понедельник, 6 апреля 2015 г.

Есть ли эффект от санкций против России?

На про­тя­же­нии дол­гих лет Иран на­хо­дил­ся под санк­ци­я­ми — но на днях было при­ня­то пред­ва­ри­тель­ное со­гла­ше­ние, и огра­ни­че­ния со стра­ны обе­ща­ют снять. Рос­сия тоже уже год живет под санк­ци­я­ми со сто­ро­ны США и ЕС. Что зна­чат эти огра­ни­че­ния для стра­ны и когда си­ту­а­ция раз­ре­шит­ся?
На во­сточ­ном фрон­те все спо­кой­но — на­сколь­ко во­об­ще может быть «спо­кой­ным» кон­фликт между сверх­дер­жа­ва­ми. С под­пи­са­ни­ем со­гла­ше­ния о пре­кра­ще­нии огня в фев­ра­ле в Укра­ине уста­но­ви­лось от­но­си­тель­ное за­ти­шье, и фокус вни­ма­ния всего мира сдви­нул­ся на иные со­бы­тия, в первую оче­редь, в Иране и Йе­мене. Тем не менее про­хлад­ные от­но­ше­ния между Рос­си­ей и За­па­дом теп­лее не стали, и глав­ной идео­ло­ги­ей оста­ет­ся про­ти­во­сто­я­ние, а не со­труд­ни­че­ство. Уста­но­вив­ше­е­ся со­мни­тель­ное рав­но­ве­сие спо­соб­но со­хра­нять­ся до­воль­но долго, но могут ли сто­ро­ны кон­флик­та поз­во­лить себе такой ре­зуль­тат? А если нет, то кто даст сла­би­ну пер­вым?
Боль­шин­ство схо­дит­ся на том, что это будет не Рос­сия. И на по­верх­ност­ном уровне это ка­жет­ся спра­вед­ли­вой оцен­кой. По про­гно­зам Банка Рос­сии, ВВП стра­ны в 2015 году упа­дет на 3,5-4%, и еще на 1% — в 2016 году; рубль, хотя и при­об­рел от­но­си­тель­ную ста­биль­ность, по-преж­не­му при­мер­но на 40% де­шев­ле, чем в июне про­шло­го года. Экс-ми­нистр фи­нан­сов Алек­сей Куд­рин счи­та­ет, что в сумме со­бы­тия в Крыму обой­дут­ся рос­сий­ской эко­но­ми­ке ни много ни мало в 200 млрд дол­ла­ров в бли­жай­шие 3-4 года. Как бы то ни было, по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция чре­ва­та серой зоной для эко­но­ми­ки, а никто не умеет пре­вра­щать серый в зе­ле­ный так, как пре­зи­дент Вла­ди­мир Путин.
В свой 16-й год у руля — вклю­чая 2008-2012 — пре­зи­дент Рос­сии ока­зал­ся перед лицом си­ту­а­ции, не слиш­ком от­лич­ной от его пер­во­го года на посту: за­стой в эко­но­ми­ке, па­де­ние уров­ня жизни, вы­со­кий отток ка­пи­та­ла и низ­кие ино­стран­ные ин­ве­сти­ции. В Рос­сии непло­хая де­мо­гра­фи­че­ская си­ту­а­ция, и мест­ный рынок цен­ных бумаг на подъ­еме, но в крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве мак­ро­эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли стра­ны не остав­ля­ют боль­ших на­дежд.
Те­перь, как и в 2000 году, Путин будет до по­след­не­го опи­рать­ся на нефть. В связи с этим Все­мир­ный банк про­гно­зи­ру­ет за­мет­ный рост цен к 2025 году. А рос­сий­ский ми­нистр эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Алек­сей Улю­ка­ев ожи­да­ет, что к 2018 году эко­но­ми­ка Рос­сии пре­взой­дет по­ка­за­те­ли раз­ви­тых стран. Дол­го­веч­ность такой стра­те­гии со­мни­тель­на; это рис­ко­ван­ный, хотя, воз­мож­но, и един­ствен­ный ре­аль­ный курс — но Пу­ти­ну не так важно без­упреч­но пре­одо­леть труд­ный уча­сток: до­ста­точ­но будет обой­ти кон­ку­рен­тов.
В Ев­ро­пе на­зре­ва­ет рас­кол. 16 марта США ре­ши­тель­но сняли с по­вест­ки дня ослаб­ле­ние ан­ти­рос­сий­ских санк­ций — Го­су­дар­ствен­ный де­пар­та­мент будет под­дер­жи­вать санк­ции и вво­дить новые до тех пор, пока Рос­сия за­ни­ма­ет Крым. Гер­ма­ния вто­рит США и оста­ет­ся верна своим преж­ним за­яв­ле­ни­ям. Ан­ге­ла Мер­кель еще раз вы­ра­зи­ла точку зре­ния обеих стран в за­яв­ле­ни­ях Ев­ро­пей­ско­му со­ве­ту 19 марта. В тот же день ли­де­ры Ев­ро­со­ю­за кол­лек­тив­но до­го­во­ри­лись под­дер­жать санк­ции, пока мин­ские до­го­во­рен­но­сти не нач­нут при­но­сить плоды. Впро­чем, по­вест­ка дня от стра­ны к стране су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ет­ся.
Чи­нов­ни­ки ЕС счи­та­ют, что до по­ло­ви­ны го­су­дарств-чле­нов го­то­вы к со­кра­ще­нию санк­ций. Гром­че всех недо­воль­ство те­ку­щей по­ли­ти­кой вы­ра­жа­ют Ав­стрия, Кипр, Вен­грия, Ита­лия, Гре­ция, Сло­ва­кия и Ис­па­ния.
Гре­ция осо­бен­но явно де­ла­ет шаги в сто­ро­ну Рос­сии. Стра­на на­хо­дит­ся на грани де­фол­та и до сих пор не может до­го­во­рить­ся с офи­ци­аль­ны­ми ли­ца­ми ЕС об усло­ви­ях предо­став­ле­ния фи­нан­со­вой по­мо­щи. Но­во­из­бран­ный пре­мьер-ми­нистр Алек­сис Ци­прас встре­тит­ся с Пу­ти­ным в Москве 8 ап­ре­ля; мно­гие счи­та­ют, что цель встре­чи — поиск аль­тер­на­ти­вы фи­нан­си­ро­ва­нию со сто­ро­ны ЕС. По­езд­ке Ци­пра­са пред­ше­ство­ва­ла ко­ман­ди­ров­ка ми­ни­стра энер­ге­ти­ки Па­най­о­ти­са Ла­фа­за­ни­са, ко­то­рый вер­нул­ся в Гре­цию 31 марта, за­ру­чив­шись обя­за­тель­ством со сто­ро­ны Рос­сии участ­во­вать в пред­сто­я­щем тен­де­ре на раз­вед­ку глу­бо­ко­вод­ных нефти и газа в Иони­че­ском море.
Путин и пре­зи­дент Вен­грии Вик­тор Орбан за­клю­чи­ли кре­дит­ное со­гла­ше­ние на 10,8 млрд дол­ла­ров, ко­то­рое обес­пе­чит рос­сий­ское фи­нан­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства вто­рой оче­ре­ди атом­ной элек­тро­стан­ции в вен­гер­ском го­ро­де Пакш. Со­би­ра­ет­ся ли Рос­сия дей­стви­тель­но ока­зы­вать эту по­мощь или нет, за­клю­че­ние со­гла­ше­ния слу­жит недву­смыс­лен­ным сиг­на­лом ЕС: «Мы не оста­но­вим­ся».
По­доб­ные эпи­зо­ды, число ко­то­рых рас­тет, де­ла­ют оче­вид­ны­ми огра­ни­че­ния санк­ци­я­ми как ин­стру­мен­та — не так уж много чего еще можно ими огра­ни­чить — и де­мон­стри­ру­ют, что никто не хочет быть край­ним, когда санк­ции в конце кон­цов будут сняты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий