План Меркель для Европы...
С тех пор как более четырех лет назад в Европе разразился экономический кризис, политики и эксперты требовали грандиозного решения.
Довольно часто они взывали к примеру американского послевоенного плана Маршалла, который начиная с 1948 г. помог восстановить разрушенные, обремененные долгами экономики стран Западной Европы. Но необходимый момент так и не назрел, хотя в ближайшее время ситуация может измениться.
Как отмечает в своей статье на Project Syndicate главный редактор издания Economist Билл Эммот, сегодняшняя ситуация в Европе имеет некоторое сходство с 1940-ми гг.
Довольно часто они взывали к примеру американского послевоенного плана Маршалла, который начиная с 1948 г. помог восстановить разрушенные, обремененные долгами экономики стран Западной Европы. Но необходимый момент так и не назрел, хотя в ближайшее время ситуация может измениться.
Как отмечает в своей статье на Project Syndicate главный редактор издания Economist Билл Эммот, сегодняшняя ситуация в Европе имеет некоторое сходство с 1940-ми гг.
Главный редактор издания Economist Билл Эммот
"Обремененные государственными долгами в результате прошлых ошибок правительства еврозоны знают, что им нужно делать, но не знают, как это сделать. Они слишком сильно не доверяют друг другу, чтобы сотрудничать. Между тем, спрос в большинстве стран Европейского союза является слабым, что исключает экономический рост, необходимый для погашения долгов и для того, чтобы дать надежду 25 миллионам безработных.
Нежелание национальных правительств уступать стало главным препятствием на пути грандиозного решения. Налогоплательщики ни одной страны не хотели бы почувствовать, что они платят за чужие излишества: единая валюта не наложила общую ответственность. Так, страны-кредиторы во главе с Германией стремились добиться необходимого минимального порога, чтобы поддержать экономику еврозоны, в то время как страны-должники бессильно ворчали в ответ настойчивым требованиям Германии жесткой экономии бюджетных средств.
Обе стороны не согласны с природой европейской болезни, а когда нет согласия по диагностике, трудно согласиться с лечением. Тем не менее еврозона может столкнуться с конвергенцией благодаря стараниям греческих, испанских и британских политиков.
Греки готовы избрать 25 января правительство во главе с крайней левой партии СИРИЗА, которая когда-то поддерживала отказ от евро, но сейчас обещает договориться о реструктуризации долгов Греции. Самая популярная партия Испании на предстоящих всеобщих выборах в конце этого года - "Подемос", которая была основана только в январе 2014 года и имеет те же взгляды, что и СИРИЗА. Выборы Соединенного Королевства в мае также раскачают европейскую лодку, сосредоточив внимание на вопросе о том, когда Британия должна провести референдум о выходе из ЕС.
Эти политические недовольства беспокоят страны-кредиторы, что отражается на частых предупреждениях из Германии о том, что любое новое греческое правительство должно придерживаться существующих соглашении. То есть это четкий показатель: Германия боится, что СИРИЗА не будет этого делать. Начались переговоры.
Время должно помочь с этими переговорами. Рецептом Германии для выхода из кризиса евро была политика жесткой экономии: затягивание финансовых поясов вместе с проведением структурных реформ, направленных на снижение будущих расходов на выплату пенсий и заработной платы, сделать рынки труда более гибкими и повысить производительность, все в обмен на срочные кредиты. С начала кризиса основные получатели - Греция, Ирландия, Испания и Португалия - следовали этой формуле.
В результате с политической точки зрения становится возможным сказать, что должники приняли свое наказание и сделали свои экономики более конкурентоспособными.
Экономический рост сильно подскочил в Ирландии, легко в Испании и Португалии и скудно в Греции. То, что сейчас тормозит эти и другие европейские страны, так это слабый спрос во всей еврозоне.
Вот почему нужна современная версия плана Маршалла. Политически было бы разумным, если бы канцлер Германии Ангела Меркель взяла на себя инициативу в выдвижении такого грандиозного решения, вместо того чтобы принуждать к уступкам разрозненные и нерешительные новые правительства в Греции, Испании или в другом месте.
Было бы еще умнее разделить эту инициативу с лидерами других крупных экономик Европы: президентом Франции Франсуа Олландом, который, после террористических атак в начале этого месяца, является, пожалуй, особенно восприимчивым к усилиям по укреплению единства и экономического роста, и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, который будет приветствовать признаки европейской реформы.
Современный план Маршалла должен иметь три основных компонента. Во-первых, суверенный долг в еврозоне будет изменен, чтобы облегчить боль пострадавшим Греции и Испании. Во-вторых, коллективно финансируемая общественно-инвестиционная программа будет сосредоточена на энергетике и других инфраструктурах. В-третьих, будет создан график завершения либеральных реформ единого рынка, в частности в сфере услуг и цифровой экономике.
В Германии реструктуризация долга будет наиболее спорным компонентом. Но немцы должны вспомнить тот факт, что наряду с фондами плана Маршалла для Западной Европы другой большой импульс для послевоенного восстановления экономики Германии пришел из реструктуризации долга. Лондонское соглашение 1953 года отменило 50% государственного долга Германии и реструктуризировало другую половину, чтобы дать стране больше времени на возвращение.
Хотя аннулирование задолженностей еврозоны политически сложно, было бы возможно рефинансировать большую часть еврооблигациями с большим сроком погашения, которое бы гарантировали все страны еврозоны. Что является критическим, так это распространение такой меры на всех членов еврозоны, а не выделение одной страны (Греции).
Включая другие компоненты государственных инвестиций и завершение единого рынка, план Меркель (или, точнее, план Меркель-Олланд-Кэмерон) сможет придать новый импульс экономическому росту при открытии стран для большей торговли и более сильной конкуренции. Это решает одну из главных британских жалоб о ЕС: что ему до сих пор не удалось завершить единый рынок - проект, частично инициированный Маргарет Тэтчер в 1980 году.
Конечно, современный план Маршалла столкнулся бы со стеной скептицизма и обструкции со стороны групп национальных интересов. Но будучи вместе, европейские чиновники смогли бы выиграть эту битву. И если она не будет опробована, завтрашние европейцы никогда не смогут простить нынешних лидеров".
Нежелание национальных правительств уступать стало главным препятствием на пути грандиозного решения. Налогоплательщики ни одной страны не хотели бы почувствовать, что они платят за чужие излишества: единая валюта не наложила общую ответственность. Так, страны-кредиторы во главе с Германией стремились добиться необходимого минимального порога, чтобы поддержать экономику еврозоны, в то время как страны-должники бессильно ворчали в ответ настойчивым требованиям Германии жесткой экономии бюджетных средств.
Обе стороны не согласны с природой европейской болезни, а когда нет согласия по диагностике, трудно согласиться с лечением. Тем не менее еврозона может столкнуться с конвергенцией благодаря стараниям греческих, испанских и британских политиков.
Греки готовы избрать 25 января правительство во главе с крайней левой партии СИРИЗА, которая когда-то поддерживала отказ от евро, но сейчас обещает договориться о реструктуризации долгов Греции. Самая популярная партия Испании на предстоящих всеобщих выборах в конце этого года - "Подемос", которая была основана только в январе 2014 года и имеет те же взгляды, что и СИРИЗА. Выборы Соединенного Королевства в мае также раскачают европейскую лодку, сосредоточив внимание на вопросе о том, когда Британия должна провести референдум о выходе из ЕС.
Эти политические недовольства беспокоят страны-кредиторы, что отражается на частых предупреждениях из Германии о том, что любое новое греческое правительство должно придерживаться существующих соглашении. То есть это четкий показатель: Германия боится, что СИРИЗА не будет этого делать. Начались переговоры.
Время должно помочь с этими переговорами. Рецептом Германии для выхода из кризиса евро была политика жесткой экономии: затягивание финансовых поясов вместе с проведением структурных реформ, направленных на снижение будущих расходов на выплату пенсий и заработной платы, сделать рынки труда более гибкими и повысить производительность, все в обмен на срочные кредиты. С начала кризиса основные получатели - Греция, Ирландия, Испания и Португалия - следовали этой формуле.
В результате с политической точки зрения становится возможным сказать, что должники приняли свое наказание и сделали свои экономики более конкурентоспособными.
Экономический рост сильно подскочил в Ирландии, легко в Испании и Португалии и скудно в Греции. То, что сейчас тормозит эти и другие европейские страны, так это слабый спрос во всей еврозоне.
Вот почему нужна современная версия плана Маршалла. Политически было бы разумным, если бы канцлер Германии Ангела Меркель взяла на себя инициативу в выдвижении такого грандиозного решения, вместо того чтобы принуждать к уступкам разрозненные и нерешительные новые правительства в Греции, Испании или в другом месте.
Было бы еще умнее разделить эту инициативу с лидерами других крупных экономик Европы: президентом Франции Франсуа Олландом, который, после террористических атак в начале этого месяца, является, пожалуй, особенно восприимчивым к усилиям по укреплению единства и экономического роста, и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, который будет приветствовать признаки европейской реформы.
Современный план Маршалла должен иметь три основных компонента. Во-первых, суверенный долг в еврозоне будет изменен, чтобы облегчить боль пострадавшим Греции и Испании. Во-вторых, коллективно финансируемая общественно-инвестиционная программа будет сосредоточена на энергетике и других инфраструктурах. В-третьих, будет создан график завершения либеральных реформ единого рынка, в частности в сфере услуг и цифровой экономике.
В Германии реструктуризация долга будет наиболее спорным компонентом. Но немцы должны вспомнить тот факт, что наряду с фондами плана Маршалла для Западной Европы другой большой импульс для послевоенного восстановления экономики Германии пришел из реструктуризации долга. Лондонское соглашение 1953 года отменило 50% государственного долга Германии и реструктуризировало другую половину, чтобы дать стране больше времени на возвращение.
Хотя аннулирование задолженностей еврозоны политически сложно, было бы возможно рефинансировать большую часть еврооблигациями с большим сроком погашения, которое бы гарантировали все страны еврозоны. Что является критическим, так это распространение такой меры на всех членов еврозоны, а не выделение одной страны (Греции).
Включая другие компоненты государственных инвестиций и завершение единого рынка, план Меркель (или, точнее, план Меркель-Олланд-Кэмерон) сможет придать новый импульс экономическому росту при открытии стран для большей торговли и более сильной конкуренции. Это решает одну из главных британских жалоб о ЕС: что ему до сих пор не удалось завершить единый рынок - проект, частично инициированный Маргарет Тэтчер в 1980 году.
Конечно, современный план Маршалла столкнулся бы со стеной скептицизма и обструкции со стороны групп национальных интересов. Но будучи вместе, европейские чиновники смогли бы выиграть эту битву. И если она не будет опробована, завтрашние европейцы никогда не смогут простить нынешних лидеров".
Комментариев нет:
Отправить комментарий