Действия Российской Федерации в Сирии войдут в учебники истории дипломатии как пример использования военной мощи государства в миротворческих внешнеполитических целях
Удары ВКС стали весомым аргументом для многих оппозиционеров, убедившим их в том, что пора сложить оружие и присоединиться к режиму прекращения боевых действий, сказал постпред РФ при ООН в Женеве
Удары ВКС стали весомым аргументом для многих оппозиционеров, убедившим их в том, что пора сложить оружие и присоединиться к режиму прекращения боевых действий, сказал постпред РФ при ООН в Женеве
Валерий Шарифулин/ТАСС
В Женеве набирают динамику межсирийские переговоры. Подошла к концу их первая неделя, близится завершение и всего раунда, за которым последуют, согласно плану спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, еще как минимум два. О промежуточных итогах женевских дискуссий и их оценках Россией ТАСС рассказал постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин. Особое внимание глава дипмиссии уделил взаимодействую России и США на сирийском треке, отметив, в частности, что действия ВКС РФ в значительной степени способствовали переходу от логики военного противостояния в САР в область политико-дипломатического урегулирования.
- Алексей Николаевич, как Вы оцениваете ситуацию в переговорном процессе?
- Во-первых, хочу подчеркнуть, что на этот раз почти удалось обеспечить инклюзивность переговоров по политическому урегулированию сирийского конфликта. Здесь, в Женеве, в переговорах участвует "московская группа", представлены "каирская группа", оппозиционная команда, которая сформировалась в Хмеймиме, есть группа, которая представляет сирийских женщин, а также группа оппозиционеров, которую скомпоновали в Эр-Рияде.
Но быть полностью удовлетворенными с точки зрения инклюзивности, представительства оппозиции, мы все-таки не можем, потому что остается открытым вопрос с приглашением сирийских курдов. Мы по-прежнему настаиваем, чтобы они были здесь, чтобы участвовали в переговорах. Потому что, во-первых, сирийские курды - это граждане Сирии и они имеют право участвовать в определении судьбы своей страны. Во-вторых, потому что ни один из вопросов, которые сейчас стоят в повестке дня переговоров, невозможно решить без сирийских курдов - будь то вопросы, связанные с политическими преобразованиями сирийского государства, созданием переходного правительства, борьбы с терроризмом или, наконец, вопросы гуманитарной помощи. И не в последнюю очередь надо отметить, что вооруженные формирования сирийских курдов активно ведут борьбу с террористическими группировками на территории Сирии. Об этом тоже не следует забывать. И мы должны и с этой точки зрения обеспечить сирийским курдам достойное представительство на переговорах.
- Можно ли подвести какие-то итоги первой недели переговоров?
- Первая неделя переговорного процесса прошла в формате встреч спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры с делегациями, которые прибыли на эти переговоры. Как мы понимаем, ооновцы сейчас аккумулируют те предложения, с которыми оппозиционеры приехали в Женеву, анализируют эти предложения и, видимо, ищут точки соприкосновения в позициях, которые предложили на этих переговорах как делегация правительства САР, так и оппоненты официального Дамаска.
Особо хочу подчеркнуть, что 18 марта состоялась встреча де Мистуры с представителями "хмеймимского блока". Она прошла, как нам сказали "хмеймимцы", в конструктивном ключе. Они передали де Мистуре свои соображения о том, как должно выглядеть будущее политическое, государственное устройство Сирии - с упором на то, что это должно быть демократическое государство, что власть в Сирии должна быть светской, что должны быть обеспечены права человека и всех населяющих Сирию этнических и религиозных меньшинств, что должна быть сохранена территориальная целостность государства и его основные институты для того, чтобы не допустить распада и хаоса в этой стране. Как представляется, это - конструктивная позиция , которую ооновцы должны взять в проработку. На этой основе можно выстраивать компромиссы и линию политического урегулирования.
Мы также поддерживаем идеи и соображения, которые были высказаны в ходе контактов с де Мистурой нашими партнерами из так называемой "московской группы" Кадри Джамилем и Рандой Кассис. Считаем, что позиция, которую заняла делегация официального Дамаска на переговорах с оппозицией в Женеве, также заслуживает положительной оценки, поскольку она дает основания для продолжения переговоров в конструктивном духе.
В то же время, вызывает озабоченность от факт, что "эр-риядская группа" продолжает выдвигать фактически в качестве предварительного условия смещение с поста президента САР Башара Асада. Этот подход не дает оснований полагать, что делегация Высшего комитета по переговорам (ВКП) является договороспособной. Уверены, что им просто необходимо внести в свою позицию серьезные коррективы и проявить большую гибкость.
- Чего Вы ждете от переговорного процесса в дальнейшем?
- Представляется, что первая переговорная неделя в целом прошла успешно.
Сейчас начинается процесс анализа внесенных предложений, и надеемся, что в этом плане наметится определенный прогресс. Но ожидать каких бы то ни было серьезных прорывов не стоит. Ведь гражданская война в Сирии продолжалась в течение пяти лет. И было бы наивно рассчитывать, что за одну неделю стороны, которые в течение этих лет были в состоянии вооруженного конфликта друг с другом, быстро договорятся между собой по ключевым вопросам политической трансформации власти в САР.
Российская Федерация поддерживает контакты со всеми сторонами переговоров - как с делегацией официального Дамаска, так и с оппозиционерами. Мы настраиваем стороны на проявление гибкости и поиск компромиссов, поддерживаем усилия де Мистуры и его команды.
Именно в результате военной операции российских ВКС в Сирии в сочетании с дипломатическими усилиями по запуску процесса политического урегулирования и были реализованы планы по возобновлению межсирийских переговоров. Еще один важный момент – Россия действовала на этом миротворческом направлении совместно с США. Во многом именно это стало залогом установления режима прекращения боевых действий и успешного начала межсирийского диалога.
Наша координация с США как по дипломатической так и по военной линии за минувшую неделю приобрела качественно новый характер. Рассчитываем на то, что это позитивное начало продолжит практическое продолжение.
- Можно ли ожидать принятия какого-либо документа по итогам этого раунда переговоров?
- Пока рано говорить о том, что будет какой-то документ. Понятно, что стороны стремятся к тому, чтобы выйти на согласование определенных базовых принципов будущего политического устройства в Сирии. Речь идет о том, чтобы наполнить практическим содержанием ту дорожную карту сирийского политического урегулирования, которая очерчена в резолюциях Совета Безопасности ООН 2254 и 2268.
- Сказалось ли решение о частичном выводе основной части российской воинской группировки из Сирии на переговорном процессе?
- Во-первых я хочу сказать, что действия Российской Федерации в Сирии войдут в учебники истории дипломатии как пример использования военной мощи государства в миротворческих внешнеполитических целях. Важно, что в соответствии с задачами, поставленными президентом РФ Владимиром Путиным, Минобороны и МИД РФ, действуя в связке, добились выполнения двуединой задачи - с одной стороны, подавили террористическую активность на территории Сирии, а с другой стороны, в решающей степени способствовали запуску процесса политического урегулирования в этой стране.
Действия Российской Федерации в Сирии войдут в учебники истории дипломатии как пример использования военной мощи государства в миротворческих внешнеполитических целях
Полагаю, что удары российских ВКС стали весомым аргументом для многих оппозиционеров, убедившим их в том, что пора сложить оружие и присоединиться к режиму прекращения боевых действий, начать мирные переговоры.
С учетом этого, решение президента Владимира Путина о выводе военной группировки ВКС РФ из Сирии стало мощным стимулом к тому, что логика развития обстановки в Сирии трансформровалась из сферы военного противостояния в область политико-дипломатического урегулирования.
- Как бы Вы оценили вклад рабочих групп в процесс сирийского урегулирования?
- Полагаем, что обе эти группы уже внесли существенный вклад как в мониторинг режима прекращения боевых действий в Сирии, так и в предотвращение инцидентов, ведущих к подрыву этого режима. Важно, что в работе этих групп участвуют не только дипломаты, но и военные России и США, которые способны на основе информации, получаемой с театра боевых действий, выявлять подлинные нарушения, исключать сообщения, к которым нельзя относиться с доверием (а таких подавляющее большинство).
Удовлетворены тем, что в целом режим прекращения боевых действий соблюдается. Это, конечно, не касается террористов из ДАИШ ("Исламское государство" - запрещенная в РФ террористическая группировка), "Джебхат ан-Нусры" (запрещенная в РФ террористическая группировка) и других террористических организаций, которые признаны таковыми решением СБ ООН.
Надеемся, что российские и американские военные наконец скоординируют свои действия по наращиванию ударов по этим террористическим незаконным вооруженным формированиям.
Неплохо работает и группа по гуманитарным вопросам. Благодаря усилию ее членов, в первую очередь России, удалось в разы нарастить гуманитарную помощь нуждающемуся сирийскому населению, в первую очередь в районах, которые находятся в осаде. Рассчитываем, что помощь будет также направлена сирийским временно перемещенным лицам, которые страдают не только от конфликта на сирийской земле, но и от того, что ЕС и другие западные страны продолжают осуществлять против Сирии незаконные экономические санкции.
Беседовали Владимир
Комментариев нет:
Отправить комментарий