Фото: РИА Новости
Очевидно, что эта неделя пройдет под знаком Украины. Местные лидеры очень хотели привлечь к себе быстро ускользающее внимание мировых медиа, на этой неделе масса поводов. Вот «Газпром» начал поставки газа на Украину, которые были прерваны еще в июле. На неделе много криков будет по результатам доклада по сбитому «Боингу». Несложно догадаться, каким будет общий посыл… Но нас, конечно, привлекает тема экономическая — тема долгов и тема вообще финансового состояния незалэжной. Которая в экономическом смысле очень даже «залежная». Об этом рассуждает экономический обозреватель Алексей Бобровский в программе «Реплика».
Будьте в курсе новостей в Facebook
×
На прошлой недели мы внимательно следили за проходившей в Перу ежегодной сессией МВФ и Всемирного банка. Там, как говорится, на полях форума, должны были встретиться главы российского и украинского Минфина. Предмет обсуждения простой — три наших миллиарда долларов. Сегодня эти деньги российской экономике нужны как никогда. Чтобы была понятна наша принципиальность: 3 миллиарда долларов в пересчете на рубли — это 180 миллиардов рублей. Половина от того, что Минфин хочет снять с нефтяников как «девальвационный доход». Серьезная сумма, тут Минфину нужно отдать должное за принципиальность, за желание идти даже в международные суды, если Украина открестится от всех своих обязательств.
Вы помните позицию официального Киева. Ее можно свести к простой мысли: брал Янукович, он пусть и отдает, это не наш долг. Глупость, разумеется, полная, но! Есть два важных момента, которые нам, к сожалению, нужно учитывать. Первое — времени мало, а у Украины денег просто нет. Они за газ-то наскребли последние. А в этом году зима точно холодная, дров не напасешься. Денег МВФ больше не дает, а надо много. Г-жа Джареська так прям и сказала: «МВФ, мол, должен дать кредитов в два раза больше чем 40 млрд долларов».
Много раз мы уже говорили, что в современном мире дефолт — понятие скорее не экономическое, а политическое. Именно поэтому дефолта, которого многие наблюдатели ждут уже полтора года, пока не случается. Деньги в последний момент находятся, а если и не находятся вовремя, то даже технический дефолт, хотя это совсем нестрашно, — это просто просрочка платежа, все, как-то стыдливо отводя взгляд, не называют даже техническим дефолтом. Мол, что-то такое было — непонятно…
Пока американцы и МВФ давят на Россию и, требуя, просят нас списать тоже 20%, как и все остальные кредиторы, можно быть спокойными за Украину: называть это полноценным дефолтом еще не пришло время.
А вот теперь самое главное. Просят-то они просят, но пока тот же МВФ никак не классифицировал этот долг. А от этого многое зависит. Хотя именно в Перу несколько дней назад Кристина Лагард все-таки публично признала, что это долг межгосударственный, а не Януковича перед Россией. Но пока это только ее мнение. Должен свое слово сказать и совет директоров МВФ. Может быть такое, что Лагард «за», а совет «против»? Конечно, может, в сегодняшнем мире может быть и не такое! Почему важна позиция совета директоров МВФ? МВФ должен дальше кредитовать Украину, а кредитовать страну, которая не выполняет других своих обязательств, фонд по своему уставу не имеет права.
Да, мы можем идти в суд, можем даже сами объявить дефолт Украины, но это как в анекдоте: «Тебе шашечки или ехать?» Нам важно, а что же скажет княгиня Марья Алексеевна. Т. е. весь совет директоров МВФ, а не только Кристин Лагард или какой-то там суд. Обязать отдать эти деньги, как не парадоксально, может только МВФ, угрожая не дать денег снова Украине. Возможно, предметом торга может стать и некоторая скидка, т. е. списание. Но для того чтобы стороны двигались навстречу друг другу, для начала нужно признать Киеву этот долг. А тогда уже выдвигать требования о списании. А то пока очень странно получается, как в другом анекдоте: «Во-первых, я кастрюлю не брала, а во-вторых, уже ее вернула, а в-третьих, когда брала, она уже была дырявая».
Комментариев нет:
Отправить комментарий