Всемирная история дефолтов...
Сегодня 7:00
Да, новости о том, что Греция ведет переговоры с МВФ, грозится выходом из еврозоны, гневом древних богов, а вот теперь еще и дефолтом, уже и новостями назвать нельзя. На днях Греция отказалась вносить очередной платеж и тем самым задала этой эпичной саге еще один виток. Вариант с дефолтом вполне возможен, так что мы предлагаем оглянуться назад и посмотреть, что переживает страна после объявления и как с этим справились Россия и Аргентина.
5 июня Греция отказалась перечислить очередной платеж в МВФ. Теперь власти страны просят фонд о возможно объединить четыре июньских транша, которые будут переведены 30 июня. Напомним, по графику Афины в эту пятницу должны были перечислить МВФ около 300 млн евро. Остальные платежи еще крупнее: 12 июня — 340 млн, 16-го — 560 млн, 19-го — 336 млн евро, а всего за июнь необходимо перечислить 1,23 млрд. Ципрас предлагает не беспокоиться: «Ведь мы уже заплатили 7,5 млрд евро, не так ли?».
Официальный представитель МВФ Джерри Райс отметил, что нормы фонда позволяют объединить транши, однако СМИ наперебой спорят, экономика какой страны обрушится в дефолт раньше — Украины или Греции, — и строят мрачные прогнозы последствий финансового краха Афин для ЕС. Давайте и мы обратимся к урокам прошлого.
Как показывает история экономических потрясений, изменение обменного курса может служить экономике «предохранительным клапаном», быстро (пусть и болезненно) ослабляющим давление в системе. Резкое удешевление национальной валюты делает экономику более конкурентоспособной на внешних рынках и в итоге помогает ей быстрее восстановиться после падения.
Сравним динамику обменных курсов до и после потрясений в четырех странах: России (дефолт 1998 года) , Аргентине (дефолт 2001-го) , США (в ходе и по итогам банкротства Lehman Brothers в 2008-м) и Греции (реструктуризация суверенного долга в 2012 году) . В России и Аргентине дефолты привели к существенному падению курса национальных валют.
В случае с долларом и греческими финансами ситуация была не столь однозначной (Греция — член европейского валютного союза).
Посмотрим, как дефолт влияет на ВВП. По-видимому, России и Аргентине дефолт пошел на пользу: рост экономики быстро возобновился. В США, где случилось крупнейшее в истории корпоративное банкротство, суверенного дефолта удалось избежать, но подъем был значительно медленнее. То же можно сказать о Греции.
Уровень безработицы в России и Аргентине после дефолта стал быстро снижаться, а в США и Греции вслед за экономическими потрясениями началась отложенная безработица.
Проблемная экономика Греции отличается от аргентинской и российской тем, что страна входит в еврозону, тогда как у России и Аргентины собственные валюты. Ослабление евро никак не на руку Греции — положительный эффект оказал бы выход из валютного союза, но лидеры европейских стран решительно препятствуют этому.
Джордж Мангус, старший экономист лондонского отделения UBS Group, говорит:
«Проблема Греции в том, что дефолт без последующей девальвации позволил бы выиграть время, но не решил бы проблем с ростом экономики. Если Греция объявит дефолт и останется в еврозоне, девальвация невозможна, и как стимулировать рост — непонятно. Но эти игры могут продлиться еще долго».
Комментариев нет:
Отправить комментарий