Гордон: У страны, которая искренне выходит на Майдан, а после продает голоса на выборах, нет будущего
В Киеве в 220-м одномандатном округе победил мультимиллионер Вячеслав Константиновский. Его основной соперник журналист и телеведущий Дмитрий Гордон рассказал о причинах своего поражения и о том, что такое выборы по-украински изнутри.
Дмитрий Гордон: В Верховной Раде мне не нужны были деньги или депутатская неприкосновенность, хотелось сделать что-то хорошее для страны. Теперь это будут делать другие
Фото: Gordonua.com
Фото: Gordonua.com
- Наталия ДВАЛИ
Редактор
По состоянию на вечер 28 октября Центральная избирательная комиссия Украины обработала свыше 95,62% процентов протоколов. В парламент, как и предполагалось, проходят шесть основных партий. Но если с голосованием по партийным спискам было все более-менее известно заранее, то на выборах кандидатов-мажоритарщиков интрига сохранялась до последнего. Соцопросы и эксит-поллы показывали одних лидеров гонки, в итоге к финишу подошли совсем другие.
В Киеве в 220-м округе (Подольский район) среди кандидатов-мажоритарщиков было три основных соперника: журналист и телеведущий Дмитрий Гордон (самовыдвиженец), мультимиллионер Вячеслав Константиновский ("Народный фронт") и бизнесмен Иван Фищенко ("Блок Петра Порошенко"). Победил Константиновский. Редакция нашего интернет-издания решила расспросить у Гордона о причинах его поражения и о ходе выборов в целом.
Я боролся не с конкретным соперником-мажоритарщиком, а с партиями: "Народный фронт", "Блок Петра Порошенко", "Батьківщина", Радикальной партией Олега Ляшко.
– Почему вы проиграли?
– Причин несколько, но я не хотел бы уподобляться тем, кто в своем поражении винит окружающих. Надо начинать с себя и уметь достойно проигрывать. Главное – помнить: жизнь не состоит только из побед или только из поражений.
– Различные соцопросы показывали: вы были лидером гонки. Что же в итоге произошло?
– Я баллотировался в одномандатном округе как самовыдвиженец. За мной не стояли ни партии, ни олигархи, ни спонсоры. Сейчас понимаю, что боролся не с конкретным соперником-мажоритарщиком, а с партиями: "Народный фронт", "Блок Петра Порошенко", "Батьківщина", Радикальной партией Олега Ляшко.
За несколько месяцев до выборов в Верховную Раду я баллотировался в Киевсовет. И выиграл, хотя моим соперником был кандидат от коалиции Петра Порошенко и Виталия Кличко. Это был единственный случай в Киеве, когда человек без партийной принадлежности включился в гонку за две недели до выборов и выиграл и у власти, и у оппозиции.
Как депутат Киевсовета за четыре месяца я сделал очень много: начиная от возвращения киевлянам Гостиного двора, заканчивая асфальтированием улицы Межигорской и тротуаров на ней (до этого асфальт не обновляли там 45 лет) и обустройством дворов и подъездов.
На парламентских выборах по всем социологическим опросам я опережал своего основного конкурента Вячеслава Константиновского на 8%. Непосредственно ко дню выборов 26 октября я подошел с абсолютной уверенностью, что выиграю. Эксит-поллы на участках показывали, что я опережаю Константиновского на 1-3%. Но этим выборам предшествовала супергрязная предвыборная кампания. Такой нечистоплотности в мажоритарных округах Украины еще не было.
– Что конкретно вы имеете в виду под "супергрязной кампанией"?
– Дикий вброс даже не компромата, а абсолютной чернухи, а также многочисленные случаи фальсификаций и подкупа избирателей.
Например, в почтовые ящики всех жителей Подольского района подбросили газету "Люстратор", в которой утверждалось, будто в детстве, когда я жил в коммунальной квартире, меня так испугали крысы, что это отразилось на моей карме. Анонимный автор статьи уверял, что именно после интервью со мной умерли выдающиеся актеры Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, карикатурист Борис Ефимов. Вообще-то, когда я брал интервью у Бориса Ефимовича, ему было 107 лет. Известный украинский художник Александр Ройтбурд после подобного "компромата" написал мне в Facebook: "Особенно жаль безвременно ушедшего Бориса Ефимова – если б не вы, он мог бы еще жить и жить". Другие в шутку говорили: "Дмитрий, если у вас такая "карма", возьмите интервью у Путина".
Скриншот газеты "Люстратор", в которой анонимный автор опубликовал "компромат" на Дмитрия Гордона. Газету подбросили в почтовые ящики всех жителей Подольского района
Кроме того, среди избирателей распространялись листовки, в которых заявлялось, что несмотря на участие в двух Майданах, я состою в Партии регионов. В подтверждение публиковали фотографию со съемок фильма Ильи Хржановского "Дау" о лауреате Нобелевской премии Льве Ландау. Хржановский известен тем, что приглашает в свои фильмы непрофессиональных актеров. На фотографии со съемок Нестор Шуфрич, который тоже играл в картине, привинчивает мне советский орден из своей коллекции. Снимок подписали: "Шуфрич вручает Гордону орден от Виктора Медведчука".
Нестор Шуфрич и Дмитрий Гордон на съемочной площадке фильма "Дау". Этот снимок использовали как "компромат" на Гордона. Авторы черного пиара утверждали, что "Шуфрич вручает Гордону орден от Виктора Медведчука"
Когда соцопросы показали, что Константиновский мне проигрывает, началась массовая скупка голосов
– Какой-то странный "компромат" на вас собрали…
– За три дня до выборов в почтовые ящики подолян подбросили листовку с заголовком "Один фронт, два брата". В ней утверждалось, что Дмитрий Гордон – это литературный псевдоним, на самом деле я Александр Константиновский – сводный брат Вячеслава Константиновского. Якобы я дал Вячеславу стартовый капитал на первый ресторан, сейчас мы вместе баллотируемся, но я решил снять свою кандидатуру в пользу любимого брата Вячеслава.
– Не верю, что адекватные люди могли поверить в такой "компромат", больше похожий на сценарий индийского фильма.
– Я тоже не ожидал, что подобную ерунду можно воспринимать всерьез. Но ошибся: на встречах с избирателями многие из них – культурные, интеллигентные и образованные люди – меня спрашивали: "Дмитрий, зачем же вы снимаетесь с выборов, даже ради брата?" Невероятно, но многие действительно поддались чернушным технологиям.
– Почему вы не вели контрпропаганду?
– Абсолютно убежден, что участвовать в подобной мышиной возне недостойно, так же, как и скупать голоса. Это неправильно, я к такому не готов.
"За три дня до выборов в почтовые ящики подолян подбросили листовку с заголовком "Один фронт, два брата". В ней утверждалось, что Дмитрий Гордон – это литературный псевдоним, на самом деле я Александр Константиновский – сводный брат Вячеслава Константиновского"
– Вы упомянули о случаях фальсификаций и подкупа избирателей. Можете привести конкретные примеры?
– Сразу оговорюсь: у меня нет претензий ни к участковым, ни к окружным избирательным комиссиям, ни к тем, кто подсчитывал голоса, – они честно и профессионально выполнили свою работу. Но когда соцопросы показали, что Константиновский мне проигрывает, началась массовая скупка голосов. Причем, как мне стало известно, платили по 500 гривен за каждый купленный голос. Под видом благотворительных пожертвований от кандидата просили дать свои паспортные данные, а после контролировали, чтобы избиратели "правильно" проголосовали.
Еще одна схема. Наиболее малообеспеченным избирателям и жителям общежитий говорили: чтобы в Верховную Раду не прошли сепаратисты и нечестные люди, нужно следить за чистотой выборов. Вот вам 500 гривен, придите, побудьте немного наблюдателем на участке, и отметьтесь у нашего представителя. Вы же за честные выборы? В итоге люди, естественно, голосовали за представителя "Народного фронта", от имени которого и получили на благое дело немалые деньги.
С самого утра 26 октября на всех участках появились люди, которые называли себя представителями "Народного фронта". При себе они имели удостоверения внештатного корреспондента никому неизвестной газеты "Громадський захист Київщини", зарегистрированной в Броварах. Причем удостоверения были действительны только до 30 октября, то есть выданы специально под выборы. Эти "корреспонденты" переписывали паспортные данные голосовавших, контролируя тем самым, кто из получивших деньги "правильно" проголосовал.
Представители "Народного фронта" и кандидата Константиновского имели удостоверения внештатного корреспондента никому неизвестной газеты "Громадський захист Київщини", зарегистрированной в Броварах
В 9.30 в наш штаб пришел сигнал с одного из участков, расположенном на улице Волошская, 47. Там "работали" два человека с удостоверениями от "Громадського захисту Київщини". Поверьте, беглого взгляда на них было достаточно, чтобы понять: это не журналисты, а форменные "титушки". Одному из них я прямо сказал: "Ты так же похож на журналиста, как я – на свинопаса".
Вячеслав Дяченко, внештатный корреспондент "Громадського захисту Київщини". Написал пояснения милиции в связи с подозрением в организации "каруселей" на одном из участков в 220-м округе
В общем, одного из них задержали до приезда милиции сами граждане, второму удалось скрыться. По приезду милиция взяла пояснения. Задержанный дрожал, как осиновый лист, кому-то звонил, с трудом озвучивал, что именно делает на выборах, в чем заключается его работа, какое вообще он имеет отношение к журналистике. Приехал его старший, назвался Володей, заявил, что является представителем "Народного фронта". Когда задержанный спросил своего старшего: "Что писать в милицейской объяснительной?" – Володя ответил: "Не знаю, мы попали" – и быстро исчез.
Спасать Дяченко приехал некий Володя, который назвался представителем "Народного фронта". Увидев милицию, Володя сказал Дяченко: "Мы попали" – и быстро покинул избирательный участок
Кроме того, были задействованы "карусели". Мы поняли это, когда в день голосования пошли первые эксит-поллы с участков на центральном Подоле. По соцопросам, у меня там было 54% голосов избирателей, но вдруг очень резко ситуация изменилась, я стал отставать чуть ли не в три раза. Это меня насторожило, потому что такого не могло быть в принципе. Собственно, это и были "карусели": человек заходит в кабинку для голосования со спрятанной пустой бумажкой, похожей на бюллетень. В кабинке он кладет в карман настоящий бланк, а вместо него бросает в урну для голосований поддельный. После передает настоящий бюллетень старшему, ему дают деньги. Старший ставит на настоящем бланке галочку напротив нужного кандидата и передает отмеченный бюллетень следующему купленному избирателю. Тот, в свою очередь, бросает в урну отмеченный бюллетень, а взамен выносит чистый. Через подобные "карусели" на каждом участке можно забрать себе от 50 до 100 голосов.
Также на участках было много случаев, когда люди, получившие удостоверения о временном изменении места голосования, вместе с бюллетенями по партийным спискам получали и бюллетени по мажоритарным кандидатам. Это запрещено законом.
Подозреваемые в организации "каруселей" на улице Волошская, 47, приехали на избирательный участок на машине марки Volkswagen Touareg, госномер AA1220KA
Думаю, Константиновского использовали вслепую, на самом деле против меня на выборах работала партия "Народный фронт"
– Мы разговариваем всего несколько минут, а ваш мобильный уже раз 100 звонил. Почему не поднимаете трубку?
– Потому что мне названивает робот. В ночь выборов началась атака на мой мобильный: каждые три секунды мне звонили с неизвестных номеров. Причем, судя по коду, география звонков обширная: от России до Германии, от США до Швейцарии. Атака продолжается вторые сутки подряд. Говорю об этом с уверенностью, поскольку в тот же момент и с тех же самых номеров телефон начал обрываться и у моего доверенного лица, юриста Тараса Безпалого.
Добавлю: сразу после закрытия участков в 20.00 возле нашего штаба появился микроавтобус, напичканный аппаратурой для прослушивания. Как только сидящие в микроавтобусе поняли, что мы их заметили, тут же скрылись.
Также в день выборов, когда я лично побывал на всех участках, чтобы предотвратить фальсификации, за моей машиной постоянно был "хвост".
– Я правильно понимаю: и "компромат", и фальсификации, и слежка – дело рук вашего основного конкурента на выборах?
– У меня нет по отношению к Константиновскому антагонизма. Я позвонил ему и поздравил с победой. Это правильно и по-мужски.
– Что именно вы сказали Вячеславу Леонидовичу?
– "Слава, у меня нет к тебе претензий". Он поклялся, что не имеет никакого отношения к чернухе в мой адрес. Готов поверить, но, думаю, Константиновского использовали вслепую. На самом деле против меня на выборах работала партия "Народный фронт", которая постаралась максимально меня очернить.
– Почему партия Арсения Яценюка так на вас ополчилась?
– Потому что для нее крайне важен каждый депутат в Раде. Мне показалось, что Константиновский в чем-то наивный человек, если не понял этого.
Я физиологически чувствую людей, с которыми комфортно общаться. Вячеслав из их числа, он сам себя сделал. Согласно данным "Форбс", капитал братьев Константиновских составляет 355 миллионов долларов. Дураки таких денег априори не зарабатывают. У них немного заковыристая биография, но меня это не смущает. Вячеслав внятный человек. Мне многие наши общие знакомые говорили, что Константиновский живет правильно, по понятиям.
В общем, вижу три причины своего проигрыша: я в одиночку сражался с партиями, был дикий вброс "компромата" и многочисленные фальсификации и подкуп.
Народ похоронил героев Небесной сотни и воинов АТО, поплакал над ними, а после продал свой голос
– После кровавого Майдана, аннексии Крыма, войны на Донбассе и тысяч жертв очень много людей все равно берут "гречку" и продают свои голоса. Почему?
– Я очень разочаровался в людях. И до этого знал, а теперь окончательно убедился: несмотря на все события последнего года, украинцы по-прежнему легковерны, внушаемы и зомбированы. Их просто убедить предвыборным лозунгом "Продал "Роллс-ройс", пошел на фронт".
Понимаю: предыдущие политические режимы довели украинцев до такого скотского состояния, что они готовы продать свой голос за 500 гривен, а то и меньше. Я не могу их осуждать, но вынужден констатировать: если вы хотите справедливости, но при этом продаете свой голос, грош вам цена. Вспоминаю интервью украинского композитора Владимира Быстрякова газете "Бульвар Гордона", в котором он сказал: "Прежде чем переизбрать политиков, нам нужно переизбрать народ".
Народ похоронил героев Небесной сотни и воинов АТО, поплакал над ними, а после продает свои голоса. Как бы горько это ни звучало, но надо признать: у страны, которая искренне выходит на Майдан, а после продает свои голоса, нет будущего.
– Что вы почувствовали, когда проиграли?
– Облегчение. В течение месяца у меня был очень тяжелый график, каждый день встречался с тысячей – полутора тысячами избирателями. Сейчас появится больше свободного времени, займусь, наконец, своей новой книгой.
Когда-то Леонид Кравчук рассказывал мне, как уверенно пошел на досрочные президентские выборы, потому что у него были высокие рейтинги. А в итоге проиграл Леониду Кучме. Как только стали ясны окончательные результаты, к Леониду Макаровичу пришел врач, чтобы измерить давление. Оно было в норме.
У меня схожая ситуация: давление в норме, не расстроен, хорошо сплю. У меня железный аргумент на все случаи жизни: все, что ни делается, к лучшему. Может, судьба меня бережет, может, мне надо было это пройти.
Если я и жалею о своем проигрыше, то только потому, что расстроились ребята из моего штаба. Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо своей замечательной команде, которая на высочайшем уровне провела мою предвыборную кампанию. У меня была одна из лучших команд, которой по плечу любые задачи. Это высокоинтеллектуальные профессионалы, одержимые идеей. Таких людей нельзя перекупить, они настоящие патриоты Украины.
Подол, вход в редакцию Gordonua.com. "В течение месяца у меня был очень тяжелый график, каждый день встречался с тысячей – полутора тысячами избирателями. Сейчас появится больше свободного времени, займусь, наконец, своей новой книгой"
Попасть в Верховную Раду не было для меня вопросом жизни и смерти. Мне не нужны были деньги или депутатская неприкосновенность. Я самодостаточный человек, в моей жизни все благополучно: любимая работа, семья, друзья, Януковича, слава Богу, в Украине больше нет. Правда, и четверти страны уже нет, а с таким парламентом неясно, чего еще ждать.
Меня часто спрашивали: "Зачем тебе большая политика?", – а я вспомнил свое интервью с выдающимся актером и режиссером Роланом Быковым. Это было в 1989 году, мне было 22 года. Мы с Роланом Антоновичем сидели в его номере в киевской гостинице "Жовтнева". Быков рассказывал мне потрясающую историю из своей жизни. Обычно он работал дома по ночам и вдруг ночью услышал душераздирающий женский крик. Естественно, выскочил на лестничную площадку, ринулся к квартире, откуда этот крик слышался. Оказалось, что муж соседки повесился.
Ролану Антоновичу пришлось самому вынимать покойника из петли, делать искусственное дыхание, вызывать "скорую" и милицию. Он почти всю ночь провел в чужой квартире, где случилось горе, но никто из соседей так и не прибежал на крик. Дом спал, всем было все равно. "Я почувствовал себя последним. Осознал: за мной никого", – рассказывал мне Быков.
После Майдана, после войны я чувствовал то же самое: нормальные люди должны сделать все, чтобы не просто изменить систему, но буквально спасти страну и в том числе и себя. Мы – последние, за нами никого, но идея спасения оказалась для меня пока неосуществимой. Надеюсь, теперь страну будут успешно спасать другие.
Однажды Валерия Лобановского в очередной раз упрекнули за незрелищную игру "Динамо": мол, команда выиграла, но на поле смотрелась неважно. Лобановский молча все выслушал и коротко ответил: "Результат на табло".
На табло сегодня фамилия Константиновского. Он выиграл. Оспаривать этот результат бессмысленно и унизительно. Люди этого захотели – люди это получили. Пусть работает, пытается сделать что-то хорошее для Подольского района. Буду рад, если получится. Я всегда протяну ему руку помощи, если понадобится, так что искренне поздравляю Вячеслава с победой.
Ну и, наконец, главное. Около 20-ти тысяч избирателей отдали за меня голоса и я сделаю все, чтобы их не подвести. Простите, что не оправдал ваших надежд, не стал народным депутатом, но жизнь на этом не заканчивается: завтра все равно будет лучше, чем вчера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий