Наш настоящий конкурент — не сланцевый газ, а сжиженный
В Румынии акции протеста против добычи сланцевого газа привели не только к потасовкам с полицейскими, но и к отказуChevron от своих планов. Президент Траян Бэсеску увидел в акциях протеста «руку Москвы», о чем без обиняков заявил в эфире телеканала B1TV. Когда речь идет о газе, время от времени руководители небольших государств произносят вслухявные глупости. Правда в том, что Газпром ждут не лучшие времена. Но сланцевый газ причастен к проблемам лишь косвенно.
Как известно, благодаря «сланцевой революции» США обогнали нас по добыче газа (Таблица 1). Трагедии в этом нет. Жаль, конечно, что американцы решили свою проблему без нашего участия, а точнее — без Штокмановского месторождения, которое было для них предназначено. Но рынок есть рынок, удар приходится держать. Забегая вперед скажу, что «сланцевая революция» скорректировала не только наши планы.
Из Таблицы 5 видно, что пик продаж пришелся на 2005 год, а не на 2008-й, как можно было ожидать. Зато на 2008-й пришелся ценовой пик — средняя стоимость нашего газа достигла исторического максимума 354 доллара за тысячу кубометров. При этом глобальные процессы говорят о том, что цена должна начать падать. Впрочем, ниже мы попытаемся в этом разобраться.
Цена на голубое топливо, напомню, полностью зависит от цены на нефть — на этом еще в 80-х годах прошлого века настояли европейские потребители, потому что нефть в то время стоила дешево. Сегодня они наверняка жалеют об этом. Связаны два энергоносителя хитрой формулой с лагом в девять месяцев. То есть, цена на нефть в IV квартале 2013 года определит цену на газ в IIIквартале года нынешнего и так далее. Это удобно — неожиданностей нет ни для поставщика, ни для потребителя, каждый смело верстает собственный госбюджет (на который сильно влияют энергоносители) исходя из более-менее точных сумм. Однако рост цены на газ в итоге привел к существенной перекройке рынка. Во-первых, стала выгодной прежде нерентабельная добыча газа из сланцев. Во-вторых, подсуетился Катар, который стал торговать своим газом вполцены. Что тоже объяснимо — Америка отказала в импорте не только нам, но и ему, что заставило его судорожно носиться по миру и куда-то девать свои избытки.
Как бы то ни было, европейские страны, традиционно привязанные к трубопроводам долгосрочными контрактами, вполне резонно забеспокоились — не слишком ли высокую цену они платят России и другим продавцам? Нам пришлось уступить.
Сжиженный газ теснит трубопроводный
Катар давно торгует сжиженным природным газом (СПГ или LNG — Liquefied Natural Gas). Это по нашим меркам крошечное государство, отрезанное от основных покупателей морями и большими расстояниями, просто вынуждено было развивать именно этот бизнес. Надо отдать ему должное, все эти годы делало оно это весьма успешно.
Особенность торговли СПГ заключена в том, что соответствующая инфраструктура должна быть не только у продавца, но и у покупателя. То есть, у Катара есть завод (и не один) по сжижению газа, но этого недостаточно — у покупателей должны быть приемные LNG-терминалы. То есть, регазификационные установки, из которых газ потом потечет по трубам.
Но и этого мало. Еще должны быть газовозы — огромные специализированные суда для перевозки сжиженного топлива.
На сегодняшний день все инфраструктурные проблемы почти решены. В Европе вовсю строятся LNG-терминалы (владельцами или совладельцами некоторых является вездесущий Катар) — даже наши традиционные покупатели стараются застраховаться от неожиданностей.
Как мы видим, европейские страны уже способны принимать 190 млрд кубометров сжиженного газа — больше, чем мы можем поставить натурального. А если они построят все, что запланировано, то в дополнительных объемах наши западные соседи нуждаться просто не будут. И, конечно, совершенно правильно сделал Путин, пролоббировав Северный поток, а теперь спеша застолбить участки на Балканах и Апеннинах при помощи Южного, Он просто хочет, чтобы планы по строительству LNG-терминалов реализованы не были. Или, по крайней мере, не в указанных объемах.
Значительно вырос и флот газовозов.
На фоне бурного строительства газовозов по всему миру наши 16 штук — капля в море. На китайской судоверфи Hudong Zhonghua сейчас заложено восемь танкеров больше чем по 170 тыс. тонн каждый. Еще десять таких же строится в Японии, около сотни — в Южной Корее.
Разумеется, это не означает, что наш газ не на чем будет вывезти. Зафрахтовать танкер можно где и у кого угодно, причем, не всегда это должен делать именно продавец. Но судя по взрывному спросу, который уже начался, Совкомфлот тоже хочет включиться в перевозки и солидно на этом заработать. К тому же он строит особенные суда — с ледовым классом Ice3, что требуется для эксплуатации именно в наших широтах. Таких газовозов в мире не так уж и много. Но и потребность в них, конечно, не настолько велика.
Бельгия — крупный продавец газа
Переход на торговлю СПГ привел к еще одной особенности, с которой приходится считаться. Из импортеров превратились в экспортеров Франция, Бельгия, Испания и Португалия — их LNG-терминалы перерабатывают больше газа, чем нужно этим странам. Они тоже претендуют на часть европейского газового пирога. Пока этот кусок небольшой — всего 3,6 млрд кубометров в год. Но в 2015 году на севере Франции войдет в строй LNG-терминал Dunkirk мощностью 13 млрд кубометров в год. А это уже серьезно.
Дело осложняется тем, что в Европе, судя по всему, потребление газа в ближайшие годы будет падать. К счастью для нас, некоторые страны уже привязаны к нам долгосрочными договорами.
Восточный базар
Вполне понятно, что не только покупатели, но и продавцы стараются застраховаться. Вот и мы устремили свой взор на Восток. Но и здесь не все так хорошо, как хотелось бы.
Основным покупателем сжиженного природного газа традиционно была Япония — богатая страна, отрезанная от мира глубокими морями. В 1986 году импортировать СПГ начала Южная Корея, в 1990 г. — Тайвань, в 2004 г. — Индия, в 2006 г. — Китай. В итоге мировой рынок сжиженного газа увеличился с 20 процентов в 1995 году до 30-ти — в 2012-м. Основные продавцы здесь — конечно, Катар, а также Индонезия и Австралия. Сможем ли мы потеснить опытных конкурентов?
Экспорт-импорт газа в мире (млрд кубометров)
Вообще говоря, у нас просто нет другого выхода, как драться за место под солнцем. Именно из-за жесткости местного рынка Путин в 2006 году сделал все чтобы отвоевать месторождение «Сахалин-2» с его первым в России заводом СПГ у западно-восточных партнеров Royal Dutch Shell, Mitsui и Mitsubishi. С 2009 года завод начал продавать газ Японии и Южной Корее, сразу же заняв 4,5 процента рынка СПГ.
А вот с Китаем дело пока не ладится, хотя эта страна на сегодняшний день остается самым перспективным потребителем. Дело в том, что до 2025 года КНР свои потребности в газе уже закрыла, законтрактовав необходимое для своей экономики количество — в основном, в Австралии и Средней Азии. В южные районы Поднебесной дотянулся газопровод из Мьянмы. Фактически, мы не можем договориться с Китаем только потому, что ни ему, ни нам это пока не особо нужно.
Это вовсе не означает, что в ближайшие десять лет нам нечем заняться, и мы буквально станем ждать у моря погоды. Полным ходом идет строительства завода СПГ на Ямале, его ввод намечен на 2014 год. В 2018 году будет построена первая очередь терминала Владивосток-СПГ, наращивается мощность завода на Сахалине. 30 ноября подписан закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа, в результате которого монополия Газпрома осталась только за трубопроводами. Сделано это для того, чтобы устранить конкуренцию между производителями трубопроводного и сжиженного газа.
Справедливая цена на газ
Из всего выше сказанного очевидно, что благодаря развитию LNG доступ к потребителю получили страны, расположенные на периферии глобальных газовых потоков. Например, «открытие» Китая принадлежит Австралии — именно эта страна первой убедила руководство Поднебесной начать переход с угля на экологически чистое топливо и построить LNG-терминал по приему сжиженного газа. Появились такие прежде никому не известные игроки, как Тринидад и Тобаго, Нигерия. По сравнению с нами они, конечно, продают совсем не много. Но таких стран благодаря развитию СПГ-технологий становится все больше, и бесспорно мощному Газпрому становится все неуютнее.
Если оглядеться по сторонам, то тянуть трубы нам больше просто некуда. Ну, разве что лет через 10—15 заведем последний газопровод в Китай. И все. А вот у сжиженного газа перспективы поистине безграничны.
Однако есть одна серьезная проблема: Катар, самый серьезный и опытный экспортер, давно и успешно работающий практически во всех зонах. Пока мы друг другу мешаем. И хотя формально существует «газовая ОПЕК» — объединение экспортеров (со штаб-квартирой, между прочим, в Дохе), согласовывать цену нам пока не удается. Катар не желает вырабатывать правила и торгует так, как считает нужным и как ему удается договориться.
В какой-то степени его упрямство и независимость развязывает нам руки, чем мы уже пользуемся. Трубопроводный газ дешевле сжиженного, и поэтому Газпром имеет колоссальный запас прочности для снижения цены. Делает он это нехотя — через суды, скандалы, переговоры, капризы, но все же потихоньку уступает. Чем осложняет жизнь в Европе своему основному конкуренту. К тому же, это выгодно политически. Ибо такие страны, как, например, Украина, вынуждены за скидку поступаться частью своего суверенитета.
Скорее всего, Литва тоже рано или поздно добьется снижения цены, поскольку 600 долларов за тысячу кубометров — это действительно слишком дорого. Именно поэтому прибалты задумали строить завод СПГ — чтобы покупать газ за 400—500 долларов из того же Катара. Но никто не мешает Газпрому в нужный момент снизить цену, например, до 300 долларов и разрушить эти планы.
К слову сказать, такая цена разрушит не только планы балтийских тигров. Развитие технологии сланцевого газа, известная с незапамятных времен, стала возможной именно благодаря росту стоимости голубого топлива в последнее десятилетие. В какой-то момент прежде нерентабельная добыча стала вдруг выгодной. Но стоит цене на газ из традиционных скважин снизиться вдвое, о сланцевом газе вновь забудут. Однако сам факт его реинкарнации важен — газовые экспортеры должны понимать, что потолок цены существует.
Месяц назад в Вашингтоне состоялся «Американо-российский диалог по проблемам энергетической безопасности и геополитики энергетики». Вывод экспертов: США не способны экспортировать свой сланцевый газ в Европу — слишком масштабные инвестиции потребуются для этого. Однако исчезновение с рынка такого серьезного покупателя, даже на время, заставило всех его участников начать суетиться. Катар все более активно влезает в Европу, мы, наоборот, — обустраиваемся на Юго-Востоке Азии — в традиционной вотчине наших ближневосточных конкурентов. Рано или поздно продавцам надоест взаимный демпинг, который приводит только к убыткам, цена на газ будет оторвана от цены на нефть и все станут играть по единым правилам. Так удобнее.
________________________________________ _______
При подготовке использованы:
Доклад Развитие рынка СПГ: выводы и возможности для России
Доклад Мировой рынок газа: иллюзия или реальность?
А также данные с официальных сайтов Газпрома, Лукойла, ОПЕК, British Petroleum и других.
В Румынии акции протеста против добычи сланцевого газа привели не только к потасовкам с полицейскими, но и к отказуChevron от своих планов. Президент Траян Бэсеску увидел в акциях протеста «руку Москвы», о чем без обиняков заявил в эфире телеканала B1TV. Когда речь идет о газе, время от времени руководители небольших государств произносят вслухявные глупости. Правда в том, что Газпром ждут не лучшие времена. Но сланцевый газ причастен к проблемам лишь косвенно.
Как известно, благодаря «сланцевой революции» США обогнали нас по добыче газа (Таблица 1). Трагедии в этом нет. Жаль, конечно, что американцы решили свою проблему без нашего участия, а точнее — без Штокмановского месторождения, которое было для них предназначено. Но рынок есть рынок, удар приходится держать. Забегая вперед скажу, что «сланцевая революция» скорректировала не только наши планы.
Из Таблицы 5 видно, что пик продаж пришелся на 2005 год, а не на 2008-й, как можно было ожидать. Зато на 2008-й пришелся ценовой пик — средняя стоимость нашего газа достигла исторического максимума 354 доллара за тысячу кубометров. При этом глобальные процессы говорят о том, что цена должна начать падать. Впрочем, ниже мы попытаемся в этом разобраться.
Цена на голубое топливо, напомню, полностью зависит от цены на нефть — на этом еще в 80-х годах прошлого века настояли европейские потребители, потому что нефть в то время стоила дешево. Сегодня они наверняка жалеют об этом. Связаны два энергоносителя хитрой формулой с лагом в девять месяцев. То есть, цена на нефть в IV квартале 2013 года определит цену на газ в IIIквартале года нынешнего и так далее. Это удобно — неожиданностей нет ни для поставщика, ни для потребителя, каждый смело верстает собственный госбюджет (на который сильно влияют энергоносители) исходя из более-менее точных сумм. Однако рост цены на газ в итоге привел к существенной перекройке рынка. Во-первых, стала выгодной прежде нерентабельная добыча газа из сланцев. Во-вторых, подсуетился Катар, который стал торговать своим газом вполцены. Что тоже объяснимо — Америка отказала в импорте не только нам, но и ему, что заставило его судорожно носиться по миру и куда-то девать свои избытки.
Как бы то ни было, европейские страны, традиционно привязанные к трубопроводам долгосрочными контрактами, вполне резонно забеспокоились — не слишком ли высокую цену они платят России и другим продавцам? Нам пришлось уступить.
Сжиженный газ теснит трубопроводный
Катар давно торгует сжиженным природным газом (СПГ или LNG — Liquefied Natural Gas). Это по нашим меркам крошечное государство, отрезанное от основных покупателей морями и большими расстояниями, просто вынуждено было развивать именно этот бизнес. Надо отдать ему должное, все эти годы делало оно это весьма успешно.
Особенность торговли СПГ заключена в том, что соответствующая инфраструктура должна быть не только у продавца, но и у покупателя. То есть, у Катара есть завод (и не один) по сжижению газа, но этого недостаточно — у покупателей должны быть приемные LNG-терминалы. То есть, регазификационные установки, из которых газ потом потечет по трубам.
Но и этого мало. Еще должны быть газовозы — огромные специализированные суда для перевозки сжиженного топлива.
На сегодняшний день все инфраструктурные проблемы почти решены. В Европе вовсю строятся LNG-терминалы (владельцами или совладельцами некоторых является вездесущий Катар) — даже наши традиционные покупатели стараются застраховаться от неожиданностей.
Как мы видим, европейские страны уже способны принимать 190 млрд кубометров сжиженного газа — больше, чем мы можем поставить натурального. А если они построят все, что запланировано, то в дополнительных объемах наши западные соседи нуждаться просто не будут. И, конечно, совершенно правильно сделал Путин, пролоббировав Северный поток, а теперь спеша застолбить участки на Балканах и Апеннинах при помощи Южного, Он просто хочет, чтобы планы по строительству LNG-терминалов реализованы не были. Или, по крайней мере, не в указанных объемах.
Значительно вырос и флот газовозов.
Совкомфлот к имеющимся шести газовозам скоро прибавит еще два — в Южной Кореедостраиваются «Воронеж» и «Тобол». Всего к 2018 году планируется иметь группировку из 16 танкеров. |
На фоне бурного строительства газовозов по всему миру наши 16 штук — капля в море. На китайской судоверфи Hudong Zhonghua сейчас заложено восемь танкеров больше чем по 170 тыс. тонн каждый. Еще десять таких же строится в Японии, около сотни — в Южной Корее.
Разумеется, это не означает, что наш газ не на чем будет вывезти. Зафрахтовать танкер можно где и у кого угодно, причем, не всегда это должен делать именно продавец. Но судя по взрывному спросу, который уже начался, Совкомфлот тоже хочет включиться в перевозки и солидно на этом заработать. К тому же он строит особенные суда — с ледовым классом Ice3, что требуется для эксплуатации именно в наших широтах. Таких газовозов в мире не так уж и много. Но и потребность в них, конечно, не настолько велика.
Бельгия — крупный продавец газа
Переход на торговлю СПГ привел к еще одной особенности, с которой приходится считаться. Из импортеров превратились в экспортеров Франция, Бельгия, Испания и Португалия — их LNG-терминалы перерабатывают больше газа, чем нужно этим странам. Они тоже претендуют на часть европейского газового пирога. Пока этот кусок небольшой — всего 3,6 млрд кубометров в год. Но в 2015 году на севере Франции войдет в строй LNG-терминал Dunkirk мощностью 13 млрд кубометров в год. А это уже серьезно.
Дело осложняется тем, что в Европе, судя по всему, потребление газа в ближайшие годы будет падать. К счастью для нас, некоторые страны уже привязаны к нам долгосрочными договорами.
Восточный базар
Вполне понятно, что не только покупатели, но и продавцы стараются застраховаться. Вот и мы устремили свой взор на Восток. Но и здесь не все так хорошо, как хотелось бы.
Основным покупателем сжиженного природного газа традиционно была Япония — богатая страна, отрезанная от мира глубокими морями. В 1986 году импортировать СПГ начала Южная Корея, в 1990 г. — Тайвань, в 2004 г. — Индия, в 2006 г. — Китай. В итоге мировой рынок сжиженного газа увеличился с 20 процентов в 1995 году до 30-ти — в 2012-м. Основные продавцы здесь — конечно, Катар, а также Индонезия и Австралия. Сможем ли мы потеснить опытных конкурентов?
Экспорт-импорт газа в мире (млрд кубометров)
Вообще говоря, у нас просто нет другого выхода, как драться за место под солнцем. Именно из-за жесткости местного рынка Путин в 2006 году сделал все чтобы отвоевать месторождение «Сахалин-2» с его первым в России заводом СПГ у западно-восточных партнеров Royal Dutch Shell, Mitsui и Mitsubishi. С 2009 года завод начал продавать газ Японии и Южной Корее, сразу же заняв 4,5 процента рынка СПГ.
А вот с Китаем дело пока не ладится, хотя эта страна на сегодняшний день остается самым перспективным потребителем. Дело в том, что до 2025 года КНР свои потребности в газе уже закрыла, законтрактовав необходимое для своей экономики количество — в основном, в Австралии и Средней Азии. В южные районы Поднебесной дотянулся газопровод из Мьянмы. Фактически, мы не можем договориться с Китаем только потому, что ни ему, ни нам это пока не особо нужно.
Это вовсе не означает, что в ближайшие десять лет нам нечем заняться, и мы буквально станем ждать у моря погоды. Полным ходом идет строительства завода СПГ на Ямале, его ввод намечен на 2014 год. В 2018 году будет построена первая очередь терминала Владивосток-СПГ, наращивается мощность завода на Сахалине. 30 ноября подписан закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа, в результате которого монополия Газпрома осталась только за трубопроводами. Сделано это для того, чтобы устранить конкуренцию между производителями трубопроводного и сжиженного газа.
Справедливая цена на газ
Из всего выше сказанного очевидно, что благодаря развитию LNG доступ к потребителю получили страны, расположенные на периферии глобальных газовых потоков. Например, «открытие» Китая принадлежит Австралии — именно эта страна первой убедила руководство Поднебесной начать переход с угля на экологически чистое топливо и построить LNG-терминал по приему сжиженного газа. Появились такие прежде никому не известные игроки, как Тринидад и Тобаго, Нигерия. По сравнению с нами они, конечно, продают совсем не много. Но таких стран благодаря развитию СПГ-технологий становится все больше, и бесспорно мощному Газпрому становится все неуютнее.
Если оглядеться по сторонам, то тянуть трубы нам больше просто некуда. Ну, разве что лет через 10—15 заведем последний газопровод в Китай. И все. А вот у сжиженного газа перспективы поистине безграничны.
Однако есть одна серьезная проблема: Катар, самый серьезный и опытный экспортер, давно и успешно работающий практически во всех зонах. Пока мы друг другу мешаем. И хотя формально существует «газовая ОПЕК» — объединение экспортеров (со штаб-квартирой, между прочим, в Дохе), согласовывать цену нам пока не удается. Катар не желает вырабатывать правила и торгует так, как считает нужным и как ему удается договориться.
В какой-то степени его упрямство и независимость развязывает нам руки, чем мы уже пользуемся. Трубопроводный газ дешевле сжиженного, и поэтому Газпром имеет колоссальный запас прочности для снижения цены. Делает он это нехотя — через суды, скандалы, переговоры, капризы, но все же потихоньку уступает. Чем осложняет жизнь в Европе своему основному конкуренту. К тому же, это выгодно политически. Ибо такие страны, как, например, Украина, вынуждены за скидку поступаться частью своего суверенитета.
Скорее всего, Литва тоже рано или поздно добьется снижения цены, поскольку 600 долларов за тысячу кубометров — это действительно слишком дорого. Именно поэтому прибалты задумали строить завод СПГ — чтобы покупать газ за 400—500 долларов из того же Катара. Но никто не мешает Газпрому в нужный момент снизить цену, например, до 300 долларов и разрушить эти планы.
К слову сказать, такая цена разрушит не только планы балтийских тигров. Развитие технологии сланцевого газа, известная с незапамятных времен, стала возможной именно благодаря росту стоимости голубого топлива в последнее десятилетие. В какой-то момент прежде нерентабельная добыча стала вдруг выгодной. Но стоит цене на газ из традиционных скважин снизиться вдвое, о сланцевом газе вновь забудут. Однако сам факт его реинкарнации важен — газовые экспортеры должны понимать, что потолок цены существует.
Месяц назад в Вашингтоне состоялся «Американо-российский диалог по проблемам энергетической безопасности и геополитики энергетики». Вывод экспертов: США не способны экспортировать свой сланцевый газ в Европу — слишком масштабные инвестиции потребуются для этого. Однако исчезновение с рынка такого серьезного покупателя, даже на время, заставило всех его участников начать суетиться. Катар все более активно влезает в Европу, мы, наоборот, — обустраиваемся на Юго-Востоке Азии — в традиционной вотчине наших ближневосточных конкурентов. Рано или поздно продавцам надоест взаимный демпинг, который приводит только к убыткам, цена на газ будет оторвана от цены на нефть и все станут играть по единым правилам. Так удобнее.
________________________________________
При подготовке использованы:
Доклад Развитие рынка СПГ: выводы и возможности для России
Доклад Мировой рынок газа: иллюзия или реальность?
А также данные с официальных сайтов Газпрома, Лукойла, ОПЕК, British Petroleum и других.
Комментариев нет:
Отправить комментарий