Саудовская Аравия, поддерживаемая рядом мусульманских стран, а также США, начала в четверг, 26 марта, военную операцию в Йемене. Формально международные силы под руководством саудитов ответили на «просьбу о помощи» беглого президента Йемена Хади.
Хади, покинувший страну 25 марта, после начала наступления повстанцев на Аден, потребовал от Совета Безопасности ООН принять соответствующую резолюцию. Однако запрос йеменского президента не получил поддержки необходимого числа членов СБ ООН.
Тем временем, не дожидаясь решения ООН и Лиги арабских государств, Эр-Рияд собрал значительные войска на границе с Йеменом и начал авиационные удары по позициям шиитских повстанцев.
О положени в регионе и вариантах развития ситуации рассказал
ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров:
ИЗ ИСТОРИИ КОНФЛИКТА
«Проблема эта давняя. И в Саудовской Аравии, и в Йемене проживает шиитское меньшинство, которое всегда претендовало на религиозную автономию. Но ни саудиты, ни йеменцы шиитам прав не давали. Это суннитско-шиитское религиозное противостояние с переменным успехом идёт в мусульманском мире уже давно, и, в данном случае, как мне представляется, правда на стороне шиитов, поскольку любое национальное меньшинство имеет право на автономию. По крайней мере, у нас, в России, существует много автономных образований, которые позволяют различным национальностям спокойно развиваться, сохранять свою культуру и мировоззрение.
В данной же ситуации случилось так, что в 2004 году, в одной из северных провинций Йемена, населённой преимущественно шиитами, произошло восстание, целью которого было приобретение определённых прав автономии, поскольку шииты считали, что находятся в положении дискриминируемого меньшинства. Это выступление было тогда подавлено, в том числе и при помощи Саудовской Аравии. В 2009 году восстание повторилось, и было более успешным.
Собственно говоря, сейчас мы наблюдаем завершающий этап этого процесса. Повстанцы взяли бывшую столицу Народно-демократической Республики Йемен, - стратегически важный порт Аден, а президент Хади бежал в Саудовскую Аравию. Неудивительно, что Эр-Рияд почувствовал угрозу своим интересам, поскольку за победой шиитов в Йемене может последовать соответствующее восстание в самой Саудовской Аравии. А в этом случае последняя, как теократическое государство суннитов, скорее всего, прекратит своё существование».
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
«Чтобы понять суть происходящих в Йемене процессов, надо представлять себе более широкую картину: все эти события являются проекцией глобальной геополитической схватки, которая развернулась в данном регионе. Если бы Саудовская Аравия не участвовала в данном конфликте и не играла важной роли, то ничего, собственно, и не было бы.
Дело в том, что саудитский режим является марионеточным: он был установлен ещё англичанами, а затем протекторат над ним перешёл к Соединенным Штатам. Роль Саудовской Аравии состоит в том, чтобы контролировать регион и снабжать Запад дешёвой нефтью. Собственно, эту роль саудиты и играли, при этом попирались права всех, кто выступал с антизападных позиций. Была создана система распределения богатств, когда всё сосредоточено в руках одной семьи, которая отправляет полученные нефтяные доходы обратно в Западные банки. В то же время соседний Йемен является очень бедной страной. Хотя шииты, живущие на севере Йемена, и шииты, живущие в Саудовакой Аравии, могли бы претендовать на значительную долю нефтяных доходов.
Марионеточный саудитский режим сыграл в свое время очень вредную роль в развале СССР, понижая мировые цены на нефть. В то время, кстати, у Советского Союза была замечательная возможность этот режим свергнуть - мы контролировали Южный Йемен. Но тогда, к сожалению, идеологические догмы повели советское руководство в неправильном направлении, поскольку, вместо того, чтобы использовать религиозный шиитский фактор, Советский Союз занимался подготовкой марксистов. В частности, мой отец работал по линии ЦК КПСС в Аль-Мукале, создал там партийную школу, для того чтобы учить местные племена социализму. Вместе с ним работал переводчиком нынешний директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский.
Естественно, для местных жителей эта идеология была чем-то отдалённым и непонятным, как это было, собственно, и в Афганистане в своё время. И надеяться одержать победу, опираясь на такую концепцию формирования союзников, было, конечно, наивным. Советский Союз, вместо того, чтобы использовать шиитский фактор в Йемене и Саудовской Аравии, свалить саудитский режим, создать проблему Западу, а самому выбраться наверх, всё делал наоборот, сдерживая эти религиозные моменты.
А сейчас ситуация изменилась. После революции 1979 года шиитский Иран стал религиозным государством, начал укреплять свои позиции в регионе. В конце концов, это привело к тому, что Саудовская Аравия почувствовала угрозу своим интересам и начала противодействовать Ирану в его попытках распространить влияние на шиитские общины региона, например в Бахрейне, где пару лет назад саудитские войска жестоко подавили шиитские выступления.
По существу, саудовская монархия, действуя по указке и в интересах Запада, развернула войну против шиитских общин: мы видим, что было сделано с некогда процветающей Сирией, которая была ввергнута в пучину гражданской войны; что было сделано ими в Бахрейне; с какой силой саудиты при помощи американцев давили на Йемен, чтобы сдержать там шиитское самоопределение.
Таким образом, произошло столкновение глобальных сил: с одной стороны – Ирана, а с другой – Запада и его марионеточного режима в Саудовской Аравии».
А ЧТО ДЕЛАТЬ РОССИИ?
«Россия пока не может до конца определиться. К сожалению, не видно ясных заявлений с осуждением агрессии Саудовской Аравии со стороны Москвы. Есть только абстрактные призывы в пользу мирного урегулирования. Хотя совершенно очевидно, что саудитский режим – прямой враг России. Они и Советский Союз помогли развалить, и поддерживали ваххабитских боевиков на Северном Кавказе, помогли создать ИГИЛ. Сейчас опять обрушили цены на нефть.
Кстати, существует миф, что саудиты этим действием, якобы, навредили американцам. Это наивные рассуждения! Надо понимать: ставки в игре таковы, что американцы готовы пожертвовать не только своей сланцевой добычей, но и ещё целым рядом отраслей – только бы победить в этой глобальной войне. Потому что, если они победят, то будут иметь доступ к дешёвой нефти всего мира.
С моей точки зрения, России было бы объективно выгодно поддерживать шиитских повстанцев в Йемене, поддерживать Иран в его политике ограничения влияния Саудовской Аравии. Сейчас, в условиях санкций, удар на Аравийском полуострове мог бы стать смертельным для Запада.
По существу, значительная часть энергоснабжения Европы идет с Аравийского полуострова, через Красное море, а Йемен фактически контролирует в ход в него - Баб-эль-Мандебский пролив. Эти 26 километров легко простреливаются даже береговой артиллерией. И сейчас, в отместку за агрессию против Йемена, шииты могли бы просто топить танкеры Саудовской Аравии. И всё. И цена на нефть взлетела бы до заоблачных высот, и Саудовская Аравия оказалась бы в сложном экономическом положении.
А от нас потребовалось бы всего-навсего распечатать пару старых складов и достать оттуда десяток 152-мм артиллерийских систем «Гиацинт – Б» с дальностью стрельбы обычным боеприпасом в 27 километров, и сделать пару рейсов в Мукалу или Аден на самолете Ил-76. Если же приплюсовать ещё и несколько систем противовоздушной обороны, типа «Панциря», то это вообще поменяло бы глобальный расклад во всём мире.
В конце концов, если США приняли резолюцию о поставке оружия на Украину для убийства русских людей, почему мы должны миндальничать с марионеточным режимом Саудовской Аравии, который развязал агрессию против соседнего государства?»