ДОРОГАЯ НЕФТЬ – БЛАГО ИЛИ ЗЛО?
Вчерашнее обсуждение статьи Андрея Акопянцавысветило одну проблему, которая изначально проблемой и не казалась. Речь идёт о влиянии высоких нефтяных цен на экономику России. Казалось бы, какие могут быть вопросы: когда у тебя есть такой сверхприбыльный товар, можно только радоваться (что все эти годы не переставала делать как наша власть, так и пресса). В качестве негативного побочного эффекта упоминалась разве что голландская болезнь. Кто не знает, напомню.
Пусть в абстрактной стране Голландии есть два экспортера, оба продают одинаковое количество товара с рентабельностью 10%. Потом один из товаров на мировом рынке резко дорожает - для простоты в 10 раз. Если совокупный экспорт был 100+100=200 долларов, то станет 100+1000=1100 долларов. Такой приток долларов в Голландию должен неизбежно привести к падению его курса относительно внутренней голландской валюты - гульдена. Тогда подешевевший доллар будут больше скупать импортеры, импорт вырастет и внешнеторговый баланс вновь уравновесится. На сколько должен упасть доллар, чтобы импорт увеличился в 1100/200=5,5 раз, сказать сложно, пусть упадет вдвое, например, был курс 1 гульден=1 доллар, стал 1 гульден=2 доллара. Тогда себестоимость второго экспортного товара, которая по старому курсу была 90 долларов, станет 180 долларов (внутренняя цена в гульденах не изменилась) и продавать его за 100 долларов смысла не будет. Другими словами, самый высокодоходный товар вытесняет из экспорта остальные.
Наша внешнеторговая статистика действительно зафиксировала такую трансформацию структуры экспорта – большую его часть стали составлять нефтегазовые доходы. Это вызвало некоторое беспокойство, но не более. А изменится ли внутренний рынок? Если (для простоты) вся промышленность Голландии работала с рентабельностью 10%, то после падения курса вдвое цены на импортные товары также упадут вдвое. И тем отраслям, где разница цен между отечественным производителем и импортом была меньше двух (а таковых, с учётом разницы в качестве, большинство) придётся совсем несладко. Настолько несладко, что предприятиям придётся закрыться. Дорогая нефть убивает и внутреннее производство!
Что уцелеет? То, что нельзя импортировать. Строительство, транспорт, услуги (в первую очередь торговля – та вообще на дешевом импорте расцветет). То есть коллапса экономики не произойдёт. Но когда нефть подешевеет, выяснится, что не только экспортировать нечего, но и производства внутреннего нет.
А самое главное – если вместо нефти будет другой высокорентабельный товар, он точно также будет вытеснять традиционные низкорентабельные отрасли промышленности. Что это может быть за товар? Любой, имеющий конкурентные преимущества на международном рынке. Как правило, преимущества благодаря ноу-хау, которые не могут повторить конкуренты. Как микропроцессоры (Intel – 80% мирового рынка) или корейские производители чипов памяти. Либо товар «престижного» потребления, как продукция Apple – здесь вопрос не технологического превосходства, а завоевания потребительских симпатий, которые достаточно инертны.
Отсюда выводы:
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий