«По плодам их узнаете их»... Размышления о партиях.
«2015-й стал рекордным по количеству зарегистрированных новых политических сил. В этом году зарегистрировано 27 новых политических партий. Если отбросить праздничные дни, мы получаем две новых политических партии еженедельно. К примеру, раньше в среднем регистрировали 5-7 новых политических партий ежегодно», — сообщил генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
Если подойти к партийному строительству с бизнес-лекалом, то выходит, что предложение рождает спрос. Неужели столь высока цена партбилета? Неужели сегодня в украинском обществе такой большой спрос на политические партии, 99,999% которых – положа руку на сердце – массовый обыватель даже не станет идентифицировать? А та 0,001%, которая попадет в «квалификацию», ничего, кроме политических шишек после проигрыша на выборах не получит.
Возьмем состав Верховной Рады от 2012 года: Партия регионов (187 депутатов), ВО «Батькивщина» (102), УДАР (40), ВО «Свобода» (38), КПУ (32), «Единый Центр» (3), Народная партия (2), Радикальная партия (1), «Союз» (1). А теперь ВР-2014: Блок Порошенко (132), «Народный фронт» (82), «Самопомич» (33), Оппозиционный блок (29), Радикальная партия (22), «Батькивщина» (19).
И смотрите, какой парадокс: по партийному составу парламент вроде бы обновился на 90%, а по персональному – чуть более чем наполовину (на 56%, если быть точным).
С одной стороны, наши политики кочуют по политическим образованиям, как древние гунны по Евразии, с другой – партии становятся для них своеобразным проклятием. Если судить, исходя и партийных программ, «Свобода» была единственной «национально-патриотической» силой в парламенте прошлого режима, но после победы Майдана, в котором принимала наиактивнейшее участие, места в законодательном собрании не получила. Коммунисты, которые могли себе позволить выигрывать все выборы в независимой Украине даже не ведя активной агитации, не просто исчезли – в лице лидера Петра Симоненко дают показания в СБУ. Хотя, если по совести (коль переходить на личности), то кто больше сделал для страны – коммунист и поэт Борис Олийнык, или Олег Тягнибок, «свободовцы» которого ну просто под заказ «Лайфньюс» в дни Майдана лепили картинку своими факельными шествиями с вскинутыми в гитлеровском приветствии руками, отчего даже европейцы сомневалась, а россияне и не сомневались, что в Киеве правят бал фашисты?
Если верить анализу Transparency International, около 80% украинцев считают политические партии коррумпированными институциями, соответственно, уровень доверия к ним очень низок. Кстати, по тем же исследованиям, доверие к общественным организациям в два раза выше. Спорно? Хорошо, вот нам пример «Самопомочи», зарегистрированной в 2012-м на базе аналогичного общественного объединения, определяющей своей идеологией «христианскую мораль и здравый смысл». Депутат от партии Андрей Мирошник, «по-христиански» планирующий тур на Мальдивы с любовницей, параллельно «кидающий на бабки» брата жены, забыл, видимо, и о здравом смысле, коль проделывал это на сессии. Да, партия его вычистила из Рады. Но вернула ли доверие полностью? Не хочется быть злым пророком, но некоторым членам «Самопомочи», хоть и ни разу не преступившим заповеди, это еще аукнется. И будут называть «Маль-Дивами» даже тех, кто ни разу в жизни дальше львовских Брюховичей не выезжал. Потому что (еще один парадокс!) если общественное мнение по поводу общественных организаций исповедует принцип персональной ответственности, то по отношению к политическим партиям — исключительно коллективной.
Ярлык – вот голгофа каждого партийца, будь он хоть юный радикал, хоть коммунист преклонных годов. Клеймо лепится надолго, иногда навсегда, и не обязательно общественным мнением. О «партиях власти» и говорить нечего. Кто сегодня вспомнит о рулящей во времена Леонида Кучмы Народно-демократической партии? А о Социал-демократической (объединенной)? По каким только затем политическим баррикадам не носило затем, скажем, ставшего оппозиционером Владимира Филенко и всегда пропрезидентского Анатолия Кинаха из НДП или Виктора Медведчука и Евгения Марчука из СДПУ(о), пока плоды их деятельности стали диаметрально противоположными. Но до поры до времени они влачили крест политически изгоев именно из-за партийности.
Партия регионов – еще кровоточащая рана и сказать слово доброе о ЛЮБОМ ее члене сегодня, значит, навлекать на себя гнев. Но говорить нужно, чтобы десятки тысяч людей перестали быть объектами охоты на ведьм. Люди со стажем, даже ненавидящие коммунистов, подтвердят, чтолюбая партия власти, начиная с КПСС, для поддержания доброго о себе мнения в народе всегда призывала из народа лучших. Которые продолжали делать свое дело каждый на своем месте. Кстати, именно этим обстоятельством объясняется, что руководимая Симоненко КПУ получила такой запас политической прочности, что его хватило на 20 лет независимой Украины!
Сегодня разрозненные осколки Партии регионов еще вошли в Раду под видом Оппозиционного блока. Кто-то из них еще долго будет кочевать по политсилам и фракциям. А куда прикажете деться среднестатистическому партийцу, который всю жизнь проработал в своем городке, на виду у всех (если он имел свое дело – так партия еще и «доила» его на нужды низовой организации!), которому нет нужды оправдываться, потому что он просто честно трудился? Трудно судить депутатов из коалиции, видящих пока во ВСЕХ оппозиционерах кровных врагов, но здравый смысл обязан присутствовать не только в кодексе «Самопомочи». Но это парламент. В регионах к бывшим партийцам особо рьяные ревнители применяют отнюдь не парламентские методы, не замечая, что создают элемент тоталитарного общества с «непредсказуемым прошлым».
Взять хотя бы самую что ни на есть новейшую историю. На выборах – 2014 по партийным спискам «Народный фронт» Арсения Яценюка победил даже лидера – Блок Петра Порошенко. С учетом, что на момент парламентских выборов БПП был уже партией власти хотя бы в силу победы его лидера на выборах президентских. А как уже сегодня, всего через полгода-то после триумфа «фронтовиков», воспринимается в обществе работа (а точнее – провалы в ней) лидера «Фронта» — премьер-министра – не нужно напоминать.
«Дальше ваши рыжие кудри примелькаются, и вас просто начнут бить», — учил Остап Бендер Шуру Балаганова. Яценюка-премьера уже бьют, скоро начнут бить Яценюка – лидера партии, затем дойдет дело и до рядовых партийцев. «Подъяйценючники», «Крольчата» — какие еще ярлыки навесят на них? Впрочем, фантазия соперников бывает безграничной.
Только под словом «соперники» не следует разуметь исключительно политических противников. Нам ли не знать, на что способны вынашивающие свои планы якобы друзья. (Впрочем, или мы не видим, как все больше могучая правящая коалиция для результативного голосования в парламенте вынуждена прибегать к помощи мандатов внефракционных?). «Мочить» по партийному признаку коллег даже выгоднее, ибо объект огульной критики на соратника подумает в последнюю очередь.
Но обществу по большому счету безразлично, кто без ножа режет оппозиционеров – «фронтовики» Яценюка или бывшие коллеги из Партии регионов, по той или иной причине не попавшие в Раду и затаившие «некоторое хамство». Неважно, кто вносит раскол в лагерь коалиции – оппозиционеры, или «Батькивщина» Юлии Тимошенко, которая все так же остается ходящей сама по себе кошкой, да еще жаждущей реванша за все – и за Качановскую колонию, когда соратники дерибанили ее политические наследство, и за РосУкрЭнерго, и за проигранные вдрызг президентские выборы.
Украинская громада хочет, наконец, – хотя бы в дни кризиса и войны – увидеть в стране не лицемерное, под очередные выборы, а настоящее единство. Общество, знакомясь из года в год с предвыборными программами, ни в одной из них не нашло слов: «Наша партия ставит целью развалить Украину к чертовой матери и стереть ее с лица политической карты мира». Нет там такого.
Но почему-то, стоит преодолеть один рубикон выборов и замереть в ожидании следующего, как пришедшие к власти на лозунгах «Украина или смерть!» политические силы начинают делать все, чтобы наши враги начали злорадно хихикать и потирать руки в ожидании, что эта страна – при таких-то деятелях – всенепременно развалится и рухнет. Хотя рецепт предотвращения апокалиптического для Украины сценария прост и древен, как жизнь: обществу нужно, наконец, научиться отделять зерна от плевел и судить людей «по плодам их». Вне партийной принадлежности.
Станислав Викторов
Комментариев нет:
Отправить комментарий