В ГРЕЦИИ ЕСТЬ ВСЁ. СКОРО ВСЁ БУДЕТ И В ПОЛЬШЕ...
СТАНИСЛАВ СТРЕМИДЛОВСКИЙ
Каких перемен в Европе опасается Варшава
9 июля 2015 14:40
Ввод в «греческое уравнение» непричастных к еврозоне и Евросоюзу государств (в исполнении польской дипломатии — России и Китая) является публичным признанием политического, а не просто финансового кризиса. Поэтому не случайно глава Европейского совета Дональд Туск, говоря, что неспособность достичь соглашения может привести к банкротству и несостоятельности греческой банковской системы, предупреждает: «Я не сомневаюсь, что это будет влиять на всю Европу, в том числе в геополитическом смысле». Туск предполагает возможность реализации самого «черного сценария», под которым подразумевается выход Греции из еврозоны. Так мыслит Европа.
В то же время на другой стороне Западного мира, в США, влиятельный Совет по международным отношениям (CFR) приходит к противоположным выводам. Экономический аналитик Себастиан Мэллаби отмечает, что идея сохранения Греции в зоне евро любой ценой является политически, а не финансово мотивированным решением. Высказываются опасения, что греки могут пойти на военный альянс с Россией или попросить помощь у Китая. Аналитик напоминает, что греческий премьер-министр Алексис Ципрас уже наведывался в Москву, где критиковал санкции, введенные Западом. Между тем другой эксперт Совета, Роберт Хан, считает, что еврозона сможет извлечь выгоду из «греческого кризиса», поскольку он «может дать толчок к дальнейшим усилиям по укреплению интеграции». С ним солидарен Мэллаби, который видит два плюса из выхода Греции из зоны евро: во-первых, укрепление понимания, что валютный союз должен быть усилен, во-вторых, возможное снижение поддержки крайне правых или левых партий, что усилит «согласованность Европы».
Польский либеральный журнал Newsweek Polska называет размышления аналитиков американского мозгового центра «удивительными». Действительно, ту часть варшавского политического салона, которая во всем винит «живших не по средствам» греков, придерживается жесткой монетаристской политики и считает нужным сохранить Польшу в Евросоюзе любой ценой, позиция CFR вводит в ступор. Для них Афины, СИРИЗА и Ципрас — это жупел, которым можно запугивать поляков. Лидер недавно созданной партии либерального толка «Современная Польша» (NP) Рышард Петру предрекает, что если избиратели осенью этого года на выборах в Сейм отдадут голоса за конкурентов из партии «Право и Справедливость» (PiS), то эти «популисты» через несколько месяцев превратят Польшу в Грецию. В свою очередь, PiS нападает на главного своего оппонента, правящую коалицию из партии «Гражданская платформа» (РО) и Польской крестьянской партии (PSL). Доктор экономических наук Збигнев Кузьмук обвиняет РО-PSL в том, что хоть они и критикуют Грецию, сами поставили «государственные финансы нашей страны на грань пропасти». И перечисляет. Гигантский государственный долг, который вырос с 520 млрд злотых на конец 2007 года до 970 млрд злотых на конец 2013 года. Кроме того, в 2007—2014 годы правительство Туска породило около 100 млрд злотых скрытого долга (фонд социального страхования). Непрерывные увеличения налогов, особенно рост НДС на детскую одежду и обувь с 8% до 23%. Ежегодное увеличение акцизов (топливо, табак, алкоголь) в большей степени даже, чем обязывают европейские нормы, и многое другое.
Так или иначе, но «греческая тема» начинает всё более активно использоваться польскими политиками и может стать важным элементом в будущей парламентской кампании в Польше. Любые сравнения с Афинами в этой ситуации должны будут проиллюстрировать тезисы партийных вождей и избирательных штабов. Соответственно, действия внешнего мира, в первую очередь — Европейского союза, в отношении Греции точно так же будут примеряться на Польшу. Так что когда польские эксперты размышляют вслух, что Брюссель может сделать с греческими властями, в каком-то смысле они проговаривают и возможные сценарии по отношению к своей клиентуре. Польский Центр стратегического анализа (OAS), оценивая ситуацию, обращает внимание на несколько моментов. Положение Греции как банкрота сильно. Международное право не дает кредиторам инструментов для эффективного выбивания долга, законодательство ЕС тоже не регулирует такие вопросы. Поскольку большинство кредиторов являются европейскими странами или банками, они пытаются оказать давление на «греческого должника» косвенно, но эти меры ограничены участием Афин в валютном союзе. Грецию невозможно исключить из еврозоны или ЕС без ее согласия. Кроме того, такие радикальные шаги являются аннулированием политического проекта европейской интеграции. Таким образом, заключает OAS, единственные, кто может ослабить Грецию, — это сами греческие граждане. Если они не выдержат нацеленное на них экономическое и пропагандистское давление Брюсселя, правительство Ципраса падет, а новый кабинет более охотно пойдет на уступки.
То есть речь идет о внешнем воздействии через финансы и СМИ. Стоит напомнить, что накануне референдума 5 июля большая часть греческой прессы играла на стороне Брюсселя, против своего правительства и за принятие «пакета реформ». Это первое. Второе. Учитывая, что главным локомотивом требования наказания греков является Берлин, есть над чем задуматься тем польским партиям, которые настороженно относятся к немецкой монополии в Европе. В первую очередь — PiS.
Интересно, что за несколько дней до референдума спикеры от этой партии предупредили, что после прихода к власти они начнут «реполонизацию» польских медиа. Сегодня крупнейшие иностранные инвесторы в этом сегменте — немцы, швейцарцы, французы и англичане. Несколько лет назад Ассоциация польских журналистов (SDP) подготовила доклад о региональной прессе. В 99% случаев издания принадлежат немецкой компании Passauer Neue Presse. Что это значит на практике? 1 сентября только одна из подконтрольных концерну региональных газет написала о годовщине Второй мировой войны и вторжении Германии в Польшу. Как отмечают в партии, «если поляки доверят нам бразды правления, наше правительство будет работать в неблагоприятной информационной среде». Поэтому в ходе недавней конференции депутаты от PiS выдвинули инициативу принять законы о недопущении монополизации заграничным капиталом польских СМИ и установить для иностранцев допустимую долю присутствия в конкретных медийных отраслях (печать, интернет, радио и телевидение) на уровне 20−25%. А сколько еще уроков Греция преподнесет Польше? Похоже, что немало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий