Развивающиеся рынки теряют привлекательность?
Сегодня 7:00
Количественное смягчение перестало оказывать положительное влияние на рынки развивающихся стран.
Инвесторы до сих пор ломают головы над случившимся в прошлый вторник «индонезийским сюрпризом», когда Центральный банк Индонезии снизил базовую ставку на 25 пунктов до 7,5%. Они бы скорее нашли объяснение произошедшему во Франкфурте, Токио и Вашингтоне, чем в самой Джакарте.
Инфляция в Индонезии установилась на уровне 6,96%, что выше целевого значения 5%. Возможно, глава ЦБ Индонезии Агус Мартовардоджо обеспокоен охватившей почти весь мир дефляцией. Хотя куда более вероятно, что при принятии решения он руководствовался другой тенденцией: вливания, которые развитые страны делали в рамках политики количественного смягчениярынкам стран с развивающейся экономикой, таких как Индонезия, подходят к концу.
Хотелось бы сосредоточится на неиллюзорной перспективе того, что Федеральный резерв США отправит процентную ставку в свободное плавание, не приводя как довод тот факт, что Банк Японии на днях отказался изменить политику по увеличению денежной массы. Просто видимых доказательств того, что рынки развивающихся стран все меньше задействованы в программах проводимой политики количественного смягчения развитых стран, становится все больше. Более того, США начинает тянуть на себя ликвидность, что и вовсе ставит эти небольшие страны в зависимое положение.
Адам Слейтер из Оксфордского института экономики в Лондоне заявил:
«В 2015 году весьма вероятна удивительная тенденция роста активов в США на фоне неизменно низких показателей в развивающихся странах».
Согласно общепринятому мнению, экономика развивающихся стран выиграет за счет дополнительных мер стимулирования со стороны еврозоны и Японии. Однако в своем новом докладе Слейтер предупреждает об уменьшении дифференциала роста валового внутреннего продукта экономики развитых и развивающихся стран — на данный момент он является минимальным с 1999 года, и это может привести к серьезному оттоку ликвидности из азиатских стран. В 2015 году расхождение может составить 1,2 процентных пункта по сравнению с приблизительно 4,5 процентными пунктами в период с 2000 по 2014 год. В самом деле, за исключением Китая, экономический рост в развивающихся странах в этом году, вероятно, составит только 2,8%, что несравнимо меньше, чем в странах Большой Семерки.
Спред доходности также увеличивает риски в экономике, что делает ее менее привлекательной для инвестиций. В то время как доходность 10-летних бумаг, скажем, Индонезии выше, чем у США (7,07% против 2,11%), реальные процентные ставки становятся скорее убыточными. Они также либо незначительны, либо вовсе отрицательные в Аргентине, Мексике, ЮАР, Южной Корее, Таиланде и Турции. Оксфордские исследования модели, включающей в себя 13 стран с развивающейся экономикой, наглядно показывают, что их реальные ставки доходности в 2014 году составляют около 1% — сравните с почти 3% в период с 2000 года. Не удивительно, что инвестиционный портфель этих стран стал «худеть». На основе данных за полгода, вливания в развивающиеся рынки составили всего лишь 11,6 млрд долларов по информации на январь, что сопоставимо только с 2013 годом, когда разговоры о кризисе витали в воздухе от Джакарты до Нью-Дели.
К сожалению, несмотря на серьезную двукратную подпитку от ЕЦБ в минувшем месяце и от Банка Японии в октябре, мы наблюдали лишь незначительное повышение показателей рынка этих стран. Часть проблем заключается в убывающей доходности; слишком много свободных денежных средств преследует ограниченное число хороших инвестиций. Также возможной причиной является и тот факт, что США как эмитент резервной валюты имеет более весомые денежные запасы, нежели Япония или Европа. Либо все же развивающиеся рынки теряют свою привлекательность?
Поиском ответа на этот острый вопрос должны быть обеспокоены чиновники Азии и других регионов. В каком-то смысле, денежный поток от QE-бума сильно облегчил им жизнь, выступая своеобразным экономическим топливом.
Маршалл Мейс, директор Emerging Alpha Advisors в Гонконге заявил:
«По сравнению с прошлым веком, политика смягчения стимулировала аномальный рост в глобальном масштабе».
Оживление США, несомненно, имеет свои плюсы. С ускорением в Америке темпов роста ВВП на 2,5%, очевидно, что американские домохозяйки будут покупать больше азиатских товаров. Но в краткосрочной перспективе Азии может не хватить экономического топлива. «Горячие деньги» приглушили стремление правительства этих стран к модернизации экономики. Как только показатели роста в различных отраслях экономики взлетели, правительственные мужи сосредоточили внимание на открытии новых небоскребов и фабрик, штамповке прямых иностранных инвестиционных сделок и купании в лаврах по поводу роста цен на акции своих компаний. При этом упустили самое важное — стабилизацию экономики и укрепление финансовых систем.
Теперь, как только потоки капитала снизились и Китай замедляется в росте, правительство сталкивается с необходимостью ослабить бюджетную политику, создавать рабочие места и повышать свою привлекательность для инвестиций. Это тяжелая работа, и заниматься ей нужно было своевременно, в хорошие времена. Ведь время, как известно, деньги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий