"Почему этого медведя (Россию) должны дразнить именно мы, чтобы он рычал на нас и кусался? Ведь с таким предложением мог выступить Барак Обама или канцлер Ангела Меркель… Не стоит быть такими выскочками, как норовистый конь в упряжке. Впрочем, пожалуй, наша позиция оказалась более мягкой по сравнению с тем, что обещали СМИ", — сказал он в интервью изданию Wirtualna Polska.
"Экс-госсекретарь США Генри Киссинджер прав, говоря, что Запад чрезмерно демонизирует Путина. Размер и вес этого хищного зверя принимать во внимание нужно, но как-то с ним договариваться — тоже", — добавил Чосек.

По поводу того, что на Украине продолжают гибнуть люди, польский политик заметил: "Россия наделала много вреда, поэтому приличия требуют, чтобы она понесла ответственность. Есть за что. Однако в долгосрочной перспективе третирование России бессмысленно. Она только еще больше замкнется в себе".
"Мне представляется, что со временем Европа могла бы обратиться к Путину с предложением помощи, чем-то вроде нового плана Маршалла, чтобы он мог реформировать государство от самых основ: создать демократию и сильный средний класс. Достаточно предназначить на эту цель часть того, что мы выделили на спасение банковского сектора.
Пока мы думаем: пусть мучаются сами. Но России самой из проблем не выбраться. Эффекты дадут о себе знать через полтора десятка лет. К сожалению, из-за цикличности выборов и демократии, опирающейся на определенные сроки полномочий, сейчас в Европе нет таких государственных мужей, которые бы думали о том, что будет через 20, 50 лет", — полагает он.
Но у Европы на совести тоже кое-что есть. В свое время россияне хотели договориться с Западом. Они отказались от империи с заграничными территориями, вывели войска, заключили ряд соглашений, которые цивилизовали вопросы ядерного оружия, думая, что если они перестанут быть страшными и агрессивными, то западный мир включит их в свою сферу развития.
При Горбачеве и Ельцине говорилось об общем пространстве от Владивостока до Лиссабона. Однако Запад не был в ментальном, организационном и материальном плане готов к распаду Советского Союза. Единственное, что было придумано — постепенно расширение ЕС. Идей для России, партнерства не появилось. Никто не подумал, что Россию следует перестроить, начиная с основ, поскольку она стоит на плохом фундаменте", — отметил Чосек.
По его мнению, Россия очень хочет быть в Европе, поскольку "она испытывает обоснованное чувство величия, связанное с огромным вкладом в европейскую культуру. Однако проклятием России стала "несовместимость" ее цивилизации с европейской. Это связано с иным фундаментом, на котором она стоит: Запад развивался в опоре на всеобщую производительную активность граждан".
"В США 99%, а в Европе 96% продукции производится в секторе малого предпринимательства. В России — в пять раз меньше. 100 миллионов человек кормится там от государства. Развитие среднего класса происходит благодаря национальному творческому порыву в условиях правового государства, и это класс выступает фундаментом западных ценностей и демократии", — заявил дипломат.
"В России мало среднего класса, но он уже устроил шум. Если бы у Путина была идея, как удовлетворить желания собственного общества, он бы разрешил демократию. Но Россия не знает, что ей с самой собой делать", — сказал Чосек, добавив, что Михаил Ходорковский — "герой не моего романа. И не потому, что он крал, а потому что он был главой большого концерна — то есть структуры, которая ведет Россию к краху. Это олигарх, хотя он и современен на вид".
"Человеку, который провел 10 лет в колонии можно доверять, но оппозицию он не сплотит. У ее лидеров слишком разные амбиции, а у Кремля есть отличные специалисты по раздорам, которые будут подливать яда туда, куда понадобится", — заметил Чосек.
"Я не верю в восстание, как и в то, что октябрьскую революцию устроил русский народ… Россияне пережили много кризисов. В начале 90-х, когда пенсии и зарплаты не выплачивались по полгода, была настоящая нищета и голод. Тогда у Запада был один рецепт трансформации: неолиберализм и Джеффри Сакс. На польский организм это лекарство, которое дал нам Лешек Бальцерович, подействовало оздоравливающе. Для России — оказалось убийственным.
Основательные изменения могли бы провести олигархи, но они этого не сделают, так как демократия и гражданская активность разрушит их состояния. Поэтому они будут, скорее, укреплять путинскую власть. Впрочем, свержения Путина не допустит Запад: в интересах собственной безопасности. Хаос, который бы в таком случае начался, было бы невозможно укротить. Не я один боюсь, что может придти что-то похуже Путина.
То, что мы имеем дело с авторитарным правлением видно невооруженным глазом. Впрочем, так было при царях, потом при коммунистах. В России власть всегда происходила от бога. Путин принимает важнейшие решения, задает направление, но за ним, конечно, стоит целая группа людей, поскольку он один физически не мог бы управлять такой огромной страной", — считает польский политик.
При этом Чосек призывает не сравнивать Путина с Гитлером: "такие сравнения неправомерны, хотя бы потому, что в мире есть ядерное оружие. Безопасность имеет иную архитектуру. Царит равновесие страха. Путин знает, что если он перейдет границу, он будет уничтожен, и наоборот".
"Путин должен быть безумцем, чтобы хотеть уничтожить мир и совершить самоубийство… Если он безумец, нужно его бомбить, как Исламское государство. Но мне не хочется в это верить. Если дойдет до Третьей мировой войны нас ждет гекатомба в квадрате, а тогда, как говорил Альберт Эйнштейн, в следующей войне мы будем воевать камнями и дубинками.
В качестве посла я был однажды в кабинете министра обороны России и видел там знаменитую красную кнопку. Пароль, который вводится в компьютер, должны набрать одновременно три человека. Так что даже если Путин сойдет с ума, принимать решение о судьбе мира будет не он один", — заявил Чосек.
По его мнению, политика Путина предсказуема. "Принято считать, что он руководствуется этим мотивом. Однако эти слова выражали не волю Путина, а убеждения миллионов россиян, которые вешают медали прошлого на все более обносившиеся мундиры. Он говорил это своему электорату. Но воплотить такой сценарий в жизнь он не может", — отметил Чосек.
"Путин пытался создать нечто вроде анти-ЕС, чтобы вести переговоры с Европой как равный с равным. Украина должна была стать важным кирпичиком в этой конструкции, но когда его решили внезапно из нее убрать, он рассвирепел. Если бы Путин на самом деле хотел занять Украину, он бы сделал это за неделю.
Россияне чувствовали себя лишенными достоинства. Запад перестал их бояться, а вместе со страхом исчезло и уважение. Путин вернул утраченную гордость. Это был ответ на реальные хвори русской души", — добавил он.
"Путин использовал царящий на Украине разлад и реальные антикиевские настроения. Он просчитался, видимо, думая, что все пройдет, как с Крымом. Он отправил туда "зеленых человечков", так как не хотел допустить, чтобы Киев оказался в объятиях Запада. Но он стремится не захватить Украину, а хочет, чтобы там продолжалось бурление, а вся страна была дестабилизирована и не вошла ни в ЕС, ни в НАТО.
Он будет продолжать провоцировать. У него в запасе чертова уйма способов, чтобы давать миру о себе знать, пока вопрос места России на континенте останется нерешенным. Когда его перестали пускать к столу переговоров "Большой восьмерки", он еще больше разозлился. Армения, Азербайджан, Грузия, Осетия и Абхазия, весь Кавказ, Молдавия, Приднестровье.
Сталин специально провел границы между советскими республиками, чтобы везде было русское меньшинство: в качестве метода управления обширной империей. Когда заключались Беловежские соглашения, не было ни времени, ни условий, чтобы менять форму границ. Тогда существовала, например, формальная возможность, чтобы Ельцин забрал Крым, но лидерам пришлось принять все, как есть. Сейчас это дает о себе знать", — сказал Чосек.
"Бурлящая Украина, превратившаяся в полигон столкновения двух геополитических систем, очень для нас опасна. Национализмы проснулись и теперь бесчинствуют. К сожалению, об этом мало говорится, так как это не политкорректно. Меня ужаснуло то, что происходило на Майдане.
Чем был Майдан? Кто его выбирал? Кто дал ему право выступать от имени всего народа? На Майдане демократию попрали. Я понимаю, что у революции свои права, но тогда следует называть вещи своими именами. Революция не может быть постоянной формой правления.
Порошенко производит хорошее впечатление, но он все равно олигарх, хотя, возможно, благородный. Олигархи возглавляют также области Украины. Им нужно "деолигархизироваться" и построить гражданское государство. Я испытываю уважение к Путину за то, что он приструнил олигархов в России", — заметил Чосек.
Как полагает польский экс-посол Польши в СССР и России, "Украине предстоит тернистый путь, полный лишений. Многие украинцы не сознают, каким долгим и болезненным будет этот процесс. Чтобы получить магазины, полные товаров, прекрасную Европу, придется потрудиться: модернизировать государство, сделать экономику эффективной.
"Украина может стать независимой от российского газа, но ей придется перестроить всю свою промышленность и структуру энергопотребления. Искоренение коррупции похоже на слив масла из двигателя: это смазка, которая делает этот механизм исправным.
Проблемы только начинаются. Справятся ли они сами? Не устанет ли Запад от ее проблем? Смогут ли украинцы рассчитывать на нашу щедрость? Это вопросы, которые пока остаются без ответа. Я искренне сочувствую украинцам, на плечах которых сражаются две системы", — подытожил он.