суббота, 21 февраля 2015 г.

Почему Европа недовольна Меркель?

Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка Гер­ма­нии вре­дит Ев­ро­пе, всему миру и самой Гер­ма­нии.
От Ва­шинг­то­на до Афин по­ли­ти­ки и эко­но­ми­сты, в целом име­ю­щие мало об­ще­го, схо­дят­ся во мне­нии, что Гер­ма­ния под ру­ко­вод­ством Ан­ге­лы Мер­кель про­во­дит во мно­гом непра­виль­ную эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку.
Они утвер­жда­ют, что оче­вид­ные силь­ные сто­ро­ны эко­но­ми­ки Гер­ма­нии — самая низ­кая без­ра­бо­ти­ца за по­след­ние 20 лет, устой­чи­вый, хоть и мед­лен­ный, рост, сба­лан­си­ро­ван­ный фе­де­раль­ный бюд­жет — при­кры­ва­ют сла­бые сто­ро­ны и ошиб­ки ру­ко­вод­ства.
Пер­вая ошиб­ка за­клю­ча­ет­ся в непре­клон­но­сти по во­про­су о том, что стра­ны на­по­до­бие Гре­ции долж­ны не толь­ко про­ве­сти струк­тур­ные ре­фор­мы эко­но­ми­ки, но и од­но­вре­мен­но сни­зить рас­хо­ды и объ­е­мы за­им­ство­ва­ний, что давит на спрос.
Вто­рая ошиб­ка от­но­сит­ся к внут­рен­ней об­ста­нов­ке в стране. Бла­го­да­ря низ­ким учет­ным став­кам ны­неш­ний мо­мент мог бы стать от­лич­ной воз­мож­но­стью для при­вле­че­ния кре­ди­тов и ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку, что при­ве­ло бы к ее росту и со­зда­ло бы кейн­си­ан­ские сти­му­лы для всей вя­ло­рас­ту­щей ев­ро­зо­ны. Вме­сто этого Гер­ма­ния ин­ве­сти­ру­ет мень­ше, чем в про­шлом, и мень­ше, чем боль­шин­ство дру­гих стран.
Уве­ли­че­ние ин­ве­сти­ций также по­мог­ло бы устра­нить еще один дис­ба­ланс в немец­кой эко­но­ми­ке: про­фи­цит те­ку­ще­го счета, вто­рой по ве­ли­чине в мире, ко­то­рый в 2014 уста­но­вил еще один ре­корд в раз­ме­ре 220 млрд евро, то есть более 7% ВВП. Этот про­фи­цит по опре­де­ле­нию обо­зна­ча­ет из­бы­точ­ное пре­об­ла­да­ние сбе­ре­же­ний над ин­ве­сти­ци­я­ми. Уве­личь­те объем ин­ве­сти­ций, и про­фи­цит со­кра­тит­ся или ис­чез­нет со­всем.
Эти идеи на­хо­дят сто­рон­ни­ков даже в самой Гер­ма­нии. Мар­сель Фрат­щер из бер­лин­ско­го Ин­сти­ту­та эко­но­ми­че­ских ис­сле­до­ва­ний Гер­ма­нии счи­та­ет, что проч­ность эко­но­ми­ки стра­ны «ил­лю­зор­на», если учи­ты­вать огром­ный «ин­ве­сти­ци­он­ный раз­рыв».
Го­су­дар­ствен­ные ка­пи­та­ло­вло­же­ния в Гер­ма­нии — рас­пре­де­лен­ные между вла­стя­ми фе­де­ра­ции, зе­мель и му­ни­ци­па­ли­те­тов — со­кра­ти­лись с 6% ВВП в 1970 году (в ФРГ) до ны­неш­них 2%. До­ро­ги, мосты, ши­ро­ко­по­лос­ный ин­тер­нет и мно­гое дру­гое по­мог­ло бы с поль­зой осво­ить боль­ше денег.
Фонд Мар­шал­ла «Гер­ма­ния — США» за­яв­ля­ет, что 40% мо­стов в Гер­ма­нии на­хо­дят­ся в «кри­ти­че­ском со­сто­я­нии». Кельн­ский ин­сти­тут эко­но­ми­че­ских ис­сле­до­ва­ний при­зна­ет, что ак­ци­о­нер­ный ка­пи­тал ма­ши­но­стро­и­тель­ных ком­па­ний Гер­ма­нии не рас­тет в ре­аль­ном вы­ра­же­нии с 2008 года. Мар­кус Кер­бер, ди­рек­тор Немец­кой фе­де­ра­ции про­мыш­лен­ни­ков, го­во­рит, что для под­дер­жа­ния роста «необ­хо­ди­ма агрес­сив­ная дол­го­сроч­ная ин­ве­сти­ци­он­ная по­ли­ти­ка».
Пре­мьер-ми­нистр Ве­ли­ко­бри­та­нии Дэвид Кэме­рон при­вет­ству­ет канц­ле­ра Гер­ма­нии Ан­ге­лу Мер­кель на от­кры­тии сам­ми­та НАТО в ком­плек­се Celtic Manor рядом с го­ро­дом Нью­порт в Уэль­се 4 сен­тяб­ря 2014 года. Rebecca Naden/Reuters
Од­на­ко дру­гие немец­кие эко­но­ми­сты скеп­ти­че­ски от­но­сят­ся к утвер­жде­ни­ям о недо­ста­точ­но­сти ин­ве­сти­ций. Кри­стоф Шмидт, пред­се­да­тель Немец­ко­го со­ве­та эко­но­ми­че­ских экс­пер­тов, кон­суль­ти­ру­ю­ще­го пра­ви­тель­ство, счи­та­ет, что опуб­ли­ко­ван­ные цифры ин­ве­сти­ций в про­цен­тах от ВВП могут вво­дить в за­блуж­де­ние при срав­не­нии с по­ка­за­те­ля­ми дру­гих стран и годов.
На­при­мер, во Фран­ции по­стро­е­но мно­же­ство го­су­дар­ствен­но­го жилья. В Гер­ма­нии та­ко­го нет, и это ме­ня­ет цифры. Объ­еди­не­ние Гер­ма­нии в 1990 году при­ве­ло к ин­ве­сти­ци­он­но­му буму в обеих ча­стях стра­ны. И если в дру­гих го­су­дар­ствах про­ис­хо­ди­ли об­ва­лы на рын­ках недви­жи­мо­сти, в Гер­ма­нии та­ко­го не было. По мень­шей мере в этом слу­чае со­кра­ще­ние за­трат на стро­и­тель­ство жилья ока­за­лось ра­зум­ным.
Од­на­ко тен­ден­ция со­кра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных и част­ных ка­пи­та­ло­вло­же­ний оста­ет­ся оче­вид­ной. При пе­ре­сче­те по нор­мам Ев­ро­со­ю­за ко­эф­фи­ци­ент ин­ве­сти­ций Гер­ма­нии по­вы­ша­ет­ся с 17% до 19%, по­сколь­ку вклю­ча­ет в себя рас­хо­ды ком­па­ний на на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую де­я­тель­ность. Од­на­ко это по-преж­не­му мало. Чем это вы­зва­но?
Ос­нов­ной объем ин­ве­сти­ций про­из­во­дит­ся част­ны­ми ком­па­ни­я­ми. Од­на­ко немец­кие фирмы го­да­ми пред­по­чи­та­ли ин­ве­сти­ро­вать за гра­ни­цей, а не у себя дома. Фрат­щер со­жа­ле­ет об этом: он при­зна­ет, что за­ру­беж­ные ин­ве­сти­ции Гер­ма­нии за 20 лет при­но­си­ли го­до­вой доход около 10%, тогда как ино­стран­ные ин­ве­сти­ции в Гер­ма­нию обес­пе­чи­ва­ли до­ход­ность ближе к 15%.
Ди­рек­тор Кельн­ско­го ин­сти­ту­та Ми­ха­эль Хютер го­во­рит, что ос­нов­ной при­чи­ной ма­ло­го объ­е­ма внут­рен­них ин­ве­сти­ций яв­ля­ет­ся неопре­де­лен­ность и нер­воз­ность. Непре­кра­ща­ю­щи­е­ся тре­во­ги по по­во­ду Гре­ции и ев­ро­зо­ны осо­бен­но вред­ны.
Про­те­сту­ю­щие вы­кри­ки­ва­ют ло­зун­ги во время ви­зи­та канц­ле­ра Гер­ма­нии Ан­ге­лы Мер­кель в Афины 11 ап­ре­ля 2014 года. На пла­ка­те на­пи­са­но «Мер­кель — вон» на немец­ком языке. Alkis Konstantinidis/Reuters
В по­след­нее время тре­во­ги по по­во­ду те­ря­ю­щей ин­ве­сти­ци­он­ную при­вле­ка­тель­ность Рос­сии, ко­то­рая свя­за­на с Гер­ма­ни­ей более тесно, чем с ка­кой-ли­бо дру­гой круп­ной за­пад­ной стра­ной, также пор­тят биз­нес-кли­мат. Од­на­ко самой се­рьез­ной про­бле­мой для мно­гих биз­не­сме­нов оста­ет­ся неве­же­ствен­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ства.
Здесь все на­чи­на­ет­ся с «энер­ге­ти­че­ско­го пе­ре­хо­да» Гер­ма­нии — плана от­ка­зать­ся од­но­вре­мен­но и от ис­ко­па­е­мых энер­го­но­си­те­лей, и от атом­ной энер­ге­ти­ки. Ос­нов­ная ме­то­ди­ка за­клю­ча­ет­ся в вы­де­ле­нии огром­ных суб­си­дий на раз­ви­тие сол­неч­ной и вет­ря­ной энер­ге­ти­ки. На­цен­ка, ко­то­рую мно­гим ком­па­ни­ям при­хо­дит­ся пла­тить за еди­ни­цу элек­тро­энер­гии, боль­ше, чем пол­ная сто­и­мость элек­тро­энер­гии для ком­па­ний в США. По­ло­ви­на ком­па­ний, опро­шен­ных ин­сти­ту­том Хют­хе­ра, утвер­жда­ет, что это де­ла­ет любые новые ин­ве­сти­ции непри­вле­ка­тель­ны­ми.
Мно­гие также жа­лу­ют­ся на то, что в этой ста­ре­ю­щей стране с убы­ва­ю­щим на­се­ле­ни­ем не хва­та­ет ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих несмот­ря на хва­ле­ную си­сте­му обу­че­ния Гер­ма­нии. Пра­ви­тель­ство фрау Мер­кель под вли­я­ни­ем парт­не­ров по ко­а­ли­ции из со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии толь­ко усу­гу­би­ло эту про­бле­му, поз­во­лив неко­то­рым ка­те­го­ри­ям тру­дя­щих­ся вы­хо­дить на пен­сию не в 67 лет, как это было ранее, а в 63 года.
На рынке жилья соб­ствен­ни­ков от­пу­ги­ва­ют от ин­ве­сти­ций дей­ству­ю­щие во мно­гих го­ро­дах огра­ни­че­ния по сто­и­мо­сти арен­ды. Новый ми­ни­маль­ный раз­мер опла­ты труда, уста­нов­лен­ный фе­де­раль­ным пра­ви­тель­ством, яв­ля­ет­ся еще одной ини­ци­а­ти­вой, ко­то­рая уве­ли­чит за­тра­ты биз­не­са.

Ошибки можно исправить

Шмидт утвер­жда­ет: луч­шим спо­соб по­вы­сить объем ин­ве­сти­ций — ис­пра­вить стра­те­ги­че­ские ошиб­ки. В сфере энер­ге­ти­ки, даже если пра­ви­тель­ство на­ста­и­ва­ет на до­сти­же­нии це­ле­вых зна­че­ний объ­е­мов вы­бро­сов, можно оста­вить рынку сво­бо­ду вы­бо­ра тех­но­ло­гий.
Пен­си­он­ный воз­раст можно снова по­вы­сить, а ми­ни­маль­ную зар­пла­ту — сни­зить. Необ­хо­ди­мо также на­рас­тить объем го­су­дар­ствен­ных ин­ве­сти­ций. Гу­став Хорн, глава Ин­сти­ту­та мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, вхо­дя­ще­го в свя­зан­ный с проф­со­ю­за­ми фонд, го­во­рит, что уве­ли­че­ние го­су­дар­ствен­ных ка­пи­та­ло­вло­же­ний в ев­ро­зоне на 1% при­ве­дет к росту ВВП на 1,6%.
Од­на­ко Гер­ма­ния воз­глав­ля­ет со­про­тив­ле­ние при­зы­вам уве­ли­чить объем го­су­дар­ствен­ных средств, вы­де­лен­ных на ин­ве­сти­ци­он­ную про­грам­му Ев­ро­пей­ской Ко­мис­сии. Внут­ри стра­ны воз­мож­но­сти пра­ви­тель­ства огра­ни­че­ны кон­сти­ту­ци­он­ной по­прав­кой по «тор­мо­же­нию за­дол­жен­но­сти», при­ня­той в 2009 году, ко­то­рая тре­бу­ет, чтобы пра­ви­тель­ства зе­мель сба­лан­си­ро­ва­ли бюд­же­ты к 2020 году, а фе­де­раль­ное — к 2016-му.
Ми­нистр фи­нан­сов Гер­ма­нии Вольф­ганг Шой­б­ле опе­ре­дил этот гра­фик и сба­лан­си­ро­вал бюд­жет уже в 2014 году. Он вме­сте с Мер­кель гор­дит­ся «чер­ным нулем», ко­то­рый де­мон­стри­ру­ет, что Гер­ма­ния под­чи­ня­ет­ся пра­ви­лам, как это долж­ны де­лать и осталь­ные.
В от­чет­но­сти, воз­мож­но, до­стиг­нут ба­ланс, од­на­ко Гер­ма­нии пред­сто­ит про­де­лать еще дол­гий путь, чтобы устра­нить нехват­ку ин­ве­сти­ций внут­ри стра­ны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий