Демократия через силу...
перепечатал из nvo.ng.ru
Стратегия национальной безопасности США как идея глобального... разрушения.
Технологию насаждения демократии при помощи бронетехники американцы отработали еще в Панаме.
В феврале текущего года в США и всему мировому сообществу была представлена новая американская Стратегия национальной безопасности – программный документ, в котором отражены взгляды военно-политического руководства государства на деятельность страны в интересах обеспечения национальных интересов Соединенных Штатов Америки в современных условиях и на ближайшую перспективу. Документ получился, с одной стороны, амбициозный, а с другой – неоднозначный.
Амбициозный, потому что начинается словами президента США Барака Обамы: «…на всех направлениях деятельности США должны лидировать с позиции силы». Амбициозный, потому что, США «будут защищать свои национальные интересы и обеспечивать прочное и устойчивое лидерство в мире». При этом декларируется приветствие появлению новых «центров силы», но тут же говорится о решимости и готовности к сдерживанию, «а если потребуется, к разгрому потенциальных противников».
Неоднозначный, потому что вопросов к этому документу возникает гораздо больше, чем существует на них ответов, поскольку трансформация взглядов военно-политического руководства США поразительная. По мнению авторов, в истории до сих пор был только один программный документ, так открыто и бесцеремонно выдвигающий аналогичные амбициозные цели на основе исключительного превосходства одной нации над всеми. Это «Mein Kampf» Адольфа Гитлера.
СМЕНА МЫШЛЕНИЯ
В предыдущей Стратегии национальной безопасности Вашингтон декларировал проведение активной политики по противодействию деятельности транснациональных террористических сетей, «государств-изгоев» и стран-агрессоров, которые обладают или стремятся к приобретению оружия массового поражения (ОМП), обычных вооружений повышенной мощности и других асимметричных средств. Кроме того, акцентировалась необходимость углубления связей с союзниками, партнерами и друзьями, что способствует наращиванию усилий для борьбы с террористическими организациями в глобальном масштабе и созданию условий нетерпимости по отношению к терроризму и враждебным мировому сообществу режимам. И вдруг такая перемена… Впрочем, обо всем по порядку.
Развитие современного мира идет по пути интеграции государств в различные союзы, сообщества, клубы по интересам. Аналогично выстроен процесс в экономике, где государства, различные бизнес-структуры также стремятся к интеграции при решении сложных наукоемких и финансово затратных проектов и задач. Так же происходит и в военной области, где наряду с существованием старых военных блоков и союзов появляются новые, в основном ориентированные на решение оборонительных задач и задач обеспечения национальной безопасности.
На первый взгляд США, декларируя свою ориентацию на переход к более стабильному миру и процветанию, все-таки прилагают немыслимые усилия для того, чтобы этот «мир» в своем стремлении к процветанию обеспечивал «наступательное американское лидерство».
Как тут не вспомнить некоторые исторические факты.
НАЖИТЬСЯ НА ГОРЕ ЛЮДСКОМ
Совсем недавно весь мир отмечал столетие начала Первой мировой войны, войны, которая унесла миллионы жизней, войны, которая перекроила государственное мироустройство на планете, войны, которая стала предвестником революции в России. Ни одно государство, принимавшее участие в этой страшной бойне, не может сказать о позитивных для себя результатах. Ни одно. За исключением Соединенных Штатов Америки, которые вступили в войну фактически на завершающем этапе государством среднего уровня, а завершили войну с наименьшим из всех государств коалиции ущербом, но с наибольшей прибылью. Большую часть времени США демонстрировали нейтралитет. «Нейтралитет оказался предприятием исключительно выгодным с точки зрения возрастания экономического могущества США», – указывают авторы труда «Война и общество в ХХ веке», вышедшего в 2008 году в Издательстве «Наука». Заняв достаточно выгодную позицию по «финансированию Америкой воюющих стран, нацеленную на выкачивание из Европы золота и выкуп …американских ценных бумаг», США преследовали далеко идущую цель «превращения США в финансовый центр мира».
Именно тогда пришло понимание того, что война, особенно чужими руками – дело прибыльное. Кроме того, стал очевидным факт, что «будущее господство США в мире должно покоиться на мощных современных вооруженных силах и военно-морском флоте». Уже тогда в словах президента США Вудро Вильсона присутствовала идея, в последующем нашедшая отражение во многих стратегиях и концепциях развития страны: «Будущий мир должен быть построен на «принципах американского правительства». Мир должен опираться на силу, которая гарантировала ему прочность и длительность…» Ретроспектива мирового развития показала, что именно после Первой мировой войны о США стали говорить как об одном из ведущих государств мира.
Вторая мировая война не стала исключением. Те же подходы и те же результаты. Колоссальный ущерб у всех государств, так или иначе участвовавших в войне. Несопоставимые ни с чем потери Советского Союза, вынесшего на себе основную тяжесть войны, и Германии – страны-агрессора.
Однако и из этой войны США сумели извлечь для себя выгоду. Вступив в войну государством, еще не оправившимся после Великой депрессии, Соединенные Штаты завершили ее ведущей державой мира со сплоченной и гордой нацией, развитой экономикой и мощными армией и флотом.
В дальнейшем вся история существования и развития США в той или иной мере связана с войнами и вооруженными конфликтами, диверсиями и бомбежками, в которых они непосредственно принимали участие, либо не последнюю роль играли деньги и оружие, поступавшие от них в ту или иную горячую точку для поддержки «демократического» режима или руководителей «демократической» ориентации.
ФАКТОГРАФИЯ «РАСПРОСТРАНЕНИЯ» ДЕМОКРАТИИ ПО-АМЕРИКАНСКИ
Вот далеко не полный перечень «операций по поддержке демократии»:
1945 год – ядерная атака на Японию.
1945–1991 годы – холодная война против СССР.
1946 год – карательная операция в Югославии.
1946–1949 годы – бомбежки Китая.
1947–1948 годы – реколонизация Вьетнама, организация геноцида.
1947–1949 годы – военные действия в Греции.
1948–1953 годы – военные действия на Филиппинах.
1948 год – военный переворот в Перу, Никарагуа, Коста-Рике.
1949–1953 годы – попытки свержения правительства в Албании.
1950 год – карательные операции в Пуэрто-Рико.
1950–1953 годы – интервенция в Корею.
1951 год – военная помощь китайским повстанцам.
1953–1964 годы – силовые спецоперации в Британской Гайане.
1953 год – свержение совместно с Великобританией Моссадыка (Иран).
1953 год – насильственная депортация иннуитов (Гренландия).
1954 год – свержение правительства в Гватемале.
1956 год – военная помощь тибетским повстанцам в борьбе с Китаем.
1957–1958 годы – попытка свержения правительства в Индонезии.
1958 год – оккупация Ливана, бомбежки Индонезии.
1959 год – ввод войск в Лаос, карательные операции на Гаити.
1960 год – военные операции в Эквадоре, вторжение в Гватемалу, поддержка военного переворота в Сальвадоре.
1960–1965 годы – вмешательство во внутренние дела Конго, поддержка Мобуту.
1961–1964 годы – военный переворот в Бразилии.
1961 год – военные и другие действия против Кубы.
1962 год – карательные операции в Гватемале.
1963–1966 годы – госпереворот и карательные операции в Доминиканской Республике.
1964 год – карательная операция в Панаме, поддержка переворота в Бразилии.
1964–1974 годы – вмешательство во внутренние дела Греции.
1965 год – госпереворот в Индонезии, участие в геноциде.
1965–1973 годы – агрессия против Вьетнама.
1966 год – интервенция в Гватемалу.
1967 год – поддержка переворота и режима «черных полковников» в Греции.
1971–1973 годы – бомбардировки Лаоса.
1971 год – американская военная помощь при перевороте в Боливии.
1972 год – ввод войск в Никарагуа.
1973 год – переворот в Чили, организация террора в Уругвае.
1974 год – поддержка режима Моботу в Заире, подготовка к агрессии в Португалии, попытка переворота на Кипре.
1975 год – оккупация Западной Сахары, введение войск в Марокко, вмешательство во внутренние дела Австралии, атака на Камбоджу.
1975–1989 годы – поддержка геноцида на Восточном Тиморе.
1980–1992 годы – военное присутствие в Сальвадоре, спецоперации, геноцид.
1980 год – поддержка и финансирование красных кхмеров (Камбоджа), операция в Италии (86 жертв), карательная операция в Южной Корее.
1981 год – попытка переворота в Замбии.
1982 год – вмешательство во внутренние дела Суринама.
1982-1983 годы – атака на Ливан.
1982 год – поддержка геноцида в Гватемале.
1983 год – интервенция в Гренаду, вмешательства во внутренние дела Анголы.
1984 год – сбиты два иранских самолета, минирование заливов Никарагуа.
1985 год – финансирование геноцида в Чаде.
1986 год – нападение на Ливию.
1986–1987 годы – нападение на иранский корабль в международных водах, уничтожение иранской нефтяной платформы.
1987–1988 годы – поддержка Ирака в войне против Ирана, содействие в применении химического оружия.
1988 год – взрыв пассажирского самолета компании Pan American над Шотландией (вина признана в 2003 году), вторжение в Гондурас, уничтожение иранского пассажирского самолета.
1989 год – интервенция Панамы, бомбардировки на Филиппинах, карательная операция на Виргинских островах.
1990 год – морская блокада Ирака.
1991 год – агрессия против Ирака, бомбардировки Кувейта.
1992–1994 годы – оккупация Сомали.
1992 год – геноцид и террор при захвате природных богатств Анголы.
1993–1995 годы – бомбардировки Югославии.
1994–1996 годы – террор против Ирака.
1998 год – уничтожение ракетным ударом фармацевтического завода в Судане.
1998 год – бомбежки Ирака.
1999 год – агрессия против Югославии.
2001 год – вторжение в Афганистан.
2004 год – ввод войск на Гаити.
2008 год – вторжение в Пакистан.
2008 год – подготовка грузинской армии и финансирование войны в Южной Осетии.
2011 год – финансирование войны в Ливии.
2013 год – финансирование вооруженной оппозиции и войны в Сирии.
2014 год – финансирование оппозиции и антитеррористической операции (АТО) на Украине.
Как видно, усилия по распространению «демократии» очевидны и понятны. Причем на словах эти усилия военно-политического руководства США были направлены на «упрочение главенствующей роли США в условиях неопределенности обстановки при переходе к более стабильному миру и процветанию». А на деле цели всегда были завуалированы, тщательно замаскированы, но рано или поздно становились очевидны и, как правило, всегда были агрессивными, связанными с захватом территорий, рынков сбыта, сменой строя, режима и др.
Боевая мощь всегда была главным аргументом в американской внешней политике. Вьетнам, 1969 год.
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ
Всем хорошо известно, чем оборачиваются «благие» намерения Соединенных Штатов. Вьетнам, Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия – список можно продолжать. Гибель многих сотен тысяч людей, разрушенные города, стагнирующие экономики, нищета, разруха и дети, лишенные родителей… Все это – стабильный мир, процветание, и «основанный на верховенстве закона миропорядок», но по-американски.
Именно США сами себе делегировали лидерство в сфере образования и науки, технологиях, здравоохранении и экономике и заявили, что это лидерство они будут обеспечивать, «задействуя все инструменты национальной мощи». При этом нарушая и зачастую попирая международные принципы сосуществования государств. США называют свои действия вовлеченностью в мировые дела, а введение экономических санкций определяется, как «эффективное средство воздействия на безответственных субъектов международных отношений».
Рост экономик, политического и дипломатического суверенитета у различных государств трактуется в Стратегии как серьезное воздействие на международную обстановку. Лидеры здесь – Индия, Китай и Россия с ее «агрессивными действиями» по отношению к Украине.
Учитывая, что современная экономика любого государства зависит от ресурсов, ее питающих, США и тут претендуют на первенство, говоря о создании «экономики чистой энергии», при этом указывая на то, что развивающиеся страны потребляют больше энергоресурсов, чем развитые. Но при этом почему-то умалчивают, что именно США больше всех загрязняют атмосферу земли, обладая самыми высокими технологиями. Кроме того, есть законы физики, которые известны со школьной скамьи, и в частности закон сохранения энергии. И тут возникает очевидное противоречие. Имея самую развитую экономику, США обречены на самые большие траты энергоресурсов. Однако, прекрасно владея методами пропаганды и контрпропаганды, военно-политическое руководство США умело камуфлирует уровень энергопотребления страны, заявляя о необходимости всего мира содержать «ведущую мировую державу, имеющую интересы в каждом районе мира».
Ни для кого не секрет, что интересы США в Ираке, Алжире, Сирии, Ливии, Саудовской Аравии, Йемене, некоторых странах Африки диктуются прежде всего потребностью в энергетических ресурсах – нефти и газе, а также других ресурсах и полезных ископаемых. Имея на своей территории месторождения нефти и газа, США тем не менее предпочитают экспортировать и накапливать чужие энергоресурсы, формируя свою энергонезависимость.
Говоря о необходимости укрепления национальной безопасности, США почему-то в первую очередь декларируют способность своих вооруженных сил противостоять любым угрозам, в том числе в области противоракетной обороны, кибербезопасности, сдерживания агрессии. Однако, «экспортируя» свои военные услуги в любую точку мира, именно ВС США представляют угрозу миру.
Ведь именно США были первым государством, заявившим о создании информационного, в том числе кибернетического оружия. Ведь именно США выступают агрессором совместно с другими странами НАТО, распространяя «военные услуги» по всему миру. Декларируя необходимость борьбы с терроризмом, США вмешиваются в дела суверенных государств, мотивируя это необходимостью роста демократии, благополучия и благосостояния народа в стране (регионе), удостоившегося их внимания.
При этом в ходе задействования американские вооруженные силы, по взглядам военно-политического руководства США, должны проявлять принципиальность и избирательность. Избирательность, наверное, заключается в уничтожении объектов инфраструктуры, промышленности, экономики и, конечно же, мирного населения. Не секрет, что в странах, где в той или иной мере США предпринимали попытки принципиально и избирательно воздействовать на «недемократические» режимы, жертвы среди мирного населения составляли 100:1 и более, то есть на одну боевую потерю приходилось 100 и более жертв среди детей, женщин и стариков. Гуманность, принципиальность и избирательность – налицо. Тенденция сохраняется.
В принципе ничего не меняется. Если вспомнить «гуманную» войну во Вьетнаме, не менее «принципиальную» в Югославии и Афганистане, Ливии и др., то становится очевидным, что, на словах декларируя отказ от проведения затратных, продолжительных, масштабных военных операций и переход к более гибкой стратегии, предусматривающей сочетание «адресных» контртеррористических акций, направленных на ликвидацию «питательной среды» терроризма, США тем не менее остаются постоянными в методах реализации своей политики.
ИСТИННЫЕ КОРНИ ТЕРРОРА
Вашингтон, заявляя о своей озабоченности террористической угрозой, вместе с тем делает все возможное, чтобы эта угроза возрастала. Не секрет, что одним из основных источников финансирования террористических организаций являются производство и торговля наркотиками.
До начала военной операции США и НАТО против Афганистана, во времена господства в этой стране «Талибана», производство наркотиков незначительно, но ежегодно сокращалось. С момента привнесения «демократии» в Афганистан производство наркотических средств там возросло, по различным оценкам, от 4 до 6 раз и продолжает расти. Напрашивается аналогия с привнесением «благ цивилизации» в Китай Англией в XIX веке, когда распространение опиума поставило на карту существования целую цивилизацию. И лишь жестокие меры со стороны правительства Китая (которые действуют по настоящее время) позволили государству победить в борьбе с наркотиками.
Ну и, конечно же, верхом диалектики является заявление США о том, что они, нанося невосполнимый ущерб исламским радикалам ИГ, будут продолжать подготовку и оснащение формирований умеренной сирийской оппозиции, рассматривая ее как противовес террористам и «жестокому режиму Асада». Ну как тут не вспомнить времена создания отрядов исламского сопротивления «советской агрессии» в Афганистане – предвестников «Аль-Каиды» и ИГ.
Декларируя вмешательство России во внутренние дела Украины, США почему-то умалчивают, что как раз они и уже не один год все делают для того, чтобы лишить Украину суверенитета (хотя уже во всем мире понимают – у Украины суверенитета нет!!!).
Демонстрируя свою озабоченность ростом напряженности и обострением противоречий в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, Вашингтон почему-то забывает, что именно Соединенные Штаты «раскачивают лодку», активизируя деятельность стран АСЕАН и создавая Транстихоокеанское партнерство. Но при этом они делают все, чтобы игнорировать присутствие в этой деятельности самого мощного игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а сегодня, наверное, и в мире – Китайскую Народную Республику, пытаясь устранить ее из интеграционных процессов в АТР. В то же время «США выступают за становление стабильного, мирного и процветающего Китая», акцентируя внимание на необходимости тщательного контроля и слежения за модернизацией вооруженных сил и наращиванием военного присутствия НОАК в Азии, а также защите интересов американского бизнеса и союзников по АСЕАН и АТЭС.
ОТ КИБЕРПРОСТРАНСТВА ДО КОСМОСА
Ряд положений Стратегии посвящен необходимости наращивания возможностей ООН и региональных организаций в сфере кризисного урегулирования. Однако и здесь США оставляют за собой право устранения угроз, задействуя все необходимые, на их взгляд, средства.
Отдельной строки повествования заслуживают положения Стратегии, посвященные обеспечению кибербезопасности США и мировой цивилизации в целом. С одной стороны, это действительно актуальная и серьезная проблема, требующая повседневного внимания и разрешения. С другой – США являются апологетами в разработке информационных технологий воздействия, как кибернетических, так и информационно-психологических, являясь именно тем субъектом, который, собственно, и создал эту проблему. При этом США всячески пытаются навязать мировому сообществу системы тотального контроля и мониторинга, принятие в обращение информационных протоколов, которые должны позволить контролировать информационные ресурсы во всем мире. Впрочем, об этом написано и сказано очень много, что позволяет авторам не останавливаться подробно на этой проблеме.
Одной из актуальных проблем мирного сосуществования мировой цивилизации является обеспечение безопасности космического пространства. Тут вроде бы все страны имеют четкие установки, касающиеся разработок и выведения оружия в космос. Однако и здесь у США особенный подход. Как обычно, говоря о наращивании международного сотрудничества в космической сфере, укреплении открытости и доверия, США тем не менее «будут разрабатывать технологии и способы действий, направленные на выявление, предотвращение и срывы попыток нападения… обеспечивать устойчивость и жизнеспособность нашей орбитальной группировки».
«ИМПОРТ МОЗГОВ» И УКРАИНСКИЙ ВОПРОС
Вместе с тем, понимая, что лидерство – достаточно хлопотная тема, военно-политическое руководство США заявляет о необходимости всемерного укрепления позиций в образовании, прежде всего в «области математики, физики, технических и других наук для воспитания нового поколения». Однако если внимательно проанализировать и этот посыл, то может быть вскрыто много интересных моментов. Благая цель – но каков способ достижения?
Импорт «мозгов» и технологий – это, наверное, одна из самых закрытых, но в то же время самых прибыльных статей и тем американского бюджета. Создавая на первый взгляд идеальные условия для исследований, США переманивают со всего мира наиболее талантливых ученых, заключая с ними различного рода соглашения о сотрудничестве. Создавая и всемерно поддерживая деятельность различных фондов (пример – Фонд Сороса) и неправительственных организаций, США прежде всего думают о выкачивании идей и перспективных наработок во имя лидерства США! Итог – пожизненная кабала поддавшихся соблазну и служение американской науке в интересах дальнейшего роста мощи и безопасности США.
Отдельно следует сказать о взаимодействии США с другими государствами НАТО, выступающими «гарантом глобальной безопасности» в интересах поддержания мира и стабильности на континенте в противовес России, которая своей «агрессией в отношении Украины ясно демонстрирует, что безопасность Европы, а также международные нормы и правила, запрещающие захват территорий, не могут восприниматься как аксиома». Что это, как не верх цинизма! И это заявляет страна, являющаяся основным идеологом и автором практически всех агрессий, развязанных в различных регионах мира в конце ХХ – начале ХХI века. США и сегодня заявляют, что они возглавляют «международные усилия в поддержку украинского народа… ставшего на путь демократии». Вот только украинский народ об этом забыли спросить.
Более корректна и правдива в этом отношении Стратегическая концепция НАТО (2006), в которой указано: «Украина занимает особое место в системе обеспечения безопасности в Европе и считается важным и ценным партнером в деле укрепления стабильности. НАТО твердо придерживается линии на дальнейшее укрепление отношений партнерства с Украиной на основе Хартии НАТО–Украина, включая политические консультации по вопросам, представляющим предмет озабоченности для обеих сторон, и по широкому кругу вопросов, касающихся практических аспектов сотрудничества. Североатлантический совет продолжает поддерживать суверенитет и независимость Украины, ее территориальную целостность, демократическое развитие, экономический рост и ее статус государства, не обладающего ядерным оружием, которые являются ключевыми факторами стабильности и безопасности Центральной и Восточной Европы и Европы в целом».
Именно для обеспечения стабильности и в нарушение всех ранее достигнутых международных договоренностей в интересах безопасности в Европе США будут проводить «соответствующие мероприятия оперативной и боевой подготовки войск, наращивая присутствие в Центральной и Восточной Европе для сдерживания российской агрессии». С учетом того, что распространение демократии США осуществляется, как правило, в тесном контакте с партнерами по НАТО, следует ожидать и их активных метаний по украинскому вопросу.
Дальше – больше. США берут на себя обязательство «оказывать мощное давление на Россию… одновременно противопоставляя лживой пропаганде Москвы чистейшую правду». Как тут не вспомнить слова одного из влиятельных американских политологов Збигнева Бжезинского: «… американское партнерство с Россией не существует и существовать не может. Россия не является партнером США. Россия – клиент США и может существовать только в таком качестве, не претендуя на роль сверхдержавы».
Но ведь не Россия, а США, декларируя «чистейшую правду», развязали агрессии в Панаме, Югославии, Ираке, Афганистане и Ливии. Ведь именно США, декларируя «чистейшую правду», осуществляли экспорт «демократии» в республики Южной Америки, Северной Африки и Ближнего Востока. Однако следует сказать, что впоследствии «чистейшая правда» оказалась банальной ложью. Впрочем, о чем это мы? Ведь доктор Геббельс достаточно давно об этом сказал, жаль только, что история ничему не учит наших заокеанских «партнеров». В связи с этой ситуацией на память приходят строки Игоря Губермана: «Мы варимся в странном компоте, где лгут за глаза и в глаза...»
А уж если затронуть публичную деятельность официального представителя Государственного департамента США Дженнифер Псаки, то понять, где театр, а где клиника, достаточно сложно. При этом видно, что женщина не лишена интеллекта, но законы жанра и американской «сцены» требуют парадоксов.
Завершая полемические размышления о новой Стратегии национальной безопасности США, хотелось бы напомнить ее авторам принцип бумеранга, который гласит: бумеранг всегда возвращается туда, откуда вылетел, и привести в подтверждение слова американского религиозного деятеля Генри Уорда Бичера: «Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять силу».
Именно поэтому нация, ставящая во главу угла свое исключительное превосходство над другими и ради этого постоянно демонстрирующая «мускулы» и реализующая принципы силового давления в международных отношениях, обречена на деградацию и исчезновение.
Об авторах: Илья Евгеньевич Костунов – депутат Государственной думы Российской Федерации. Александр Владимирович Сержантов – генерал-майор, заместитель начальника кафедры военной стратегии Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, доктор военных наук, профессор, академик АВН. Сергей Васильевич Чварков – генерал-майор, заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по научной работе, доктор военных наук, профессор, академик АВН, член-корреспондент РАЕН.
Комментариев нет:
Отправить комментарий