Надо влить новую душу в малоросса – вот в чем главная задача поляков...
Откуда у украинствующих эти убеждения в том, что Россия угнетала украинцев, то бишь малороссов, как они тогда назывались? На чём они основываются, если принять во внимание, что в Малороссии никогда не было никаких восстаний, кроме польских?
И откуда вообще взялись эта версия о том, что русские и украинцы – это совершенно разные народы?
Идея перерождения малороссов в украинцев лучше всего была выражена о. Валерианом Калинкой (1826-1886), самой выдающейся личностью в польском иезуитском ордене "Змартвыхвстанцев". Калинка – приближенный Адама Чарторыйского (полновластного полонизатора Малороссии при Александре I и вождя польского движения заграницей в послеалександровскую эпоху), член парижского бюро перед восстанием 1863 г. При содействии профессора львовского университета Лиске и генерала "Змартвыхвстанцев" Селиненки, Калинку определили в Галичину. Первым его делом по прибытии стало открытие воспитательного заведения-интерната для русинской молодежи (1 февр. 1881). Сойм, возглавляемый поляками, ассигновал большие средства на работу интерната (по словам Франко, 10 тыс. р. в год). Цель этого заведения и вообще воззрение Калинки на украинский вопрос выражаются в следующих словах его:
Между Польшей и Россией живет народ ни польский ни российский. Польша не воспользовалась в свое время случаем, чтобы превратить его в народ польский вследствие слабого воздействия на малороссов польской культуры. Если поляк во время своего господства и своей силы не сумел привлечь к себе малоросса и превратить его в поляка, то тем менее может он это сделать ныне, когда он сам слаб. Малоросс теперь крепче прежнего вследствие своего демократизма и расслабления польской стихии. Простой народ не сознает еще своей национальности, но он не любит ляха, как своего господина, более богатого человека и исповедника иной, римской веры. Просвещенные малороссы ненавидят ляха еще больше, чем простонародье, и в этом нерасположении поддерживают простой народ. Все малороссы подчинены нравственному влиянию России, которая говорит похожим языком и исповедует ту же веру... Исторический процесс, начавшийся при короле Казимире, подвинутый вперед Ядвигою и заключившийся передвижением римского католицизма и западной цивилизации на двести миль к Востоку, проигран уже поляками. Как же защитить себя? Создание "украинской самостийности", которой малороссы медленно начинают проникаться, недостаточно, чтобы предохранить их от неизбежного поглощения Россией. Если противодействующая сила поляка хранится в его польской душе, то между душой малоросса и душой москаля нет основного различия. Поэтому надо влить новую душу в малоросса – вот в чем главная задача поляков. Эта душа да будет от Запада. Пусть малороссы своею душою соединятся с Западом и только внешним церковным обрядом с Востоком. Тогда Россия отодвинется в свои узкие пределы великорусского племени, между тем как на Днепре, Дону и Черном море возникнет нечто другое. Тогда, быть может, малорусская Украина возвратится к братству с Польшей против России. А если бы это и не сбылось, и в таком случае в тысячу раз лучше Малороссия самостоятельная, нежели Малороссия российская. Если Грицъ не может быть моим, и в таком случае пусть будет ни моим, ни твоим. Из этого проистекает для поляков указание: не только не препятствовать национальному развитию самостоятельной Украины, но, наоборот, всячески поддерживать украинский сепаратизм и укреплять среди малорусов церковную унию с Римом.
Stanislaw Tarnowski, hrabia, "Ksiadz Waleryan Kalinka", W Krakowie, 1887, стр. 167-170
Вот и получается, что Калинка высказал идею, которую начали претворять в жизнь поляки в Австро-Венгрии в конце 19-го века. И именно по начертанному поляками пути идут все украинствующие, может быть, даже не подозревая, что их идеология никак не является народной, а есть привитая извне врагами народа малороссийского.
И сейчас мы пожинаем плоды некогда посеянной Калинкой и Ко украинской идеи...
Комментариев нет:
Отправить комментарий