Глобальное потепление неумолимо сушит реки и озера. Чем заменить мелеющие водоемы? Солнцем и ветром!
Объемы выработки на ГЭС каждый год уменьшаются из-за глобального потепления, ведущего к обмелению рек. Именно такое мнение прозвучало совсем недавно на конференции «Гидроэнергетика Сибири: как климат влияет на работу крупнейших ГЭС». В этих условиях гидроэнергетики вынуждены искать новые технические решения для сохранения и повышения КПД работающих ГЭС.
Новые подходы к работе каскадов
Уже сейчас гидроэнергетические станции вырабатывают все меньше энергии – дефицит покрывается за счет угля, из-за чего глобальное потепление развивается еще более стремительно, образовывая так называемый замкнутый круг, отметил генеральный директор «Евросибэнерго» (владеет Красноярской, Братской, Усть-Улимской, Иркутской ГЭС) Вячеслав Соломин в ходе конференции «Гидроэнергетика Сибири: как климат влияет на работу крупнейших ГЭС». Ситуация маловодья характерна не только для Восточной Сибири, такие проблемы есть и на Каме, и на Волге, а также других реках России, отмечают эксперты.При тенденции уменьшения существующего водопотока гидроэнергетики стараются использовать новые технологии, чтобы максимально эффективно использовать остающиеся ресурсы. По мнению Вячеслава Соломина, первое, что необходимо делать, – не допускать «холостых» водосбросов, кроме того, необходимо изменять организацию работы внутри каскадов с целью максимизации КПД действующих энергообъектов. «Делать так, чтобы каскады были скорее не синхронизированы, а рассинхронизированы, чтобы не было переизбытка выработки или, наоборот, дефицита в разные сезоны», – пояснил он.
В «Евросибэнерго» разработан новый проект по увеличению эффективности использования воды – повышению КПД турбин благодаря замене рабочих колес. «Эффект от этого эквивалентен постройке новой электростанции на 400 МВт при гораздо меньших затратах», – поясняет Вячеслав Соломин. – При этом глобальные усилия по перестройке станций не требуются», – добавил он.
Кроме этого, «Евросибэнерго» совместно с «РусГидро» разрабатывают разные варианты повышения КПД всего энергокаскада озера Байкал, включая Богучанскую ГЭС. Эксперты отмечают, что эффективным механизмом экономии воды также может стать экономное расходование электроэнергии населением.
Гидроэнергетики, помимо прочего, пытаются выявить исторические циклы уровня воды в речных каскадах, проверяя при помощи научного сообщества существующие теории, чтобы получить возможность прогнозировать выработку энергии на реках. Так, например, есть теория семилетнего цикла работы Братской ГЭС, а также теория 30-летнего цикла работы всего каскада озера Байкал.
Проблема маловодья носит общемировой характер и особенно ярко проявляется в Бразилии, где страна несет огромные экономические потери из-за аномальной засухи, во Вьетнаме остановлена почти половина ГЭС, а в Танзании – все.
Отказ от угля остановит обмеление рек?
В соответствии с подписанным в прошлом году 190 странами новым «климатическим» соглашением, во второй половине столетия все парниковые выбросы антропогенного характера должны быть сведены к нулю, то есть должен быть достигнут баланс, когда выбросы равны поглощению. По мнению экспертов, решение этой задачи предполагает в первую очередь отказ от угольной генерации в энергетике. Заменой угольной генерации может стать использование возобновляемых источников энергии, что позволит сохранить серьезный потенциал гидрогенерации.Так, во многих странах постепенно уже начали отказываться от угольной генерации. Даже в Китае, где 70% станций работают на угле, уже принято решение угольные станции больше не строить, а те, которые есть, постепенно закрываются и их заменяют генерацией на основе ВИЭ.
Китай сегодня является мировым лидером в части генерации на ВИЭ, также эта страна является первой по производству ветровых турбин.
В России с этим пока сложно – законодательство в части поддержки генерации ВИЭ нуждается в изменениях. «Это особенно проявляется в части требований по локализации производства 60–70%, тогда как, например, ветровых турбин в России не производят вообще, потому что нет спроса», – отмечает руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата и управления выбросами парниковых газов Комитета по экологии и природопользованию РСПП, генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. Необходимо на какое-то время ослабить требование по локализации производства в России и дать инвесторам возможность закупать ветровые турбины. «Известно, что российский Север – это клондайк для ветрогенерации. Одна Мурманская область может производить столько ветровой энергии, сколько вся Европа», – добавляет Михаил Юлкин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий