О том, чем действительно будет являться проект F-35 для США, в Lockheed Martin умолчали. Умолчали о том, сколько времени потратят на разработку, умолчали и о том, в какую "копеечку" влетит новый проект налогоплательщикам. Однако до сих пор Lockheed Martin и "крышующие" компанию военные чины молчат о самом главном — "самолёт будущего" и "перспективное оружие" не сможет эффективно воевать против обученного и хорошо оснащенного противника.
Тревожные звоночки.
Первые упоминания о неспособности F-35 вести эффективный бой в условиях плотной ПВО и активной радиоэлектронной борьбы относятся к 2006 году, когда компания Lockheed Martin начала мелкосерийное производство. Уже тогда американский авиационный эксперт Фил Мюррей (англ. Phil Murrey) и член сенатской комиссии по вооружениям поставил под вопрос лётные и боевые характеристики "перспективного" самолёта. В открытом письме компании Lockheed Martin Мюррей попросил указать, против каких именно систем новый самолёт окажется эффективен. Ответа американский авиационный эксперт не получил до сих пор. В Lockheed Martin такую нестыковку на сенатских слушаниях объяснили просто: на самолёт устанавливается перспективное и сверхсекретное оборудование, поэтому оглашение результатов работы может поставить под вопрос успех всей программы. Иными словами, фраза "отвалите, это секретно" всё еще с успехом работает.
Публичные проблемы.
Однако, настоящие проблемы у всей программы F-35 начинаются лишь в 2009-м, когда ВВС США начинает летные испытания и пробует применять управляемое и неуправляемое вооружение. Из данных, рассекреченных с помощью портала WikiLeaks, становится ясно, что F-35 унаследовал почти весь спектр проблем от своего старшего "собрата" — самолёта всё той же Lockheed Martin F-22 Raptor. Эксперт в области авионики, доцент кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ — КАИ им. Туполева Илья Матвеев в интервью порталу Рolitrussia отмечает : "У "Локхидов" с самого начала возникали проблемы. Сначала отказывалась дружить СУВ (система управления вооружением) и само вооружение. Возникали до того нелепые ошибки, что "отстреливались" авиабомбы не те, что нужны были. Условно говоря — хочешь сбросить номер один, сбрасываешь номер три. И эту проблему решили только-только, буквально год назад. Чуть позже после исследований выяснилось, что F-35 засекается почти всеми системами ПВО позднего советского периода и абсолютно всеми российскими системами ПВО — включая С-300/400 и не говоря уже о экспериментальной С-500, которая в данный момент проходит испытания. Сами американцы позиционируют этот самолёт как малозаметный, но мое мнение таково, что малозаметный он только внутри самих США", — заявил эксперт.
Доработают или в утиль?
Скандалы с F-35, похоже, и дальше будут продолжаться. Истребитель, стоимость программы разработки которого, по мнению экспертов, перевалит за отметку в $100 млрд, пока с треском проваливается почти на всех серьёзных испытаниях. Паники в ряды американских авиастроителей добавила недавняя статья "The National Interest" под названием "Пять способов заменить F-35". Похоже, дела с разработкой F-35 действительно забуксовали, а то и хуже — приостановились до лучших времен.
А если не полетит?
Вместе со своим "новшеством", самолётом F-35, в Lockheed Martin рискуют снова наступить на те же грабли. Одной из самых важных составляющих, позволяющих самолёту считаться полноценной боевой единицей, является мощный вычислительный комплекс на основе серьёзной компьютерной аппаратуры. Если в случае с F-22 была проделана действительно титаническая работа по созданию новой аппаратной части, то в случае с F-35 инженеры Lockheed Matin решив, что "и так сойдёт", просто позаимствовали аппаратную часть у F-22. Несмотря на новейшие и полностью американские комплектующие, "глюки" у самолёта — явление постоянное и системное.
Однако основная масса проблем с F-35 после начала испытаний связана всё же с тем, что для маневренного и скоротечного боя самолёт оказывается не предназначен — российские эксперты, просчитавшие и смоделировавшие несколько воздушных боёв F-35 с российскими Су-30 и Су-35, пришли к выводу, что "сидячий утёнок" от Lockheed Martin вчистую проиграет российским самолётам.
Достоинства лётных характеристик F-35, которые достигаются новой конструкцией планера и новыми (по словам представителей Lockheed Martin) двигателями, с легкостью сводятся на нет современными системами ПВО.
Авиационный эксперт Виктор Чернопятов в интервью Politrussia иронично замечает : "Ну, понятное дело, что американцы не станут афишировать проблемы со своим самолётом. Железо это ведь не электроника. Это не программа, которую можно переписать или перенастроить".
Пишите письма.
Будущее у самолёта F-35, как ни странно, скорее всего, будет только внутри самих США. Недавние скандалы, отгремевшие у "союзников" по НАТО, говорят о том, что даже в таких преданных демократии странах, как Канада или Австралия, похоже, нет дураков, желающих тратить безумные деньги на неэффективное оружие. Канадские военные в этом плане пошли чуть дальше — посчитав стоимость уже вложенных денег, стоимость эксплуатации, вооружения, обслуживания, бухгалтеры минобороны Канады пришли к выводу, что закупить самолёты для страны будет стоить $25.млрд. долларов. Попавшие в СМИ документы чётко дают понять, что канадцы в случае, если Lockheed Martin не придумает способ снизить расходы на программу F-35, расторгнут контракт с Lockheed Martin в пользу модернизации уже стоящих на вооружении самолётов F-18.
В общем и целом, резюме у F-35 получается незавидное — толком не производится, толком не летает, не стреляет, да и стоит как четыре, или даже пять аналогичных самолётов. Lockheed Martin, так умело маскирующая банальные грабежи под инновационные проекты, не устаёт обещать, что все детские болезни будут устранены. Однако время идёт, а карьера F-35, так и не начавшись, уже подходит к своему печальному финалу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий