Министр в чем-то прав - Запад действительно уступает свое лидерство практически по всем фронтам. Управленческим, идеологическим, экономическим.
Так, нивелируется и доминирование Запада через контроль за институтами глобального управления. МВФ, Всемирный банк уже воспринимаются как инструменты реализации американской политики (в том числе и для наказания непокорных), а не объективные организации, чьей задачей является глобальное развитие. Серия односторонних санкций Запада в отношении Ирана и России вызвала серьезное беспокойство ряда стран третьего мира, которые осознают, что завтра подобные злоупотребления могут быть применены и в отношении них. Поэтому они с таким энтузиазмом встретили возникновение параллельных Всемирному Банку и МВФ финансовых институтов - как в рамках БРИКС, так и, например, созданных Китаем для реализации своего плана «экономического пояса Великого шелкового пути». Безусловно, эти институты не заменят ни Международный Валютный фонд, ни Всемирный банк, однако у стран третьего мира как минимум появляется выбор.
Запад проваливает тест на лидерство. Взяв на себя функции мирового управляющего, Соединенные Штаты и Европа не только не смогли урегулировать глобальные и региональные кризисы, но и зачастую создавали новые. Самый серьезный вызов для Ближнего Востока - ИГ - возник отчасти из-за крайне непродуманной и даже в какой-то степени непоследовательной политики Запада в регионе, когда при помощи США была разбалансирована худо-бедно работающая региональная система. При этом ни Европа, ни Соединенные Штаты не берут за себя ответственность1 за происходящее и не предпринимают должных усилий для решения ими же созданной проблемы. В результате не только страны третьего мира, но и номинальные американские союзники начинают искать более весомых и ответственных партнеров, обращая внимание на китайские или же российские альтернативы. Да, в последнее время Соединенные Штаты смогли несколько исправить свой имидж - они сделали серьезные шаги по стабилизации ситуации вокруг Кубы и Ирана. Однако пока неясно, насколько далеко Вашингтон пойдет по пути конструктивной внешней политики, и не сойдет ли он с нее после ухода администрации Обамы из Белого дома. Америка, делающая упор на идеологию а не на прагматизм, остается крайне непредсказуемым партнеров для режимов, не входящих в коллективный Запад.
США и ЕС теряют даже одно из важнейших своих преимуществ - идеологический соблазн. Долгое время американские либерально-демократические ценности считались самыми продвинутыми и эффективными в мире, а курс США на их продвижение в страны третьего мира не встречал особого сопротивления (именно ценностную1 победу США над СССР Френсис Фукуяма назвал «концом истории»). Однако со временем третий мир стал понимать, что ускоренное внедрение американских ценностей по сути означает утрату национального суверенитета в пользу Соединенных Штатов, использующий свое культурно-идеологическое превосходство не для помощи в развитии, а для навязывания другим странам своих интересов. После того, как внедрение этих ценностей в добровольном порядке затормозилось, США начали процесс их внедрения в принудительном (концепции Большого Ближнего Востока, а также серия цветных революций на постсоветском пространстве с замахом на изменение российского режима). И проблема даже не в том, что это внедрение нарушало и разрушало международный миропорядок - ни один из американских экспериментов по внедрению не закончился успехом. Страны, в которые США приносили демократию, либо откатывались в экономическом развитии, либо переживали гражданскую войну, либо вообще разваливались.
Наконец, уже исчезает такое понятие как «коллективный Запад» - оно размывается с самого окончания холодной войны. Логика биполярного противостояния фактически нивелировала расхождения в интересах между союзниками в рамках западного блока, прежде всего США и Европой. Сейчас, когда холодная война закончилась, противоречия начинают проявляться все более четко. Пока еще Европа готова отказываться от защиты собственных национальных интересов и следовать в фарватере американской политики (как показал, например, украинский кризис), однако Соединенным Штатам уже приходится прибегать к мерам открытого давления для того, чтобы заставить ЕС не сворачивать с нужного фарватера.
Конечно, все эти проблемы не означают, что эпоха западного доминирования закончится через год или даже через 10 лет. Однако тренд уже очевиден - мир постепенно переходит от периода господства Запада к регионализму (или, как любят говорить в России, многополярности). Это не значит, что он станет более безопасным, что ему не нужен будет мировой жандарм. Просто страна, которая сейчас занимает должность «дежурного по глобусу», с ней уже не справляется. Вопрос в том, появится ли другая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий