Исламские финансы завоюют мир...
12 марта
Почему весь мир стремится попасть на рынок исламских финансов и что упускают США и Канада.
Прямо сейчас огромная волна исламских финансов накрывает все большую часть международных активов общим объемом более 200 трлн долларов. С 2008 года, когда кризис поколебал веру в традиционный банкинг, эта тенденция только усиливается, подталкивая все финансовые столицы мира, от Лондона до Дубая, включиться в битву за территорию. И только Северная Америка отстает от тренда.
Что такое исламские финансы?
В целом исламская система финансов очень похожа на традиционную — за исключением того, что услуги и продукты, которые она предоставляет, должны соответствовать законам шариата. Самый известный из его постулатов — запрет на взимание процента, что по-арабски называется «риба».
Традиционные эмитенты зарабатывают на процентах от кредитных продуктов, но исламские банки должны придумывать другие способы извлечения прибыли. Обычно они берут оплату за обслуживание и/или заключают контракты на распределение доходов и убытков. Самый популярный из таких методов носит название «мурабаха», применяется для приобретения жилья и похож на схемы аренды с выкупом — банк приобретает дом для клиента, а затем продает ему на заранее оговоренных условиях.
Исламские вклады также должны отвечать определенным этическим нормам. Инвестирование в рискованные предприятия, азартные игры, нехаляльная пища, алкоголь, порнография — за рамками допустимого. Кроме того, обычно присутствует условие разделения рисков между заимодателем и заемщиком и непосредственного подкрепления всех финансовых операций реальными активами — совершенно не похоже на некоторые экзотические изобретения Уолл-стрит, которые имеют весьма отдаленное отношение к реальным фондам.
Эта область рынка растет так быстро из-за того, что демографический объем ее клиентуры — одна шестая населения планеты. Большая ее часть сконцентрирована на Среднем Востоке, но заинтересована в том, чтобы переместить свои богатства за границы исламского мира. И это создает острую потребность в финансовых продуктах и сервисах, которые соответствуют мусульманской вере.
Исламские финансы — интенсивно растущий рынок
С 2008 года, когда разразился финансовый кризис, общий рынок исламских активов в среднем рос на 20% в год. По данным расположенного в Дубае Центра исламского банкинга и экономики «Аль Худа», в 2015 году общая сумма активов этой индустрии составит 2,5 трлн долларов.
Исламские бонды, или сукук — выдающийся сегмент с компаниями и правительствами, которые, как ожидается, должны в этом году продать 145 млрд долларов своего долга. В индустрии сейчас доминируют Иран, Малайзия и Саудовская Аравия, но многие западные страны стремятся стать европейскими и международными хабами исламских финансов.
Великобритания особенно рвалась в игру. В прошлом году она стала первой западной страной, которая выпустила исламский бонд. Бывший лорд-мэр Лондона Роджер Гиффорд договорился до того, что заявил: исламские финансы должны стать такими же британскими, как фиш энд чипс.
Что касается России, самостоятельный выход исламских банков на ее рынок осложняет отсутствие норм, которые позволило бы работать с соблюдением правил шариата, однако буквально на днях было объявлено, что по крайней мере два исламских банка — Al Baraka и Al Shamal — намерены найти партнеров на российском рынке для вхождения в их капитал.
Что не так с Северной Америкой?
По рейтингу 2014 года, оценивавшему 42 страны с присутствием исламской финансовой активности, США получили 15 место, а Канада и вовсе последнее — озадачивающие данные, учитывая долю банков обеих стран в мировой финансовой системе.
Одно из главных объяснений ситуации можно усмотреть в предписаниях и законах, которые дестимулируют исламские финансовые институты, а накладывающиеся друг на друга пестрые законы штатов и федерального законодательства делает всю картину невероятно сложной.
Американские банки удерживают риски на довольно низком уровне. Чтобы соответствовать этому требованию и максимизировать прибыль, банки обычно инвестируют в огромные поставки или ценные бумаги с гарантированным доходом, такие как казначейские ценные бумаги и традиционные корпоративные бонды, которые запрещены исламским законом. Совершенно другой случай — ксенофобские настроения и страх, что шариат распространится на всю страну. Это даже привело в 2005 году к расследованию в Сенате на предмет того, поддерживают ли исламские финансы терроризм. Эксперты на слушаниях засвидетельствовали, что нет данных, говорящих о том, что исламские финансы в большей степени способствуют упрощению террористической деятельности, нежели их традиционный эквивалент.
Недостаток стандартов в исламских финансах, стоимость и сложность входа на рынок заставили опасаться даже некоторые доминирующие финансовые институты. Например, продолжаются разногласия по вопросу, что в действительности делает актив допустимым в рамках ислама, и прежде всего — кто достаточно квалифицирован, чтобы это решать.
Поводом для дискуссий стал даже самый фундаменталистский подход к исламским активам — запрет на процент. Ортодоксальные школы утверждают, что необходимо запретить все формы процентного дохода, в то время как модернисты говорят только о самых явных и спекулятивных (в особенности ростовщичестве, «девятом из великих грехов»).
Растут опасения, что этот недостаток стандартов в длительной перспективе ударит по рынку. Но вместо того, чтобы служить тормозом для развития банков Северной Америки, на самом деле он представляет собой возможность проложить путь выработке режимов, который установит стандарт по всему миру, и разработке продуктов в авангарде отрасли.
Регуляторы открывают дорогу шариату
В последние годы банки демонстрируют растущую заинтересованность в добавлении исламских финансовых продуктов к своему спектру услуг. Ведущие кредиторы изучают, как приспособить контракты к требованиям шариата. В прошлом году Goldman Sachs выпустил первый бонд, соответствующий шариату. Кроме того, большой интерес представляет включение в процесс исламских финансов все быстрее растущего производства халяльной еды.
Как и в основе учения, цель исламских финансов — продвижение социального блага через финансовые рынки, которое позволит компаниям и клиентам накапливать деньги и при этом соответствовать моральным заповедям, выведенным в Коране. Но пока практическое воплощение очень далеко от достижения этой цели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий