Почему Европа недовольна Меркель?
Экономическая политика Германии вредит Европе, всему миру и самой Германии.
От Вашингтона до Афин политики и экономисты, в целом имеющие мало общего, сходятся во мнении, что Германия под руководством Ангелы Меркель проводит во многом неправильную экономическую политику.
Они утверждают, что очевидные сильные стороны экономики Германии — самая низкая безработица за последние 20 лет, устойчивый, хоть и медленный, рост, сбалансированный федеральный бюджет — прикрывают слабые стороны и ошибки руководства.
Первая ошибка заключается в непреклонности по вопросу о том, что страны наподобие Греции должны не только провести структурные реформы экономики, но и одновременно снизить расходы и объемы заимствований, что давит на спрос.
Вторая ошибка относится к внутренней обстановке в стране. Благодаря низким учетным ставкам нынешний момент мог бы стать отличной возможностью для привлечения кредитов и инвестиций в экономику, что привело бы к ее росту и создало бы кейнсианские стимулы для всей вялорастущей еврозоны. Вместо этого Германия инвестирует меньше, чем в прошлом, и меньше, чем большинство других стран.
Увеличение инвестиций также помогло бы устранить еще один дисбаланс в немецкой экономике: профицит текущего счета, второй по величине в мире, который в 2014 установил еще один рекорд в размере 220 млрд евро, то есть более 7% ВВП. Этот профицит по определению обозначает избыточное преобладание сбережений над инвестициями. Увеличьте объем инвестиций, и профицит сократится или исчезнет совсем.
Эти идеи находят сторонников даже в самой Германии. Марсель Фратщер из берлинского Института экономических исследований Германии считает, что прочность экономики страны «иллюзорна», если учитывать огромный «инвестиционный разрыв».
Государственные капиталовложения в Германии — распределенные между властями федерации, земель и муниципалитетов — сократились с 6% ВВП в 1970 году (в ФРГ) до нынешних 2%. Дороги, мосты, широкополосный интернет и многое другое помогло бы с пользой освоить больше денег.
Фонд Маршалла «Германия — США» заявляет, что 40% мостов в Германии находятся в «критическом состоянии». Кельнский институт экономических исследований признает, что акционерный капитал машиностроительных компаний Германии не растет в реальном выражении с 2008 года. Маркус Кербер, директор Немецкой федерации промышленников, говорит, что для поддержания роста «необходима агрессивная долгосрочная инвестиционная политика».
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон приветствует канцлера Германии Ангелу Меркель на открытии саммита НАТО в комплексе Celtic Manor рядом с городом Ньюпорт в Уэльсе 4 сентября 2014 года. Rebecca Naden/Reuters
Однако другие немецкие экономисты скептически относятся к утверждениям о недостаточности инвестиций. Кристоф Шмидт, председатель Немецкого совета экономических экспертов, консультирующего правительство, считает, что опубликованные цифры инвестиций в процентах от ВВП могут вводить в заблуждение при сравнении с показателями других стран и годов.
Например, во Франции построено множество государственного жилья. В Германии такого нет, и это меняет цифры. Объединение Германии в 1990 году привело к инвестиционному буму в обеих частях страны. И если в других государствах происходили обвалы на рынках недвижимости, в Германии такого не было. По меньшей мере в этом случае сокращение затрат на строительство жилья оказалось разумным.
Однако тенденция сокращения государственных и частных капиталовложений остается очевидной. При пересчете по нормам Евросоюза коэффициент инвестиций Германии повышается с 17% до 19%, поскольку включает в себя расходы компаний на научно-исследовательскую деятельность. Однако это по-прежнему мало. Чем это вызвано?
Основной объем инвестиций производится частными компаниями. Однако немецкие фирмы годами предпочитали инвестировать за границей, а не у себя дома. Фратщер сожалеет об этом: он признает, что зарубежные инвестиции Германии за 20 лет приносили годовой доход около 10%, тогда как иностранные инвестиции в Германию обеспечивали доходность ближе к 15%.
Директор Кельнского института Михаэль Хютер говорит, что основной причиной малого объема внутренних инвестиций является неопределенность и нервозность. Непрекращающиеся тревоги по поводу Греции и еврозоны особенно вредны.
Протестующие выкрикивают лозунги во время визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Афины 11 апреля 2014 года. На плакате написано «Меркель — вон» на немецком языке. Alkis Konstantinidis/Reuters
В последнее время тревоги по поводу теряющей инвестиционную привлекательность России, которая связана с Германией более тесно, чем с какой-либо другой крупной западной страной, также портят бизнес-климат. Однако самой серьезной проблемой для многих бизнесменов остается невежественная экономическая политика правительства.
Здесь все начинается с «энергетического перехода» Германии — плана отказаться одновременно и от ископаемых энергоносителей, и от атомной энергетики. Основная методика заключается в выделении огромных субсидий на развитие солнечной и ветряной энергетики. Наценка, которую многим компаниям приходится платить за единицу электроэнергии, больше, чем полная стоимость электроэнергии для компаний в США. Половина компаний, опрошенных институтом Хютхера, утверждает, что это делает любые новые инвестиции непривлекательными.
Многие также жалуются на то, что в этой стареющей стране с убывающим населением не хватает квалифицированных рабочих несмотря на хваленую систему обучения Германии. Правительство фрау Меркель под влиянием партнеров по коалиции из социал-демократической партии только усугубило эту проблему, позволив некоторым категориям трудящихся выходить на пенсию не в 67 лет, как это было ранее, а в 63 года.
На рынке жилья собственников отпугивают от инвестиций действующие во многих городах ограничения по стоимости аренды. Новый минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным правительством, является еще одной инициативой, которая увеличит затраты бизнеса.
Ошибки можно исправить
Шмидт утверждает: лучшим способ повысить объем инвестиций — исправить стратегические ошибки. В сфере энергетики, даже если правительство настаивает на достижении целевых значений объемов выбросов, можно оставить рынку свободу выбора технологий.
Пенсионный возраст можно снова повысить, а минимальную зарплату — снизить. Необходимо также нарастить объем государственных инвестиций. Густав Хорн, глава Института макроэкономической политики, входящего в связанный с профсоюзами фонд, говорит, что увеличение государственных капиталовложений в еврозоне на 1% приведет к росту ВВП на 1,6%.
Однако Германия возглавляет сопротивление призывам увеличить объем государственных средств, выделенных на инвестиционную программу Европейской Комиссии. Внутри страны возможности правительства ограничены конституционной поправкой по «торможению задолженности», принятой в 2009 году, которая требует, чтобы правительства земель сбалансировали бюджеты к 2020 году, а федеральное — к 2016-му.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле опередил этот график и сбалансировал бюджет уже в 2014 году. Он вместе с Меркель гордится «черным нулем», который демонстрирует, что Германия подчиняется правилам, как это должны делать и остальные.
В отчетности, возможно, достигнут баланс, однако Германии предстоит проделать еще долгий путь, чтобы устранить нехватку инвестиций внутри страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий