пятница, 2 октября 2015 г.

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ПРО ООН...


"Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”

С этих слов начинается Устав Организации Объединенных Наций - структуры, создание которой называют одним из главных итогов Второй мировой войны.
Изначально именно предотвращение глобальных международных конфликтов является основной задачей ООН. Ее штаб-квартира не раз становилась ареной самых ожесточенных словесных баталий и скандальных поступков ради сохранения мира и спасения человеческих жизней.
История ООН в фактах и легендах, рассказанных дипломатами, – в спецпроекте ТАСС.


ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ПРО ООН...


Рожденная войной

Идея создания ООН возникла еще в самом начале Второй мировой войны. 14 августа 1941 года на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию - документ, декларирующий цели двух стран в войне против нацистской Германии и ее союзников, а также их видение послевоенного устройства мира. 24 сентября 1941 года к этой декларации присоединился СССР.

Встреча президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (сидят вверху слева) на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада). Август 1941 года
© UN Photo/(Historical Photo)
1/3
В ходе встречи была подписана Атлантическая хартия. Этот документ не был договором между двумя державами, а только подтверждал 'некоторые общие принципы национальной политики названных стран (США и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира'. На фото: Рузвельт (слева) и Черчилль присутствуют на церковной службе на борту военного корабля в ходе переговоров, август 1941 года
© UN Photo
2/3
Несколько пунктов Атлантической хартии имели прямое отношение к вопросу о международной организации. В частности, в 5 пункте декларировалось желание США и Великобритании осуществить полное сотрудничество между всеми странами в экономической области с целью обеспечения для всех более высокого уровня жизни, экономического развития и социального обеспечения. На фото: переговоры Рузвельта и Черчилля, предшествовавшие подписанию Атлантической хартии. 
© UN Photo
3/3

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран гитлеровской коалиции, заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию Объединенных Наций. В этом документе впервые было официально использовано название "Объединенные Нации", предложенное президентом Рузвельтом. 
Идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач и полномочий. 
В итоге на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (Вячеслава Молотова, Корделла Хэлла и Энтони Идена) в конце октября 1943 года был подписан первый документ о создании международной организации в возможно короткие сроки. Во встрече также участвовал посол Китая в Москве Фу Бин-чан.
Чтобы попасть на конференцию, государственный секретарь США Корделл Хэлл совершил первый полет в своей жизни, а по возвращении из Москвы прямо в аэропорту его лично встречал президент Рузвельт.

Дином Рузвельтом
© UN Photo/VH
Декларация от 1 января 1942 года, в которой впервые упоминается название "Объединенные Нации", предложенное президентом США Франклином Рузвельтом
© UN Photo/VH

Устав ООН и подозрительный Трумэн

Окончательная договоренность о создании ООН была достигнута в 1945 году в Ялте в ходе встречи руководителей трех стран антигитлеровской коалиции - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. 
Было условлено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.
Однако проблемы и разногласия между державами, задумавшими ООН, начались еще до принятия Устава организации. Позиция США претерпела серьезные изменения после смерти президента Рузвельта. Сменивший его Гарри Трумэн относился к СССР с большой подозрительностью.
Трумэну не нравились достигнутые в Ялте договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето. Согласно раскладу сил, который сформировался на тот момент в будущей международной организации, США обладали абсолютным большинством голосов в Совете Безопасности и Генеральной ассамблее. Мешало одно - право вето, которое получала Москва вместе с остальными членами СБ ООН. Трумэн надеялся изменить ситуацию на конференции в Сан-Франциско, где должен был обсуждаться Устав ООН.
Масла в огонь неприязни к коммунистическому режиму подливала информация от американского посла в Москве Аверелла Гарримана. 


Конференция в Сан-Франциско шла с апреля по июнь 1945 года. Между двумя делегациями – американской и советской - возникла острая дискуссия о принципах соблюдения договоренностей, достигнутых в Ялте и на других встречах в верхах. 
Предстояло найти решение вопроса о том, что должен рассматривать Совет Безопасности и что - Генеральная ассамблея, то есть какие дела могут быть объектом применения вето и какие - нет.
Советский Союз выступал за то, чтобы все важные проблемы войны и мира решались Советом Безопасности. Вашингтон и Лондон настаивали на таком разделении этих проблем, которое расширяло бы права Генеральной ассамблеи в ущерб Совбезу. 
Представлявший тогда СССР посол в США Андрей Громыко заявил, что "наша страна не даст своего согласия на такой Устав ООН, который сеял бы семена новых военных конфликтов между странами".


В итоге жарких споров и после очередного заявления советской делегации, что "измором ее не взять", противники вето отступили. Был найден и компромисс относительно полномочий Генассамблеи - она могла обсуждать любой вопрос, но не принимать обязательных решений для государств - членов ООН.
26 июня 1945 года в Сан-Франциско представители 50 государств поставили свои подписи под Уставом ООН. Польша, не участвовавшая в Конференции, подписала Устав позже, успев войти в число государств - основателей ООН.
24 октября 1945 года Советский Союз стал 29 государством, сдавшим ратификационную грамоту. Именно она обеспечила нужное количество ратификаций для вступления Устава ООН в силу, что и произошло в тот же день.

Конференция в Сан-Франциско продолжалась с 25 апреля по 26 июня 1945 года. На фото: кафетерий для журналистов, освещающих работу конференции
© UN Photo/Otto
1/12
На открытии первой сессии конференции в Сан-Франциско выступает глава китайской делегации - руководитель правительства и министр иностранных дел Сун Цзывэнь. 26 апреля 1945 года
© UN Photo/Rosenberg
2/12
Народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов (второй справа) и посол СССР в США Андрей Громыко (слева)
© UN Photo
3/12
Представители Китая, Турции и Великобритании обсуждают документы
© UN Photo/Rosenberg
4/12
Посол Парагвая Веласкес (в центре) вместе с членами делегации на конференции в Сан-Франциско
© UN Photo
5/12
Принц Фейсал бен Абдель Азиз Аль Сауд, министр иностранных дел Саудовской Аравии, будущий король 
© UN Photo/Rosenberg
6/12
Делегаты США встречают президента Трумэна в аэропорту Сан-Франциско
© UN Photo/R
7/12
Журналисты за работой 
© UN Photo/McLain
8/12
Делегация СССР на конференции в Сан-Франциско. В первом ряду в центре - Андрей Громыко
© UN Photo/Rosenberg
9/12
Официальный обед от имени чилийской делегации. На нем присутствует Андрей Громыко
© UN Photo/Yould
10/12
Подписание Устава ООН состоялось 26 июня 1945 года. На фото: Эдвард Стеттиниус, госсекретарь США, возглавлявший американскую делегацию на конференции, пожимает руку президенту Трумэну после подписания Устава 
© UN Photo/Yould
11/12
Подписи под Уставом поставили представители 50 государств. На фото: глава МИД Египта Абдель Хамид Бадави подписывает Устав в присутствии египетской делегации
© UN Photo
12/12

Первые резолюции и право первого слова

Первая сессия Генассамблеи ООН открылась 10 января 1946 года в зале Вестминстерского дворца в Лондоне. Ее первая резолюция была посвящена мирному использованию атомной энергии и ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения.
Там же спустя неделю прошло первое заседание Совета Безопасности ООН. Изначально в его состав входило 11 стран, в том числе пять постоянных членов: СССР, США, Великобритания, Франция и Китайская Республика (Тайвань, в 1971 году это место заняла Китайская Народная Республика).
Первая резолюция Совбеза, принятая в Лондоне, касалась создания военно-штабного комитета, в который входят начальники штабов постоянных членов СБ ООН или их представители. Задача комитета - оказывать поддержку в планировании военных оперций, инициированных Совбезом, и участвовать в других программах с военной направленностью. Однако из-за холодной войны эта структура практически не функционировала. 


В Лондоне также был определен порядок выступлений на общеполитических дискуссиях в ООН. Право начинать получила Бразилия, так как именно ее представитель поднял руку, когда никто не решался взять слово в ходе сессии первой Генассамблеи.
После бразильцев обычно выступают представители США - по праву хозяев.

$8,5 млн Рокфеллера для ООН

В ходе первой сессии Генеральной ассамблеи в Лондоне также была достигнута договоренность разместить штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, а не в Европе. Существует версия, что сторонником этого решения был Сталин. Он считал, что таким способом можно будет привязать Америку к ООН и тем самым через эту организацию воздействовать на поведение Вашингтона на международной арене. Отвергнув идею европейской штаб-квартиры, Сталин напомнил о бесславной судьбе Лиги Наций, развалившейся накануне Второй мировой войны не в последнюю очередь из-за того, что из нее вышли США.
С 16 августа 1946 года штаб-квартира ООН временно разместилась в деревне Лейк Саксес, Лонг-Айленд. 14 декабря 1946 года Генеральная ассамблея приняла предложение Джона Д. Рокфеллера-мл. о выделении $8,5 млн на покупку нынешнего участка для строительства постоянной штаб-квартиры ООН.
В ноябре 1947 года был утвержден архитектурный план будущей штаб-квартиры. Церемония заложения фундамента состоялась 24 октября 1949 года, а официальное открытие штаб-квартиры произошло 10 января 1951 года.

Восемь генсеков

С октября 1945 года по февраль 1946 года (в период формирования организации) обязанности генсека ООН исполнял представитель Великобритании Глэдвин Джебб. С 1946 года ООН возглавляли семь человек, нынешний, восьмой генеральный секретарь - представитель Республики Корея Пан Ги Мун. Его срок полномочий истекает в декабре 2016 года.


Первым генеральным секретарем ООН стал представитель Норвегии Трюгве Ли. Он возглавлял ООН с 1946 по 1952 год. Во время пребывания на этом посту стремился предотвратить назревшие конфликты (Корейскую войну, кризис в Кашмире), добиться международного признания для Израиля, Индонезии и КНР, не допустить в ООН франкистскую Испанию. Подвергаясь критике за нерешительность и находясь под давлением как США, так и СССР, в ноябре 1952 года подал в отставку
© UN Photo
1/8
Даг Хаммершельд (Швеция; 1953-1961) осуществил ряд мер по укреплению суверенитета ООН, в частности, при нем все служащие ООН перешли из подчинения государственных органов в подчинение генеральному секретарю. Предпринимал активные шаги для заключения соглашения о перемирии между Израилем и арабскими странами, содействовал разрешению спора относительно Суэцкого канала. При нем в 1956 году была организована первая миротворческая операция (в Египте). В 1960 году во время Конголезского кризиса инициировал проведение миротворческой миссии ООН в Конго. В сентябре 1961 года погиб в авиационной катастрофе в Северной Родезии (ныне Замбия)
© UN Photo/Peder Hammarskjöld
2/8
У Тан (Бирма; 1961-1971) сыграл важную роль в деэскалации Карибского кризиса и окончании гражданской войны в Конго, подвергал критике апартеид в Южной Африке и публично осудил вторжение США во Вьетнам. При нем была значительно расширена система организаций ООН, в частности, были созданы Программа развития ООН, Университет ООН, Программа ООН по окружающей среде. Деятельность У Тана на посту генерального секретаря ООН вызывала негативную оценку со стороны США и Израиля
© UN Photo/Yutaka Nagata
3/8
Курт Вальдхайм (Австрия; 1972-1981) сконцентрировал усилия на урегулировании кризисов на Кипре и Ближнем Востоке, а также на поиске компромисса между Индией и Пакистаном, Ираном и Ираком, Китаем и Вьетнамом. На фото: Вальдхайм во время пресс-конференции в аэропорту Никосии, 1977 год
© UN Photo/David Burnett
4/8
Хавьер Перес Де Куэльяр (Перу; 1982-1991) пытался разрешить англо-аргентинский конфликт вокруг Фолклендских островов и кувейтский кризис, участвовал в решении пограничного спора между Гайаной и Венесуэлой, выступал посредником в переговорах в Намибии и по вопросу о референдуме в Западной Сахаре, а также в урегулировании ирано-иракского конфликта. На фото: визит в Намибию, 1989 год
© UN Photo/Milton Grant
5/8
Бутрос Бутрос-Гали (Египет; 1992-1996) реформировал структуру Секретариата ООН, разработал концепцию превентивных операций по поддержанию мира. В период его руководства состоялось больше конференций на высшем уровне, чем за все время существования ООН. Его критиковали за неспособность провести через СБ решение о военном вмешательстве ООН с целью остановить гражданскую войну и предотвратить геноцид в Руанде. Бутрос-Гали - единственный генсек ООН, который не был переизбран на второй срок (из-за вето США). На фото: вместе с палестинским лидером Ясиром Арафатом (слева), 1996 год
© UN Photo/Evan Schneider
6/8
Кофи Аннан (Гана; 1997-2006) инициировал программу крупномасштабных реформ ООН, результатом которой стало создание Комиссии ООН по миростроительству и Совета ООН по правам человека. В качестве посредника участвовал в переговорах конфликтующих сторон на Кипре, в Восточном Тиморе, в урегулировании территориального спора между Нигерией и Камеруном, вел переговоры с руководством Ирака по поводу инспекций комиссии ООН по разоружению, в 2003 году выступал против американского вторжения в Ирак. Был одним из инициаторов проведения саммитов ООН в 2000 и 2005 годах и принятия 'Целей развития тысячелетия' - программы по борьбе с бедностью и общего повышения уровня жизни населения планеты к 2015 году. При нем ООН значительно расширила миротворческие функции и увеличила число операций. В 2001 году Кофи Аннан (вместе с ООН) был удостоен Нобелевской премии мира. На фото: Кофи Аннан с супругой
© UN Photo/Forsvaret/Per Thrana
7/8
Пан Ги Мун (Республика Корея; 2007 год – н. в.) уделяет особое внимание повышению эффективности организации. В 2007 году принял ряд мер, направленных на повышение транспарентности ООН (жесткие требования, касающиеся публикации сведений о доходах сотрудников и заключения организацией различных договоров). В 2010 году добился создания структуры по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин 'ООН-женщины'. В 2011 году инициировал реформу секретариата ООН и сокращения бюджета. В области международных отношений усилия генсека сосредоточены на урегулировании конфликтных ситуаций в Судане, Демократической Республике Конго, Сомали, Афганистане, Ираке, Сирии и на Ближнем Востоке. На фото: в ходе визита в Бенин, 2010 год
© UN Photo/Eskinder Debebe
8/8

Четырехкратное расширение плюс два исключения

В настоящее время членами ООН являются 193 государства мира. В момент создания организации их было 51. За время существования ООН с 1945 года ее членами в качестве суверенных независимых государств стали десятки стран, народы которых ранее находились под колониальным правлением. 
Переломным стал 1960 год, который назвали "годом Африки". В этом году на политической карте мира появилось 17 новых самостоятельных государств - бывших колоний Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.
В 1965 году в связи с появлением на карте мира новых государств произошло расширение Совета Безопасности - с 11 до 15 членов, при этом число постоянных членов Совбеза не изменилось.

Новая волна приема членов произошла после развала СССР и социалистического блока в Восточной Европе.
Последними в ООН вступили Восточный Тимор, Швейцария (оба в 2002 году), Черногория (2006) и Южный Судан (2011).
Статус наблюдателя при ООН был введен в 1946 году, когда постоянным наблюдателем при ООН стала Швейцария. С этого времени статус получали еще 16 государств (в том числе Австрия, Италия, Финляндия, Япония). В настоящее время наблюдателями являются Святой Престол (Ватикан; с 1964 года) и Палестина (в 1974-2012 годах как негосударственное образование, с ноября 2012 года - статус государства-наблюдателя в ООН).
Индонезия – единственная страна, добровольно покинувшая ООН в 1965 году и возобновившая членство в 1966-м.
Дважды в истории ООН государства были лишены права участия в работе Генеральной ассамблеи: в 1974-1994 годах - ЮАР (в связи с проведением политики апартеида), и в 1992-2000 годах - Союзная Республика Югославия, считавшая себя правопреемницей Социалистической Федеративной Республики Югославии и отказавшаяся подать заявку на вступление в ООН.

103 вето Москвы и 13 постпредов

С 1946-го по 2015 год в ходе открытых заседаний постоянные члены СБ использовали право вето 237 раз, чаще всего при рассмотрении положения на Ближнем Востоке и на юге Африки. 41 раз вето накладывалось на решения о принятии в ООН новых членов и примерно столько же, чтобы блокировать назначение нового генерального секретаря.
• Советский Союз и Россия прибегали к вето 103 раза;
• США - 79;
• Великобритания - 29;
• Франция - 16;
• Китай - 9 (до 1971 года Китай в СБ представлял Тайвань, который применял вето лишь один раз).
В ряде случаев вето на проект резолюции накладывали сразу несколько постоянных членов СБ.
СССР активно пользовался правом вето до начала 1970-х. Так, в 1946-1970 годах СССР заблокировал 80 резолюций, а другие страны - только три.
Как преемница СССР, Россия с 1991 года воспользовалась правом вето 13 раз. Из них 10 пришлись на долю нынешнего постпреда РФ в ООН Виталия Чуркина.
Последние два раза РФ пришлось применить право вето в июле 2015 года. Были заблокированы резолюция, характеризующая события в Сребренице (Босния и Герцеговина) 1995 года как геноцид, а также резолюция о создании трибунала для уголовного преследования виновных в катастрофе Boeing-777 "Малайзийских авиалиний".
США начиная с 1991 года голосовали против 14 проектов резолюций, большая часть из которых содержала критику Израиля.

Андрей Громыко (1946-1948 гг.)
В августе 1943 г. назначен послом СССР в США и одновременно, с сентября, - посланником на Кубе. В 1944 г. в США возглавлял советскую делегацию в Думбартон-Оксе на конференции по созданию ООН, а в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско подписал Устав ООН от имени СССР. В 1946 г. стал первым советским постоянным представителем при ООН. Был участником, а затем главой делегации СССР на 22-х сессиях Генеральной ассамблеи ООН. Не раз использовал право вето на голосованиях в Совбезе ООН, за что в западной прессе его стали называть 'Господин Нет' ('Mr. No'). Одновременно в 1947-1949 гг. занимал пост замминистра иностранных дел СССР. В феврале 1957 г. был назначен министром иностранных дел СССР, возглавлял внешнеполитическое ведомство 28 лет.  
На фото справа, вместе с представителем Австралии в ООН.
© UN Photo
1/13
Яков Малик (1948-1952; 1967-1976) 
В 1947-1953 гг. - заместитель министра иностранных дел СССР, одновременно с мая 1948 г. - постоянный представитель СССР при ООН. В 1953 г. был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Великобритании. В 1960 г. вернулся в Москву, вновь занял пост заместителя министра иностранных дел. Одновременно в 1967-1976 гг. - постоянный представитель СССР при ООН.  
На фото справа; слева - представитель Перу и будущий генсек ООН Хавьер Перес Де Куэльяр, в центре -глава МИД Перу Мигель Анхель де ла Флор; 1973 год.
© UN Photo/Yutaka Nagata
2/13
Валериан Зорин (1952-1953; 1960-1963)
С 1947 г. - заместитель министра иностранных дел СССР, руководил Комитетом информации при МИД. Одновременно в 1952-1953 гг. – представитель СССР в Совете Безопасности ООН. В 1955 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в ФРГ. В 1956-1960 гг. – заместитель министра иностранных дел СССР. В 1960-1963 гг. - снова вернулся на работу в ООН. На этот период пришелся Карибский кризис октября 1962 г. (политическое противостояние между СССР и США из-за размещения на Кубе советских военных частей).
На фото справа, во время советско-кубинских консультаций в ООН.
© UN Photo/Yutaka Nagata
3/13
Андрей Вышинский (1953-1954)
Прокурор РСФСР (1931-1933), прокурор СССР (1935-1939). На дипломатической работе с 1940 г. 7 марта 1949 г. возглавил советское внешнеполитическое ведомство, одновременно в марте-июне 1949 г. - глава Комитета информации при МИД СССР. Руководил министерством во время обострения международной обстановки, вызванной войной в Корее. В 1950 г. от имени СССР подписал Договор о дружбе и взаимопомощи с провозглашенной годом ранее Китайской Народной Республикой. В марте 1953 г. был назначен первым заместителем министра иностранных дел и постоянным представителем СССР при ООН. 
На фото второй слева, в ходе дискуссии в ООН с представителем Великобритании (справа).
© UN Photo
4/13
Аркадий Соболев (1955-1960)
В 1946 г. занял пост помощника Генерального секретаря ООН и руководителя Департамента по политическим вопросам и делам Совета Безопасности ООН. В 1949-1950 гг. заведовал Отделом по делам ООН МИД СССР. В 1954-1955 гг. - заместитель постоянного представителя СССР при ООН в Нью-Йорке, в 1955-1960 гг. - постоянный представитель СССР при ООН. С 1960 г. - заместитель министра иностранных дел СССР. 
На фото слева, в ходе 13-й сессии Генассамблеи ООН вместе с главой МИД СССР Андреем Громыко (в центре). 
© UN Photo/MB
5/13
Николай Федоренко (1962-1967)
В 1962-1967 гг. – постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН. В 1968 г. оставил дипломатическую работу, в 1970 г. стал главным редактором журнала 'Иностранная литература'. Скончался 2 октября 2000 г. 
На фото второй справа; первый справа - генсек ООН У Тан.
© UN Photo/TC
6/13
Олег Трояновский (1976-1986)
С 1953 г. по 1958 г. - помощник министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. В 1958-1967 гг. был помощником председателя Совета Министров СССР Никиты Хрущева, затем Алексея Косыгина. В 1976-1986 гг. - постоянный представитель СССР при ООН. В это время СССР подвергался в ООН острой критике за войну в Афганистане и сбитый корейский пассажирский самолет. 
© UN Photo/Saw Lwin
7/13
Юрий Дубинин (1986)
В 1956-1959 гг. работал в секретариате ЮНЕСКО в Париже, Франция. В 1986 г. - постоянный представитель СССР при ООН. В 1986-1990 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США, в 1990-1991 гг. - во Франции. С 1991 г. по 1994 г. - посол по особым поручениям МИД СССР. В 1994-1996 гг. занимал пост заместителя министра иностранных дел России. С 1996 г. по 1999 г. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ на Украине в ранге заместителя министра иностранных дел России.
На фото слева вместе с генсеком ООН Хавьером Пересом Де Куэльяром. 
© UN Photo/Saw Lwin
8/13
Александр Белоногов (1986-1990)
С 1990 г. - заместитель министра иностранных дел СССР, курировал отношения Советского Союза со странами Ближнего и Среднего Востока. 
На фото слева - во время представления генсеку ООН Хавьеру Пересу Де Куэльяру. 
© UN Photo/Saw Lwin
9/13
Юлий Воронцов (1990-1994)
В 1963-1965 гг. - советник Постоянного представительства СССР при ООН в Нью-Йорке, участвовал в Женевских переговорах по разоружению и прекращению ядерных испытаний. В 1965 г. назначен заместителем заведующего Отделом международных организаций МИД СССР. С 1990 г. по 1994 г. занимал должность постоянного представителя СССР, затем России в ООН. В 1994-1998 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в США. С 1998 г. по 2000 г. - советник президента РФ Бориса Ельцина по вопросам внешней политики, одновременно с 1999 г. - спецпосланник генсека ООН Кофи Аннана по СНГ, также курировал в ООН вопросы возвращения кувейтских пленных и собственности из Ирака.
На фото слева - вручает верительные грамоты Хавьеру Пересу Де Куэльяру. 
© UN Photo/John Isaac
10/13
Сергей Лавров (1994-2004)  
С 1981 г. по 1988 г. - первый секретарь, советник, старший советник в Постоянном представительстве СССР при ООН, Нью-Йорк, США. С 1988 г. - заместитель начальника Управления международных экономических отношений МИД СССР, затем начальник Управления международных организаций, директор Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД РФ. С 1992 г. по 1994 г. - заместитель министра иностранных дел РФ. В 1994-2004 гг. - постоянный представитель РФ при ООН. С 9 марта 2004 г. - министр иностранных дел РФ. 
© EPA/JUSTIN LANE
11/13
Андрей Денисов (2004-2006)
В 2001 г. был назначен заместителем министра иностранных дел России. В 2004-2006 гг. - постоянный представитель РФ при ООН. С 2006 г. - первый заместитель министра иностранных дел России. В 2013 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Китае.
© UN Photo/Jenny Rockett
12/13
Виталий Чуркин (2006-н.в.)
В 1992-1994 гг. - заместитель министра иностранных дел России, являлся специальным представителем президента РФ на мирных переговорах по Югославии. В 1994-1998 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Бельгии, в 1998-2003 гг. - в Канаде. С 2003 г. - посол по особым поручениям МИД РФ, возглавлял Комитет старших должностных лиц международной межправительственной организации Арктического совета, занимался проблемами охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. С 8 апреля 2006 г. - постоянный представитель РФ при ООН. Ему больше других постпредов РФ приходилось накладывать вето в СБ ООН.
© UN Photo/Paulo Filgueiras
13/13

23 страны под санкциями

За 70 лет деятельности ООН вводила режим санкций в отношении 23 стран, причем в период с 1945 по 1990 годы - только дважды: в 1966-м против Южной Родезии (ныне Зимбабве) и в 1977-м против ЮАР.
С 1991 года СБ применял санкции в отношении Анголы, Гаити, Гвинеи-Бисау, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Демократической Республики Конго, Кот-д'Ивуара, Либерии, Ливана, Ливии, Руанды, Сомали, Судана, Южного Судана, Сьерра-Леоне, ЦАР, Эритреи, Эфиопии, Югославии. В настоящее время санкции действуют в отношении 14 стран, в частности, Ирана, Йемена, Сомали, КНДР, а также против террористической организации "Аль-Каида" и движения "Талибан".

Более миллиона "голубых касок"

Деятельность ООН по поддержанию мира началась в 1948 году с учреждения органа по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке.
Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в 1956 году для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала (Египет). Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.
С 1948 года ООН инициировала 71 операцию по поддержанию мира. В рядах миротворческих сил ООНнесли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников. Более 3,3 тыс. миротворцев погибли.

Шесть "Нобелей" ООН

В 2001 году ООН получила Нобелевскую премию мира, хотя до этого отдельные направления ее деятельности отмечались такой наградой, и даже не один раз.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было удостоено премии дважды - в 1954 и 1981 годах.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - в 1965 году.
Международные силы ООН по поддержанию мира - в 1988 году.
В 1961 году Нобелевской премией мира был посмертно награжден генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд (Швеция).


РЕКОРДЫ, СКАНДАЛЫ И ЛЕГЕНДЫ



Сессии Генассамблеи ООН, открывающиеся ежегодно в конце сентября, всегда являются самым насыщенным и ярким дипломатическим событием года. В рамках форума проходят сотни встреч и выступлений. Интерес приковывают те из них, в которых участниками являются "закадычные враги" - как они поведут себя, находясь в одном помещении и слушая своих оппонентов. Выступления лидеров стран и высокопоставленных дипломатов нередко сопровождаются скандалами и экстравагантными поступками.
Рекордсменом среди глав государств по продолжительности речи с трибуны Генассамблеи до сих пор является кубинский лидер Фидель Кастро. В 1960 году он говорил 4 часа 29 минут, что стало поводом для попадания в Книгу рекордов Гиннесса.
Иногда политикам, выступавшим с трибуны ООН, становилось плохо. А ливийский лидер Муаммар Каддафи в ходе своей последней речи в ООН в сентябре 2009 года довел до обморока переводчика. 
Он говорил почти два часа вместо отведенных регламентом 15 минут. В столь длительном выступлении ливийский лидер успел затронуть многие мировые проблемы, в том числе раскритиковал ООН. В частности, он заявил о необходимости перенести штаб-квартиру организации из США в другую страну.

Кубинский лидер Фидель Кастро стал рекордсменом по длительности выступлений среди глав государств. В 1960 году его речь на заседании Генассамблеи продолжалась 4 часа 29 минут, что стало поводом для попадания в Книгу рекордов Гиннесса
© UN Photo/Saw Lwin
1/11
Однако абсолютный рекорд по длительности выступлений поставил в 1957 году представитель Индии Кришна Менон, который выступал в СБ ООН по вопросу Кашмира в общей сложности более 8 часов. Во время речи в какой-то момент ему стало плохо, однако, как утверждают, после небольшого перерыва он вернулся и говорил еще час. На фото: Кришна Менон (в центре) беседует с представителями Канады и Новой Зеландии
© UN Photo/AC
2/11
Терял сознание во время одного из своих выступлений в ООН и советский министр иностранных дел Андрей Громыко. Среди причин называют плохую систему кондиционирования и освещения в зале. Оратор на трибуне находился под светом мощных прожекторов. Стена за спиной выступающего, покрытая сусальным золотом, отражала этот яркий свет, и человек получал тепловой удар. Кроме того, у Громыко была привычка тепло одеваться. Охрана вынесла Громыко в секретную, как ее называют в ООН, комнату за трибуной и привела в чувство. В итоге он вернулся на трибуну и под гром аплодисментов закончил речь. После этого случая освещение в зале сменили
© UN Photo/TC
3/11
Никита Хрущев привлекал внимание и политиков, и корреспондентов, его всегда плотно обступала толпа, и в результате он однажды потерял ботинок по дороге на заседание Генассамблеи. На фото: югославский лидер Йосеп Броз Тито (в светлом костюме) и Хрущев со своими делегациями в ходе сессии Генассамблеи
© UN Photo/Yutaka Nagata
4/11
Одними из самых скандальных и длинных на трибуне ООН были речи ливийского лидера Муаммара Каддафи
© AP Photo/Seth Wenig
5/11
Многим запомнились слова президента Венесуэлы Уго Чавеса, прозвучавшие с трибуны Генассамблеи 20 сентября 2006 года. Вспоминая, что накануне там же выступал действующий американский президент Джордж Буш-мл., глава Венесуэлы описал его появление так: 'Вчера сюда приходил дьявол. Прямо сюда. И стол, напротив которого я стою, до сих пор пахнет серой'
© AP Photo/Julie Jacobson
6/11
Президент США Джордж Буш, как правило, не вступал в словесную полемику ни с Чавесом, ни с Каддафи, ни с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, который также часто критиковал политику Вашингтона
© AP Photo/Charles Dharapak
7/11
Президент РФ Владимир Путин выступал с трибуны Генассамблеи ООН в 2000 году ('Саммит тысячелетия'), 2003 году (58-я сессия, на фото) и 2005 году (60-я сессия). Планируется его выступление и на 70-й сессии.
© Алексей Панов/ТАСС
8/11
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад нередко заявлял с трибуны ООН о причастности американского правительства к терактам 11 сентября 2001 года. Как правило, в ходе выступления иранского президента делегации США и Израиля покидали зал заседаний Генассамблеи
© EPA/JUSTIN LANE
9/11
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху всегда вступал в дистанционную полемику с иранским президентом.
'Вы можете представить себе, что будет, если этот человек, который вчера нес ахинею с этой трибуны, получит в свое распоряжение атомную бомбу?' - заявил в ходе одной из сессий Генассамблеи Нетаньяху, любимой темой выступлений которого в ООН является угроза, исходящая от ядерной программы Ирана
© EPA/JASON SZENES
10/11
Президент России Владимир Путин во время выступления с трибуны Генассамблеи ООН, 28 сентября 2015 года
© AP Photo/Mary Altaffer
11/11

Одним из самых загадочных моментов, произошедших в ходе сессий Генассамблеи, является история с ботинком Никиты Хрущева. По одной из версий, ботинок соскочил с ноги Хрущева в толпе по дороге на заседание, и его принесли ему уже после начала выступлений. Кто-то утверждает, что Хрущев держал ботинок в руке в ходе заседания, кто-то отмечает, что ботинок лежал рядом на столе. Но так или иначе, в ходе выступления филиппинского делегата, который рассуждал об угрозе советского империализма, Хрущев вскочил с места и стал размахивать руками, чтобы привлечь внимание председателя сессии, а также стучал по столу в знак протеста. Ботинок просто оказался под рукой. Поговаривают, что за эту недипломатическую выходку советская делегация якобы была оштрафована ООН на 2 тысячи долларов, но штрафа так никогда и не выплатила, поскольку все документы, связанные с этим инцидентом, таинственным образом исчезли из ооновских файлов.
Был еще и другой эпизод, когда во время выступления на 15-й сессии Генассамблеи ООН Хрущев употребил известное выражение "кузькина мать", которое переводчик перевел буквально как "kusma's mother", чем привел делегации в замешательство. Смысл фразы был совершенно непонятен, и от этого угроза приобрела зловещий характер. В дальнейшем "kusma's mother" переводчики заменили на другую часто используемую Хрущевым в отношении Запада угрозу: "Мы вас похороним" ("we'll bury you").


"Лучше красный, чем мертвый"

Одна из самых популярных историй, пересказываемая буквально всеми дипломатами, работавшими в ООН, связана с Олегом Трояновским.


На следующий день эта история попала во многие газеты и журналы как цитата дня. Также рассказывают, что руководство Секретариата ООН, пытаясь "сгладить" оплошность своей службы безопасности, оплатила советскому и американскому дипломатам покупку новых костюмов, рубашек, ботинок и т. д.

Тайная комната, или почему не расширяется СБ ООН

Рядом с залом заседаний Совбеза находится небольшая комната для совещаний. Там очень мало места, максимум там могут находиться три человека от каждой страны - постоянного члена СБ ООН. Планировался ремонт, и членов Совета Безопасности спросили, не хотят ли они расширить помещение за счет примыкающих к нему комнат.

Как спецслужбы проглядели ракету в саду ООН

"На территории штаб-квартиры ООН есть два архитектурных подарка Советского Союза – скульптура "Перекуем мечи на орала" Евгения Вучетича, установленная в 1959 году, и монумент Зураба Церетели "Добро побеждает зло", подаренный в 1990 году. Отлитый из бронзы, он изображает Георгия Победоносца, пронзающего копьем межконтинентальные ракеты: советскую СС-20 и американскую "Першинг", которые стали символом окончания холодной войны", - рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, работавший в ООН в качестве первого заместителя постпреда РФ и старшего советника канцелярии генсека.

Гид по спальным местам в ООН

"Во второй половине девяностых годов послом Франции при ООН был известный дипломат Алан Дежами (Alain Dejammet). - рассказал бывший постпред Таджикистана при ООН, а ныне посол в КНР Рашид Алимов. - Он имел репутацию неразговорчивого, взвешенного дипломата, без ярко выраженного чувства юмора. Поэтому большим сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире ООН написанной им брошюры под интригующим названием Sleeping in the United Nations - о лучших местах в ООН, где можно поспать. 
Автор "гида по спальным местам ООН" разделил места для сладкого сна во время длительных заседаний на пять категорий и присвоил им соответствующее число звезд: не рекомендующиеся, приемлемые, приятные, очень хорошие и исключительно хорошие. Со свойственной исследователю педантичностью он определил самые уютные, в основном темные, уголки и описал их комфортность, освещенность, отсутствие внешних раздражителей и шума, а также частоту использования. Все, кто познакомился с гидом, отдали должное объективности и остроумию Дежами: самым лучшим местом для спокойного сна он назвал скрытый от посторонних глаз частный офис Французской делегации в Секретариате ООН, а второе место по популярности отдал Библиотеке периодических изданий ООН, которая, по его словам, ”производит впечатление покинутого монастыря”. 

Для создания комплекса зданий ООН были приглашены архитекторы, дизайнеры и инженеры со всего мира. В эту группу вошли Николай Басов (СССР), Макс Абрамович (США), директор по планированию, Оскар Нимейер (Бразилия), Владимир Бодянский (Франция), инженер-консультант, Эрнст Кормье (Канада), Уоллес К. Гаррисон (США), главный архитектор, Шарль И. Ле Корбюзье (Франция), Свен Маркелиус (Швеция), Г.А. Свайё (Австралия), Лян Сычэн (Китай), а также консультанты Энтони Антониадэс (Греция), Мэтью Новики (Польша) и Эрнест Вайсман (Югославия)
© AP Photo
1/8
Группа создала 50 различных проектов и после проведенного отбора остановилась на концептуальной идее Ле Корбюзье 
© UN Photo/GF
2/8
Один из офисов ООН, 1951 год
© UN Photo/AF
3/8
В кулуарах ООН, 1960 год
© UN Photo/Saw Lwin
4/8
Офис генсекретаря ООН, 1961 год
© UN Photo/Teddy Chen
5/8
Секретариат ООН, 1951 год
© UN Photo/Bordy
6/8
Кафетерий, 1951 год
© UN Photo/AF
7/8
Здание ООН, 1951 год
© UN Photo/AF
8/8


БУДУЩЕЕ ООН


Помимо миротворческой деятельности, среди приоритетов деятельности ООН - работа по содействию соблюдения прав человека, охране окружающей среды; развитие Африки; борьба с болезнями и нищетой, наркоманией, терроризмом; охрана прав интеллектуальной собственности, оказание помощи беженцам, уничтожение ядерного, химического и обычного оружия.


Несмотря на то, что ООН все же претерпела ряд изменений с момента своего основания, реформа организации является одним из самых актуальных и обсуждаемых вопросов в мире.

Расширение СБ ООН

В последние годы организацию критикуют за то, что развивающиеся страны имеют недостаточное представительство в ключевых органах управления, в первую очередь в Совете Безопасности, где неизменным правом вето обладают пять постоянных членов.


Россия не против расширения СБ ООН и включения в него представителей Азии, Африки и Латинской Америки. Но в то же время, как подчеркивает глава МИД РФ Сергей Лавров, любая реформа должна быть такой, чтобы не превратить Совет Безопасности в раздутый и неуправляемый орган.

Изменение права вето

Также в ООН идет дискуссия о возможном изменении права вето, что напоминает полемику, которая шла в середине 1940-гг. при создании организации.
В интервью ТАСС постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт высказался в поддержку предложения добровольно ограничить применение права вето, с которым в 2013 году выступил президент Франции Франсуа Олланд. Речь идет о случаях, когда требуется принятие срочных мер для пресечения массовых преступлений.

Выборы генсека ООН

В связи с тем, что в декабре 2016 году истекают полномочия Пан Ги Муна, в ООН уже сейчас разгораются споры в отношении того, как, когда, кого будут выбирать новым генеральным секретарем.
Процедура выборов генсека предусматривает, что кандидат должен получить рекомендацию Совета Безопасности ООН, после чего пройти процедуру утверждения в Генеральной ассамблее. В ходе голосования он должен заручиться поддержкой не менее двух третей из 193 стран - членов всемирной организации.
Несколько месяцев назад специальная комиссия ООН в составе 27 государств предложила внести изменения в этот процесс, в частности, ввести процедуру официального представления кандидатур, а также установить крайний срок для подачи заявок на участие в выборах.
Великобритания высказалась за придание этому процессу "большей прозрачности", в то время как Россия, США и Китай посчитали, что на данном этапе необходимо оставить существующий порядок.

Новые угрозы

Однако сколько бы сегодня ни шло споров о реформировании структур ООН, главным остается вопрос – отвечает ли эта организация вызовам современности, готова ли противостоять новым угрозам, с которыми сталкивается мировое сообщество, в первую очередь в лице трансграничных террористических организаций, таких как "Аль-Каида" и "Исламское государство".
Неслучайно Пан Ги Мун на днях впервые за 15 лет предложил в срочном порядке внести изменения в миротворческую деятельность ООН. 
Материал подготовлен на основе информации ТАСС и открытых источников.
Первая фотография в проекте © UN Photo/Milton Grant
Интервью ТАСС к юбилею ООН:

Комментариев нет:

Отправить комментарий