понедельник, 8 июня 2015 г.

Всемирная история дефолтов...

Да, но­во­сти о том, что Гре­ция ведет пе­ре­го­во­ры с МВФ, гро­зит­ся вы­хо­дом из ев­ро­зо­ны, гне­вом древ­них богов, а вот те­перь еще и де­фол­том, уже и но­во­стя­ми на­звать нель­зя. На днях Гре­ция от­ка­за­лась вно­сить оче­ред­ной пла­теж и тем самым за­да­ла этой эпич­ной саге еще один виток. Ва­ри­ант с де­фол­том вполне воз­мо­жен, так что мы пред­ла­га­ем огля­нуть­ся назад и по­смот­реть, что пе­ре­жи­ва­ет стра­на после объ­яв­ле­ния и как с этим спра­ви­лись Рос­сия и Ар­ген­ти­на.
5 июня Гре­ция от­ка­за­лась пе­ре­чис­лить оче­ред­ной пла­теж в МВФ. Те­перь вла­сти стра­ны про­сят фонд о воз­мож­но объ­еди­нить че­ты­ре июнь­ских тран­ша, ко­то­рые будут пе­ре­ве­де­ны 30 июня. На­пом­ним, по гра­фи­ку Афины в эту пят­ни­цу долж­ны были пе­ре­чис­лить МВФ около 300 млн евро. Осталь­ные пла­те­жи еще круп­нее: 12 июня — 340 млн, 16-го — 560 млн, 19-го — 336 млн евро, а всего за июнь необ­хо­ди­мо пе­ре­чис­лить 1,23 млрд. Ци­прас пред­ла­га­ет не бес­по­ко­ить­ся: «Ведь мы уже за­пла­ти­ли 7,5 млрд евро, не так ли?».
Офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель МВФ Джер­ри Райс от­ме­тил, что нормы фонда поз­во­ля­ют объ­еди­нить тран­ши, од­на­ко СМИ на­пе­ре­бой спо­рят, эко­но­ми­ка какой стра­ны об­ру­шит­ся в де­фолт рань­ше — Укра­и­ны или Гре­ции, — и стро­ят мрач­ные про­гно­зы по­след­ствий фи­нан­со­во­го краха Афин для ЕС. Да­вай­те и мы об­ра­тим­ся к уро­кам про­шло­го.
Как по­ка­зы­ва­ет ис­то­рия эко­но­ми­че­ских по­тря­се­ний, из­ме­не­ние об­мен­но­го курса может слу­жить эко­но­ми­ке «предо­хра­ни­тель­ным кла­па­ном», быст­ро (пусть и бо­лез­нен­но) ослаб­ля­ю­щим дав­ле­ние в си­сте­ме. Рез­кое уде­шев­ле­ние на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты де­ла­ет эко­но­ми­ку более кон­ку­рен­то­спо­соб­ной на внеш­них рын­ках и в итоге по­мо­га­ет ей быст­рее вос­ста­но­вить­ся после па­де­ния.
Срав­ним ди­на­ми­ку об­мен­ных кур­сов до и после по­тря­се­ний в че­ты­рех стра­нах: Рос­сии (де­фолт 1998 года) , Ар­ген­тине (де­фолт 2001-го) , США (в ходе и по ито­гам банк­рот­ства Lehman Brothers в 2008-м) и Гре­ции (ре­струк­ту­ри­за­ция су­ве­рен­но­го долга в 2012 году) . В Рос­сии и Ар­ген­тине де­фол­ты при­ве­ли к су­ще­ствен­но­му па­де­нию курса на­ци­о­наль­ных валют.
В слу­чае с дол­ла­ром и гре­че­ски­ми фи­нан­са­ми си­ту­а­ция была не столь од­но­знач­ной (Гре­ция — член ев­ро­пей­ско­го ва­лют­но­го союза).
По­смот­рим, как де­фолт вли­я­ет на ВВП. По-ви­ди­мо­му, Рос­сии и Ар­ген­тине де­фолт пошел на поль­зу: рост эко­но­ми­ки быст­ро воз­об­но­вил­ся. В США, где слу­чи­лось круп­ней­шее в ис­то­рии кор­по­ра­тив­ное банк­рот­ство, су­ве­рен­но­го де­фол­та уда­лось из­бе­жать, но подъ­ем был зна­чи­тель­но мед­лен­нее. То же можно ска­зать о Гре­ции.
Уро­вень без­ра­бо­ти­цы в Рос­сии и Ар­ген­тине после де­фол­та стал быст­ро сни­жать­ся, а в США и Гре­ции вслед за эко­но­ми­че­ски­ми по­тря­се­ни­я­ми на­ча­лась от­ло­жен­ная без­ра­бо­ти­ца.
Про­блем­ная эко­но­ми­ка Гре­ции от­ли­ча­ет­ся от ар­ген­тин­ской и рос­сий­ской тем, что стра­на вхо­дит в ев­ро­зо­ну, тогда как у Рос­сии и Ар­ген­ти­ны соб­ствен­ные ва­лю­ты. Ослаб­ле­ние евро никак не на руку Гре­ции — по­ло­жи­тель­ный эф­фект ока­зал бы выход из ва­лют­но­го союза, но ли­де­ры ев­ро­пей­ских стран ре­ши­тель­но пре­пят­ству­ют этому.
Джордж Ман­гус, стар­ший эко­но­мист лон­дон­ско­го от­де­ле­ния UBS Group, го­во­рит:
«Про­бле­ма Гре­ции в том, что де­фолт без по­сле­ду­ю­щей де­валь­ва­ции поз­во­лил бы вы­иг­рать время, но не решил бы про­блем с ро­стом эко­но­ми­ки. Если Гре­ция объ­явит де­фолт и оста­нет­ся в ев­ро­зоне, де­валь­ва­ция невоз­мож­на, и как сти­му­ли­ро­вать рост — непо­нят­но. Но эти игры могут про­длить­ся еще долго».

Комментариев нет:

Отправить комментарий