БАЛТИЯ НАЧАЛА ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЕС...
ОЛЕГ ВЕРАС
Литва, Латвия и Эстония попали в финансовый капкан
12 февраля 2015 12:45
Как известно, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Вот в такой
финансовый капкан и угодили Литва, Латвия и Эстония, уже получившие и
продолжающие получать из фондов ЕС беспрецедентные суммы финансовой поддержки.
Но, как это обычно бывает, не безвозмездно, а в обмен на полную политическую
лояльность ко всем решениям Брюсселя.
С момента вступления в организацию Вильнюс, Рига и Таллинн уже получили
более 14 млрд. евробондов, которые незаметно стали тем коротким поводком,
на котором Евросоюз теперь удерживает прибалтийские республики. Летом 2014 года
Еврокомиссией принят новый документ, который в очередной раз деньгами «связал
по рукам» страны Балтии вплоть до 2020 года. В соответствии c так называемыми «партнерскими
соглашениями», в течение ближайших семи лет Литва получит 7,57 млрд. евро,
Латвия – 4,42 млрд. евро, а Эстония – 5,72 млрд. евро в качестве
структурной поддержки. Очевидно, что ожидать самостоятельности в принятии
каких-бы то ни было решений от этих стран, в ближайшее время, не приходится.
Это касается и наиболее болезненного вопроса позиции стран Балтии по
экономическим санкциям ЕС в отношении Российской Федерации. Вынужденный отказ
от традиционно важнейшего экономического партнера для государств Балтии стал
абсолютно невыгодным шагом, если не сказать больше. Тем не менее, попавшие в
политическую западню прибалтийские республики оказались бессильны перед напором
«вашингтоно-брюссельских рекомендаций».
Сильнейшая зависимость Литвы от европейского финансирования особенно
очевидна в вопросе закрытия Игналинской атомной электростанции. В августе 2014
года приказом министра энергетики Литвы была утверждена новая версия
«Окончательного плана снятия с эксплуатации» (ОПСЭ) Игналинской АЭС, где
определена общая потребность в средствах снятия с эксплуатации до 2038 года –
2,6 млрд. евро (без учета рисков и инфляции). Следует отметить, что в
2007-2013 годах на закрытие ИАЭС из фондов Евросоюза уже было выделено 1,37
млрд. евро. Правительство Литвы ожидает, что финансирование станции будет
происходить и после 2020 года за счет средств ЕС. Однако до сих пор огромные
расходы Евросоюза на программу не только не привели к желаемым результатам, но
и постоянно пересматриваются Литвой в сторону увеличения. Проект уже
«подорожал» на 1,358 млрд. евро. Парадоксально, но ряд литовских
чиновников, видимо, усмотрел в помощи ЕС «золотое дно», которым активно
пользуется.
В среде специалистов появились серьезные опасения по поводу того, что после
окончания утвержденного периода финансирования работ по выводу из эксплуатации
ИАЭС (2020 год) Евросоюз не только не утвердит запрашиваемый Вильнюсом объем
средств, а может значительно его сократить. Это связано с недовольством
Брюсселя процессом вывода из эксплуатации стратегического объекта и пониманием
неэффективности использования уже выделенных средств. В Брюсселе предполагают
преднамеренное затягивание руководством ядерного объекта работ, которые
продвигаются чрезвычайно медленно и выполняются с опозданием на 5 лет. Вполне
вероятно, часть поступающих в рамках проектов средств элементарно расхищается
на отдельных стадиях их реализации.
В этой ситуации не исключено, что Европейский союз вообще прекратит
финансирование мероприятий по закрытию ИАЭС. В этом случае основную нагрузку
понесет бюджет самой Литвы. И вот тогда все бремя ответственности ляжет на
плечи литовских налогоплательщиков, а, судя по размерам необходимых денежных
средств, оно станет непосильной ношей. Этого литовские власти допустить не
могут. Благосклонность ЕС будет вновь завоевываться активным продвижением в
Восточной Европе позиций Брюсселя и Вашингтона по актуальным вопросам
международной безопасности. Роль «рупора» ЕС и США в регионе давно и прочно
делегирована странам Балтии.
Вместе с тем, платить по счетам Литве, Латвии и Эстонии придется «в двойном
размере». Во-первых, при любых обстоятельствах они будут вынуждены с большим
рвением поддерживать позицию Брюсселя, даже если она противоречит национальным
интересам (как в случае санкционного режима, введенного ЕС против России). Ну,
а, во-вторых, с каждым годом страны будут отчислять все более значительные
денежные средства в различные фонды ЕС.
Так, к середине февраля Литва уже должна перевести в Фонд Европейского
механизма стабильности (ЕМС) 65,44 млн. евро. Как известно, Европейский
механизм стабильности – фонд помощи странам-членам зоны евро, испытывающим
финансовые трудности. Он был создан после того, когда ЕС в 2008-2010 годах
охватил экономический кризис. Литва стала полноправным членом ЕМС 3 февраля
текущего года. Договор предусматривает, что первую часть взносового капитала
член ЕМС вносит в течение 15 дней с момента вступления в силу договора. Это
означает, что первый взнос должен быть внесен до 18 февраля.
Вступив в еврозону, Вильнюс, тем самым, из разряда «получающих помощь»
автоматически был переведен в разряд «добровольных доноров». Такие нюансы
членства в Европейском союзе еще предстоит прочувствовать населению страны, в
большинстве своем пребывающему «в святом неведении» относительно национальных
финансовых обязательств, которые в непростые для экономики времена могут
оказать ощутимое негативное влияние на уровень жизни литовцев.
Твердости духа руководства Литвы, конечно, можно «петь хвалебные оды»:
первую часть долга оно «платит за щедрость» всегда вовремя, громко убеждая
граждан в незыблемости европейских «ценностей» и их крайней необходимости для
страны. Долги же в денежном эквиваленте придется отдавать именно народу,
который очень скоро выйдет из эйфории по поводу введения единой европейской
валюты и получения денег от ЕС и окунется в суровую реальность оплаты
брюссельских счетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий