Журналисты американского издания Business Insider запустили настоящую информационную бомбу: дескать, Россия задумала создать новый нефтяной картель, подчинив себе три четверти мировой добычи «черного золота». КорреспондентФедерального агентства новостей разобрался, чего в этих сообщениях больше — желания погнаться за сенсацией или правды.
Переменчивый Иран
Американское СМИ, прежде всего, имеет в виду активность Москвы по переговорам о заморозке объемов добычи нефти. Зачем это делается? Считается, что эта заморозка на уровне января этого года может предотвратить падение цен на нефть (а, возможно, и спровоцировать их рост) и прекратить обновление локальных минимумов нефтяных котировок. Что, в свою очередь, поможет укрепиться рублю. Предварительное соглашение уже достигнуто с Саудовской Аравией, Венесуэлой, Катаром и другими заметными игроками на нефтяном рынке.
Как считает Business Insider, если в эту же группу единомышленников удастся затащить Иран и Ирак, то Россия станет фактически лидером среди добытчиков нефти. Учитывая и тот факт, что при договорах с партнерами и расчетах Москва все чаще отказывается от долларов, заменяя их национальными валютами. В случае создания нового картеля под названием ROPEC (Россия и страны ОПЕК) вероятность отказа от американской валюты также высока.
Другое дело, что уговорить тот же Иран будет не так просто. Да, власти в Тегеране сначала ответили на предложение согласием, но, вникнув в детали, свою позицию изменили. Иран после снятия санкций, наоборот, стремится к своему максимуму и желает выйти на досанкционный уровень. И уже только потом замораживать объем добычи. Понятно, что в нынешних условиях «барахтаться» на уровне миллиона баррелей, когда некоторые страны производят 10, Ирану не с руки.
Но все же журналисты не исключают, что баланс сил на рынке может еще поменяться. Особенно учитывая встречу стран ОПЕК и России в середине марта. Вопросы там будут выходить далеко за пределы объемов добычи нефти.
Психология трейдеров
Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, американские журналисты повелись на красивую идею: нефтяной картель, который влияет на рынок, Америка и весь мир опять в опасности. Типичная антироссийская истерия, которая в реальности представляет собой слабую попытку погнаться за аудиторией.
«Баланс спроса и предложения мало влияет на рынок. Большую роль играет, во-первых, монетарная политика: чем больше долларов на рынке, тем дешевле будет нефть, потому что появляются доступные средства, чтобы покупать фьючерсы. Второй момент — психологическое состояние игроков на рынке. Если они уверены, что цена будет расти, соответственно, они начнут покупать фьючерсы, рассчитывая на то, что те подорожают. И эта всеобщая убежденность порождает рост цен, поскольку растет спрос на фьючерсы», — комментирует эксперт.
Он отмечает, что ОПЕК в старом формате уже не влияет на рынок, потому что цена на нефть зависит от двух вышеизложенных факторов. Рынки контролирует западный мир. С момента, когда там начали торговать фьючерсами, страны ОПЕК как крупные производители потеряли нити управления ценой.
«К тому же внутри самого ОПЕК нет соглашения, какие объемы нефти добывать. Всегда выполняла квоту только Саудовская Аравия, остальные нет. И сейчас, когда саудиты готовы чуть ли не войну с Ираном начать, говорить о каком-то согласии трудно. Договоренности пока достигнуты только на словах, к тому же все условились заморозить на максимальных значениях своей добычи. И о каких тут ограничениях говорить? Та же Россия будет добывать на своем историческом максимуме, показанном в январе. Поэтому все говорят о заморозке как раз для того, чтоб повлиять на психологическое состояние трейдеров, чтобы те подумали: начинается перелом, давайте покупать фьючерсы», — резюмирует собеседник ФАН.
Дмитрий Пятов
Комментариев нет:
Отправить комментарий