеазиатских республик. Исламский радикализм, проникающий из Пакистана и Афганистана через южные границы Узбекистана (в частности, город Термез) в Ферганскую долину в самом сердце Центральной Азии, угрожает безопасности всех региональных государств, которые в целях недопущения межнациональных конфликтов придерживаются секулярных взглядов.
Геополитическое положение Ферганской долины
В восточной части Ферганской долины находится Киргизия, на юге – Таджикистан, а на западе проходят границы Узбекистана. Расположенные на ее территории Ферганская, Наманганская и Андижанская области входят в состав Узбекистана, Согдийская область является частью Таджикистана, а Ошская, Джалал-Абадская и Беткенская области принадлежат Киргизии.
Город Наманган (с населением 330 тысяч человек) – третий по значимости город Узбекистана, четвертое место занимает Андижан (300 тысяч), а Фергана (195 тысяч) – шестое. Ош и Джалал-Абад также являются одними из самых крупных городов Киргизии. В прошлом через города Наманган и Андижан, расположенные вдоль реки Сырдарья, проходил Великий шелковый путь.
В Ферганской долине находятся очень плодородные земли, и многие исследователи отмечают, что уровень жизни там довольно высокий. Плотность населения там составляет 300 человек на один квадратный километр, тогда как в Узбекистане, который считается густонаселенным государством, этот показатель меньше в шесть раз.
Более 60% территории пяти среднеазиатских республик (особенно Узбекистана, Киргизии и Таджикистана) составляют пустынные и горные местности, не пригодные для сельского хозяйства. В этом отношении плодородная Ферганская долина является исключением. Узбекистан является самым крупным в мире производителем хлопка и самым крупным поставщиком шелка и продовольствия в Средней Азии. На его территории расположены 971 коллективных и 1137 государственных полей, причем большая часть сельскохозяйственной продукции производится именно в ферганском районе.
Ферганская долина также богата полезными ископаемыми. Там добывают нефть, газ, каменный уголь, серу, кварц, золото, олово и железную руду. Кроме того, имеется большое количество подземных вод. Ввиду богатых сырьевых ресурсов этого района в советский период там была создана мощная экономическая инфраструктура по производству и добычи разного рода сырья, особенно хлопка и золота.
Высокий процент сельского населения, нехватка сельскохозяйственных земель, сплошной посев одного лишь хлопка, практикуемый еще в советские времена, труднодоступность водных ресурсов, экономический спад в течение последних 20 лет и растущий процент инфляции привели к тому, что Ферганская долина стала одним из самых проблемных районов Средней Азии. При этом из-за высокой плотности населения, богатых природных ресурсов и их легкой доступности этот регион располагает благоприятными условиями для становления и развития экстремистских группировок.
Сегодня социально-политические проблемы еще более отягощают существующие кризисы. Властная элита, представленная правящим кланом, захватила ключевые экономические сферы. Например, торговля хлопком и золотом полностью находится в руках правящего класса, который не допускает к ней другие кланы.
Одним словом, из-за большого количества социальных, экономических и политических проблем Ферганскую долину иногда называют «долиной раздора». Этот регион всегда был убежищем для группировок исламского фундаментализма, и беспорядки в Андижане в 2005-и – году наглядное тому доказательство. Особенностью региона также является и то, что он представляет собой некий анклав, влияющий на все три государства, на территории которых он находится, и, наоборот, подверженный влиянию со стороны каждого из них.
Сферы развития и нынешнее состояние салафитско-ваххабитского движения в странах Центральной Азии
В общем, крайняя религиозная идеология, такая как салафизм, в 70-х годах прошлого века тайно распространялась в среднеазиатском регионе посредством деятельности пропагандистских групп из Иордании, Ирака и Афганистана. В последние годы существования Советского Союза и в начале 90-х эти группы сосредоточили свою работу в Ферганской долине.
Из-за репрессий со стороны местных властей группы исламистов постоянно находились в изоляции, а также подвергались острой критике со стороны традиционного мусульманства. Ферганская долина, удаленная от столиц всех трех республик, на территории которых она расположена, и связанная с ними только горными путями, стала подходящим местом для сосредоточения и деятельности радикальных исламистских группировок.
Одной из причин распространения радикального ислама в Узбекистане стало увеличение контактов местного населения этой республики с афганцами во время советской оккупации. Во время нападения Советского Союза на Афганистан крайние исламисты стали главной силой сопротивления. Географическая близость двух стран и тесные связи их народов привело к распространению радикального ислама и в Узбекистане.
Террористические акты в Ташкенте в 1999-м году, имевшие целью убийство президента страна Ислама Каримова, и беспорядки в Андижане в 2005-м году (о них еще будет сказано ниже) свидетельствуют об усилении активности исламского фундаментализма в Узбекистане. К числу радикальных исламистских группировок этой страны можно отнести «Хизб ут-Тахрир» и ее отделившиеся подразделения, «Акрамию», «Хизб ун-Нусрат» и другие организации, такие как «Джамаат Таблиг», «Лашкаре-Тайба» и, конечно, «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ).
Все эти исламские группировки добиваются свержения существующего правительства в Узбекистане и установления исламского халифата. Если «Хизб ут-Тахрир» придерживается мирных методов, то «Исламское движение Узбекистана» делает ставку на силовые меры. Деятельность всех этих объединений запрещена в Узбекистане, тогда как Ферганская долина является для них главным убежищем.
Военно-командный центр салафитского «Исламского движения Узбекистана» находится за пределами республики, а именно – в подпровинции Северный Вазиристан в Пакистане. Его лидеры для обеспечения достаточного финансирования движения занимаются контрабандой наркотиков. Талибы и «Аль-Каида» вместе с преданными им фондами и банками в Саудовской Аравии и других арабских странах являются главными покровителями «Исламского движения Узбекистана».
Несмотря на разгром исламского фундаментализма в Узбекистане и других государствах Средней Азии, север Афганистана всегда был и остается базой группировок этого толка. Постоянным стимулом развития данной идеологии в регионе является предоставление Саудовской Аравией и Египтом учебных стипендий в религиозных медресе. Другими словами, между «Аль-Каидой» и узбекскими исламистами установились весьма прочные отношения.
Сегодня Наманган считается одним из центров ваххабизма. Больше всего там заметна активность «Исламского движения Узбекистана», которое западные исследователи часто обвиняют в фундаменталистской идеологии и терроризме. «Исламское движение Узбекистана» является военизированной организацией, которая проводила свою деятельность и в других государствах Средней Азии, породив таким образом множество ныне действующих экстремистских группировок.
Организация была основана Тахиром Юлдашевым и Джумабаем Ходжиевым. Ходжиев, известный также как «Джумабай Наманганский» по месту своего происхождения, намеревался превратить этот город в оплот своего движения. Самыми громкими преступлениями ИДУ стали серия взрывов в Ташкенте в 1999-м году, а также несколько политических убийств и похищений в Киргизии. В 2000-м году «Исламское движение Узбекистана» было включено Соединенными Штатами в список террористических организаций.
Вслед за этим ИДУ поменяло свое название на «Исламскую партия Туркестана», намереваясь продолжить свою деятельность в радиусе от Синьцзян-Уйгурского автономного округа на северо-западе Китая до Каспийского моря. Однако фактически ее влияние сосредоточилось в Ферганской долине, точнее, на узбекско-киргизской границе. В наши дни в регионе также действует и другое экстремистское движение под названием «Акрамия», образованное Акрамом Юлдашевым. Кстати, беспорядки в Намангане в 1997 году были вызваны деятельностью ваххабитов в этом округе.
Проблема исламского фундаментализма и появления в Ферганской долине большого количества экстремистских группировок террористического толка с каждым днем становится все более острой. В связи с этим весьма полезной может быть помощь со стороны Исламской республики Иран, которая в силах оказать Узбекистану весомую помощь в борьбе с террористическими группировками в регионе.
http://inosmi.ru/middle_asia/20131123/215049927.html

Традиционное мусульманство и салафитско-ваххабитское движение в странах Средней Азии
Традиционное мусульманство и салафитско-ваххабисткое движение пересекаются в следующих направлениях:
1. Суфизм и противостояние салафизму и ваххабизму.
2. Богословы, получившие образование в Египте, Саудовской Аравии, Йемене, Пакистане и Афганистане, и их салафитско-ваххабитское влияние на приверженцев традиционного ислама.
3. Ваххабизм в кризисных регионах, охваченных войной, и салафизм там, где налицо социальные проблемы, коррупция и авторитарность секулярных властей.
4. Влияние национальной культуры, содействующей или препятствующей развитию салафизма и ваххабизма.

Внутренние, региональные и международные сторонники и покровители салафитско-ваххабитского движения в странах Средней Азии
Факторами, способствующими увеличению числа внутренних сторонников движения, является наличие местного мусульманского духовенства и различных религиозных движений, политика местных властей, придерживающихся идеи территориальной целостности и тем самым содействующих вовлечению религиозных лидеров в оппозиционную деятельность, а также отсталость региональных государств и наличие в них огромного числа проблем социально-культурного и экономико-политического характера.
Внешними причинами широкого распространения данной идеологии можно считать коллизии в отношениях соседних государств, в особенности Пакистана и Индии, а также кризисная ситуация в отдельно взятых странах, таких как Афганистан. Имеет свои последствия и проводимая в регионе политика Соединенных Штатов, нарушающая баланс сил и провоцирующая социальный протест против западной модернизации. Подпитывают салафитско-ваххабитское движение и страны, ставшие колыбелью его идеологии, такие как Саудовская Аравия и арабские государства Африки.

Отношение официальных властей среднеазиатских стран к салафитско-ваххабитскому движению
Ввиду отсутствия у руководителей, населения и традиционалистских слоев общества региональных государств соответствующих фоновых знаний и развитой политической культуры (или, по крайней мере, по причине ее заимствованного и несистемного характера), а также из-за государственной дезорганизации и слабо развитого чиновничьего аппарата официальные власти среднеазиатских республик недостаточно серьезно относятся к угрозам салафизма и ваххабизма. Тем не менее, по причине религиозно-традиционной структуры общества и богатого наследия суфизма в Средней Азии имеется значительный потенциал противостояния салафизму и ваххабизму. Еще большее содействие этому оказывает наличие в регионе светских правительств, которые считают религию и различные исламские движения угрозой своему существованию.

Позиция Китая, Ирана и России по салафитско-ваххабитскому движению в Средней Азии
Китай, как одна из крупных региональных держав, обладает колоссальными экономическими возможностями. Однако его «ахиллесовой пятой» является населенный мусульманами Синьцзян-Уйгурский автономный район, в котором Соединенными Штатами и НАТО предпринимаются попытки дестабилизировать ситуацию. Средняя Азия, в свою очередь, это коридор для проникновения в Китай. Поднебесная внимательно следит за развитием ситуации в среднеазиатском регионе, потому что он представляет интерес для нее не только как рынок сбыта китайских товаров. Дело в том, что республики Средней Азии являются местом дислокации военных и гражданских баз НАТО и России, а также эпицентром распространения исламского фундаментализма и чужеродной культуры, отличной от китайской в расовом и религиозном отношении.
Россия, мощная военная держава региона, по многим аспектам пользуется большим влиянием в государствах Средней Азии. Эта страна использует экстремистское движение, получившее развитие в регионе, как козырь против Запада, однако и она отчасти обеспокоена его распространением на Кавказ. Все же сейчас Россия как никогда обладает достаточными средствами для того, чтобы подготовить решение этой проблемы различными невоенными (то есть социально-экономическими) средствами.
Учитывая попытки НАТО увеличить число своих баз в Казахстане и других странах региона, Россия становится крайне чувствительной ко всему, что происходит в Средней Азии. В частности, Москву сильно беспокоит культурное и экономическое влияние Китая в Киргизии, а также проблема переселения русского населения из среднеазиатских республик, где оно обосновалось еще в сталинский период, во внутренние российские регионы. Несмотря на это, кроме как военными и отчасти бюрократическими средствами, Россия не располагает возможностью закрепиться в регионе.
Иран представляет собой третью региональную державу, тенденции внешней политики которой в отношении исламского фундаментализма в Средней Азии характеризуются фундаментальными противоречиями в теоретическом плане. С одной стороны, Иран поддерживает исламизм и даже политический ислам, что содействует распространению салафизма или близких к нему движений.
С другой стороны, Исламская республика, где придерживаются ислама шиитского толка, противостоит суннитскому экстремизму, направленному против шиизма. Данная позиция вполне приемлема с точки зрения светских властей региональных государств, культуры суфизма и традиционного ислама. Что же касается официальной концепции государственного ислама, принятого в Иране, то она отличается от политической практики трех рассматриваемых среднеазиатских республик.
Все же внешнеполитический аппарат Исламской республики много делает для развития Средней Азии. Используя интеллектуальные ресурсы региона и собственные созидательные силы, сотрудники иранских культурных центров организуют у себя изучение персидского языка, проводят различные культурные мероприятия, отправляют на учебу в Иран одаренных студентов и помогают молодым иранцам получать образование в местных вузах. Иран поддерживает с республиками Средней Азии сотрудничество в сфере безопасности и военных операций. Частично реализуются и экономические контакты. Например, Ираном финансируются некоторые проекты в Средней Азии, достаточно активны там иранские предприниматели, особенно те, которые занимаются строительством.
Таким образом, Иран не только смог наладить контакты с местными образовательными центрами, но и реализовать в своей политике основы Исламской революции. Несомненно, усилению противостояния в регионе салафизму и ваххабизму поможет активизация деятельности Исламской республики в сфере как государственных контрактов, так и различных экономических и культурных проектов.
Исламский фундаментализм в Средней Азии примечателен тем, что находится под сильным влиянием идей салафизма и ваххабизма. В случае увеличения позиций этого течения вряд ли можно себе представить адекватными его отношения с Исламской республикой. Между тем Иран и Узбекистан могут наметить в этой связи общие интересы, потому как налицо стимулы сотрудничества обоих государств в целях противостояния экстремистским группировкам. Имея богатый опыт противодействия различным террористическим группировкам, Иран мог бы оказать в этой сфере существенную помощь.

Возможные результаты распространения салафистко-ваххабитского движения в странах Средней Азии
Во-первых, Иран как шиитское государство, оппозиционное сложившемуся миропорядку, может оказаться блокированным своими противниками и сторонниками крайнего суннизма.
Во-вторых, среднеазиатский регион, в котором проживают много народностей, приверженных различным религиям, после усиления в нем религиозных течений экстремистского толка может стать ареной бесконечного противостояния и насилия.
В-третьих, Средняя Азия, благодаря развитым торговым маршрутам и своей близости к Китаю, грозит стать эпицентром межрегионального обострения отношений и вовлечь в него Ближний Восток и Западную Азию.
http://inosmi.ru/world/20131125/215081244.html

P.S. Я конечно же призываю отнестись критически к мнению автора статьи на предмет того, что Иран дескать решение проблемы. Мне показалось любопытным исключительно анализ ситуации "глазами" Ирана.

http://inosmi.ru/middle_asia/20131123/215049927.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий