Чтобы помешать планам
России и Китая, США готовы устроить Майдан
у себя под боком
27
апреля 2014 года 09:29
На днях СМИ сообщили, что Китай и Россия нанесут серьезный
«геополитический удар» по США, по сравнению с которым меркнут все американские
санкции в отношении РФ. А именно – в противовес Панамскому каналу совместными
усилиями создадут новый канал в Никарагуа. Известный писатель Александр
Проханов назвал этот проект «мощнейшей
геостратегической бомбой, которая взрывается в непосредственной близости от
Соединенных Штатов Америки».
Действительно, разговоры о создании альтернативного водного сообщения через
Никарагуа ходили давно. Так, в 2013 году сообщалось, что власти Никарагуа
согласились отдать китайской компании в концессию на сто лет строительство
этого канала. Предполагалось, что правительство Никарагуа будет обладать 51%
акций совместного предприятия по строительству канала, а 49% будут принадлежать
странам или компаниям, которые выиграют конкурс. Тогда проект оценивался в 30
миллиардов долларов, а среди потенциальных партнеров по проекту власти страны,
помимо Китая, называли Японию, Россию, Венесуэлу, Бразилию и Южную Корею.
Сейчас сообщается, что Китай начнет строительство и эксплуатацию канала
вместе с российскими компаниями. Предварительная стоимость проекта оценивается
уже в сумму более 40 млрд. долларов. Начало постройки намечено на декабрь
2014 года. Отмечается, что глубина канала составит 22 метра, ширина — 60
метров, а протяженность достигнет 286 километров. То есть канал в Никарагуа
должен быть глубже, шире и длиннее своего аналога в Панаме. Планируемое начало
эксплуатации – 2019 год, окончание строительства – 2029 год.
Напомним, что Никарагуа и после украинских событий остается союзником
России: страна была в числе тех 11-ти государств, которые поддержали позицию РФ
при голосовании в ООН по вопросу о референдуме в Крыму.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает: тот факт, что Китай и
Россия будут вместе реализовать грандиозный проект по строительству канала в
Никарагуа, говорит о том, что наш мир уже сейчас далеко не однополярный. К тому
же этот проект выгоден не только с геополитической точки зрения, но и с
экономической.
- Когда Панамский канал был запущен, с точки зрения логистики это было
прорывом: морским судам не надо было огибать континенты, чтобы доставить грузы
по назначению. Объемы мировой торговли с течением времени только увеличиваются,
поэтому инвестиции, о которых сегодня идет речь применительно к каналу в
Никарагуа, за счет оплаты, взимаемой за прохождение нового канала, будут
относительно быстро компенсированы. К тому же проект интересен и с точки зрения
загрузки наших компаний, которые будут работать в Никарагуа.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов говорит, что появление канала в
Никарагуа сильно ослабит позиции американцев, нанеся ощутимый удар по престижу
США.
- Америка контролирует основные точки, через которые идут морские пути:
Панамский канал, Суэцкий канал, а также крупные торговые пути, проходящие через
Сингапур, Гибралтар и т.д. Поэтому для Америки появление альтернативного
водного пути – прямой вызов.
Посмотрим на последние события. Всем известно, что Грузию, которая в 2008
году развязала войну в Южной Осетии, полностью вооружали и спонсировали
американцы. После того, как грузины получили отпор, США их защищать не стали.
Далее: в Сирии Америка уже не первый год пытается свергнуть Асада,
но тот держится, в том числе и при поддержке России. А после того, как на
Украине удалось воплотить мятежный сценарий и в результате госпереворота к
власти пришли полностью проамериканские политики, Крым отошел к РФ…
Очевидно, что США будут искать возможность отомстить России за свои проигрыши,
чтобы продемонстрировать всему миру свою силу. И вполне возможно, что в
Никарагуа стоит ждать либо госпереворот, либо гражданскую войну, либо внешнее
вторжение, - в общем, все, что может помешать возникновению там нового водного
пути.
Эксперт по Латинской Америке, старший преподаватель РГГУ Михаил Белят отмечает:идея строительства
альтернативного канала, который будет пролегать по Никарагуа, родилась давно –
в конце 19 века.
- Но тогда в Никарагуа и вообще в Центральной Америке была достаточно
серьезная политическая ситуация, в том числе и оккупация Никарагуа
американскими войсками, а вернее - бандами под руководством американского
авантюриста Уильяма Уокера. Поэтому от этой идеи пришлось
отказаться.
Затем французы начали строительство канала в Панаме, но вскоре «прогорели».
Кстати, тогда слово «панама» и стало синонимом крупного мошенничества при
реализации каких-либо проектов. После французов канал достраивали американцы,
и, естественно, они и тогда не хотели возникновения каких-либо альтернатив
такому проекту. Поэтому новый межокеанский путь - это, безусловно, серьезный
вызов Штатам, которые, скорее всего, ответят на этот «геополитический удар».
Ведь именно для того, чтобы похоронить идею строительства этого канала,
американцы пришли в 1920-х годах в Никарагуа, с этим и боролось народное
сопротивление во главе с известным политическим деятелем Аугусто
Сесаром Сандино.
Конечно, в силу своего географического положения страна просто создана для
того, чтобы там появился новый трансокеанский канал. На юге расположено крупное
озеро Никарагуа, к которому ведет река Сан-Хуан. Это река когда-то была
судоходной, и сейчас можно прокопать русло и снова восстановить ее течение.
После чего остается заново прорыть небольшой перешеек (около 30 километров), и
Карибское море будет соединено с Тихим океаном.
Самое интересное, что строительство такого водного пути обойдется гораздо
дешевле, чем строительство Панамского канала. Его, кстати, сейчас расширяют не
случайно: планируется, что к 2016 году работы закончатся, и пропускная
способность Панамского канала увеличится вдвое. Поэтому, на мой взгляд, США,
скорее всего, будут каким-то образом мешать реализации масштабного проекта
России и Китая. Весьма возможно, что стоит ждать каких-либо нелицеприятных
действий по отношению к стране, где будет проходить альтернативный водный путь.
«СП»: - Какая политическая обстановка в Никарагуа сейчас?
- Сейчас там стабильно. В правительстве доминирует Сандинистский Фронт Национального
Освобождения. Но в Никарагуа есть довольно серьезная оппозиция демократического
и либерального толка, которая была у власти…
В целом страна сейчас начала выбираться из той ужасной экономической и
социальной ямы, в которую ее вверг клан Сомосы, диктаторский режим
которого правил с 1936 года. Также напомню, что после революции 1979 года в
Никарагуа почти 10 лет продолжалась гражданская война между сандинистами и
контрас… Понятно, что на фоне других центральноамериканских государств
Никарагуа - не ведущая страна, ей еще очень далеко до уровня той же Коста-Рики.
Но, тем не менее, там есть определенная стабильность, социальная жизнь
налаживается, народ не испытывает тех бедствий, которые испытывал в прошлом.
Однако завкафедрой прикладной политологии Финансового университета
при Правительстве РФ, директор Фонда национальной энергетической безопасности
Константин Симонов придерживается иной точки зрения.
- Этот проект очень рискованный, я отношусь к нему очень сдержанно. Почему?
На самом деле этот канал нужен не России, а Китаю, чтобы он мог экспортировать
и импортировать грузы по укороченному пути. Для этого, кстати, Китай получал
контроль над ключевыми портами Панамского канала, которыми владеет китайский
бизнесмен Ли Ка-шэн. Ясно, что за ним стоит политическое
руководство Китая.
Да, у нас есть нефтяные интересы в Венесуэле, но эти проекты весьма
спорные, потому что туда надо вкладывать крупные инвестиции - порядка 10
миллиардов долларов. Я лично не сторонник разбрасывания денег по
геополитической карте мира, в отличие от некоторых экспертов, которые считают,
что надо «закачивать» деньги в любые проекты, лишь бы только насолить
Соединенным Штатам.
Возникает вопрос: почему США спокойно отнеслись к тому, что китайский
бизнесмен стал, по сути, владельцем Панамского канала, ведь это, казалось бы,
нарушает их геополитические интересы? Ответ довольно прост: США прекрасно
понимают, что при желании они могут спокойно перекрыть этот канал. Мы помним
военную операцию в Панаме, начавшуюся в 1989 году… Что им мешает в очередной
раз объявить президента Панамы каким-нибудь наркобароном и силами своих бравых
рейнджеров заблокировать водный путь?
Таким же образом можно перекрыть канал в Никарагуа. Так что я считаю идею
вкладывать многомиллиардные инвестиции в этот проект весьма спорным решением.
Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Дружинин
Комментариев нет:
Отправить комментарий