суббота, 28 марта 2015 г.

Центральные банки: задачи и функции...

Центральные банки: задачи и функции...

5 фактов о деятельности важнейшего финансового института

17.02.2015
© Taber Andrew Bain

Центральный банк — это орган, который отражает интересы общества, он находится в федеральной государственной собственности и следит за гладким функционированием банковской системы, а в случае России — еще и фондового рынка и денежно-кредитного обращения. То есть он выполняет основные социальные функции. Его целью не является максимизация и извлечение прибыли. Его цель — гладкое функционирование финансовых и банковских рынков.

1. Функции центрального банка

Центральный банк выполняет несколько функций, которые детально описываются в их мандатах. В современном мире их можно прочитать на веб-сайтах. Пожалуй, следует начать с той функции, которая озвучена в самом названии центрального банка, — это «банк банков». То есть исторически так сложилось, что центральный банк создавался как контрагент, с которым взаимодействуют частные банки в экономике.
Как взаимодействуют фискальная и монетарная политика?Экономист Сергей Пекарский о макроэкономическом анализе, борьбе с инфляцией и контроле обменного курса
Например, в США Федеральная резервная система была создана в качестве ответа на Великую депрессию. И основная проблема была именно во взаимодействии в рамках частного государственного партнерства. Но США — это уникальная система, там государственный федеральный орган — Центральный банк — был создан во многом частными структурами, частными коммерческими банками. Таким образом они пытались соблюсти баланс между государственным и частным интересом и, как мы видим, в общем-то удачно соблюли.
Похожие проблемы существуют и у других центральных банков: как именно соблюсти баланс между интересами взаимодействия частных коммерческих банков и интересами государства, которое представляет центральный банк?
Например, в России Центральный банк находится в федеральной собственности. То есть в нем нет прямого частного участия, как, например, в США. Таким образом, у нас он полностью представляет публичный, общественный интерес. Но тем не менее он выполняет такие функции, которые во многом направляют действия, направляют жизнь и работу коммерческих частных банков. В частности, одна из основных функций центрального банка — это выдача банковских лицензий. Когда создается новый банк, он должен пройти лицензионный процесс, и только с одобрения центрального банка данный частный коммерческий банк может выполнять все функции, присущие банковскому институту. То есть он осуществляет лицензирование. Таким образом, первая функция центрального банка — это «банк банков». Потом, когда коммерческий банк уже пролицензирован, следующая функция центрального банка — это банковский надзор. Существует множество нормативов по ликвидности, по достаточности капиталов, по фишкам, по открытым позициям коммерческих банков, которые они должны выполнять, и, соответственно, регулятор выполняет этот надзор, то есть он следит, чтобы частные институты не нарушали эти нормативы.

2. Нормативы центральных банков

В разных странах эти нормативы имеют разное значение. Но наиболее общие системы — это базельские аккорды: Базель I, Базель II, сейчас уже Базель III, которые считаются универсальными. И каждая страна может выбрать небольшое отклонение, как применять эти базельские стандарты, но в принципе это система нормативов банковской деятельности, в которой регулятор выполняет над ними надзор.
И цель всего этого — свободное и хорошее функционирование банковского сегмента. Например, мы знаем, что банковский сектор подвержен частым банковским кризисам, то есть существует проблема, например, набега вкладчиков, или, когда в экономике спад, у банков начинаются проблемы «плохих кредитов». И, как показала история последних кризисов, история 2008 года в частности, существует проблема системного финансового риска. То есть когда падение одного крупного банка, как в США Lehman Brothers, может вызвать нарушение во всей системе.
Даже если другие банки не были напрямую вовлечены в этот процесс, то через эффект общего заражения начинает валиться вся система.
В таких случаях включается следующая функция центрального банка — это заем последней инстанции.  У него есть специальная функция, когда в случае наступления кризисных событий у отдельных банков или общего банковского кризиса центральный банк выступает как кредитор последней инстанции. Банки, у которых наступают какие-то проблемы,  могут обратиться к центральному банку, и он уже решает, следует ли потратить деньги налогоплательщиков, государственные, общественные, то есть сместить баланс, — потратить деньги налогоплательщиков, но спасти систему в целом. Или, допустим, если речь идет не о системно значимом банке, то, возможно, следует дать ему исчезнуть, потому что его акционеры, например, вели неправильную кредитную политику и в том, что происходит с банком, большая доля их вины.
Эти функции связаны с одним направлением деятельности ЦБ — «банк банков».
Даже если вы зайдете на сайт Центрального банка России, да и других банков, все эти функции просто видны, если посмотреть организационную схему Центрального банка по первым заместителям председателя правления, за что они отвечают.

3. Центральный банк и монетарная политика

Кроме того, существует задача выполнения монетарной политики центральным банком, что тоже очень важно и зачастую у всех на слуху. Монетарная политика центрального банка прописана в его мандате. Это поддержание устойчивых цен, осуществление денежной эмиссии, и в зависимости от стран это может быть поддержание устойчивого курса местной валюты к иностранной валюте, или поддержание устойчивости процентной ставки, или поддержание устойчивости безработицы и так далее. Но разные центральные банки придают разное значение этим задачам.
Эволюция центральных банков и денежно-кредитного регулированияЭкономист Сергей Дубинин об истории становления банковской системы в мире, кризисах ХХ века и перспективах экономики России
Соответственно, в монетарной политике центральные банки следят за тем, чтобы обозначенные ими макроэкономические величины, которые они пытаются контролировать, не выходили из определенных значений. В этом и заключается их монетарная политика.
Как правило, центральные банки пытаются контролировать инфляцию и занятость. Это две основные задачи по контролю, которые общество требует от монетарных органов: чтобы была низкая инфляция и высокая занятость. Но проблема в том, что часто такие важные макроэкономические величины вступают в противоречие друг с другом. То есть, когда, например, падает безработица и экономика растет, часто происходит разгон инфляции, что является негативным фактором. И наоборот. Эти две переменные часто могут противоречить друг другу во время бизнес-цикла.
Поэтому центральный банк должен выбрать, какую из этих переменных пытаться контролировать в первую очередь. Например, в случае российского Центрального банка у него обозначена основная цель — начиная с 2015 года это таргетирование инфляции. Таким образом он делает основную ставку на стабильность цен. Соответственно, другие макроэкономические переменные имеют меньшую ценность.
Тут важно отметить следующий момент. Как и с функцией надзора за коммерческими банками, здесь присутствует дилемма между частными интересами и интересами государства, так как коммерческие банки — это, как правило, банки частные.
Когда центральный банк выполняет такую важную задачу, как управление монетарной и кредитно-денежной политикой, часто проявляется другое противоречие с точки зрения экономики — это противоречие между интересами правительства, представленного, например, министерством финансов, и интересами денежных властей. Как экономисты это видят? Экономисты это видят следующим образом. Как правило, правительство, выбранное или невыбранное, своей главной функцией видит обеспечение всеобщей занятости. Это имеет в первую очередь политический аспект — чтобы было меньше безработицы, чтобы люди больше были заняты. Соответственно, у правительства всегда будет интерес стимулировать экономику, повышать занятость. В то время как денежные власти, исходя из своих теорий, считают, что они должны этому противодействовать, потому что у правительства больше сил. Поэтому центральный банк должен быть независимым, и, соответственно, поэтому он должен большее значение придавать инфляции, чтобы создавать этот противовес интересам правительства.
Именно поэтому мы часто слышим в прессе и в обсуждениях вопрос о независимости центрального банка. Независимости от кого?
Имеется в виду независимость от правительства. Оба органа выражают интересы государства, это не интересы частных лиц, но у них разный фокус. Поэтому, чтобы сбалансировать этот фокус, современная наука говорит, что центральные банки должны придавать больший вес инфляции, потому что правительство всегда фокусируется на безработице по политическим причинам.
Кроме того, центральные банки занимаются эмиссией наличных денег — это то, с чем мы как обычные граждане наиболее часто сталкиваемся. Если с проблемой монетарной политики и банковского регулирования сталкиваются в основном профессионалы, то обычные люди в первую очередь имеют дело с эмиссией наличных денег и регулированием денежного обращения. Так что свободное беспрерывное денежное обращение — это опять-таки функция центрального банка.

4. Независимость центральных банков

Центральные банки, безусловно, отличаются по параметру независимости. И экономисты-исследователи даже создают индекс зависимости центральных банков, по разным показателям они замеряют и ранжируют индекс зависимости центрального банка конкретной страны. Экономическая теория говорит о том, что чем больше центральный банк независим, тем это лучше.
FAQ: Финансовая репрессия8 фактов о механизмах регулирования государством финансовых рынков в развивающихся экономиках
Соответственно, если брать Россию, то официально в нашем законодательстве о Центральном банке прописано, что у нас де-юре он достаточно независим. Хотя отчитывается Госдуме, но в принципе де-юре по международным стандартам, по которым прописаны все наши юридические документы, он независим. Но, как мы знаем, де-факто это не совсем так. Впрочем, подобная ситуация сложилась во всех странах. Когда, например, случается экономический кризис, мы узнаем реальную цену независимости центрального банка. И даже в странах, которые считаются очень развитыми, например, 2008 год показал, что зачастую в кризисной ситуации государство часто вмешивается в независимость центрального банка, иногда отодвигая его немножко в сторону.
Российский Центральный банк по одной функции значительно отличается от многих других, а именно: до недавнего времени у нас существовал отдельный государственный орган, который назывался Федеральная комиссия по ценным бумагам. Это был отдельный орган, который регулировал фондовый рынок, рынок капиталов. Место, где компании делают первичные размещения, выпускают акции. Этот процесс нуждается в регулировании, соответственно, для этого и был создан специальный орган. В большинстве стран для этого также существует отдельный орган.
Но в России несколько лет назад Федеральная комиссия по ценным бумагам была ликвидирована, и все функции по регулированию фондового рынка, финансового рынка были переданы Центральному банку Российской Федерации. То есть теперь он у нас не только занимается банковским надзором, денежно-кредитной политикой, денежной эмиссией, но еще регулирует финансовые рынки, рынки капитала. Это достаточно редкое событие, что у нас создали так называемый мегарегулятор, то есть централизовали все функции, хотя в большинстве стран они разделены, то есть функции по регулированию фондового рынка и регулирование рынка банковских услуг поделены между разными органами.

5. Система работы центральных банков

Как на практике происходит функционирование центральных банков и их взаимодействие с частными и государственными структурами? У российского Центрального банка много территориальных органов, практически в каждом регионе у него есть представительство — территориальное отделение Центрального банка. Там сидят специалисты, которые следят за функционированием региональных банков, собирают отчетность, мониторят, а в каких-то случаях и напрямую вмешиваются в деятельность коммерческих структур, особенно в кризис, — Центральный банк посылал своих наблюдателей в коммерческие банки, которые попросили помощи от государства. В течение 2008 года многие банки получили госпомощь. Центральный банк засылал своих наблюдателей, которые контролировали, как эта помощь тратится, и вносили коррективы в деятельность коммерческих структур, если это было необходимо. Таким образом, Центральный банк поддерживал стабильность экономической системы в условиях кризиса.

PhD in Economics, доцент международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ

Комментариев нет:

Отправить комментарий