Прочёл у Келли Макгонигал про интересный психологический эксперимент.
Шимпанзе соревновались с американцами — у кого больше выдержки. Голодным испытуемым предлагали на выбор: съесть два кусочка лакомства прямо сейчас или шесть кусочков лакомства через пару минут.
Шимпанзе, в массе своей, предпочитали немного подождать и получить втрое больше еды. Американцы же, наоборот, не могли сопротивляться соблазну и поедали лакомство немедленно…
Какую из этой истории можно вывести мораль? Не буду рассказывать второй раз о книжке Келли Макгонигал про силу воли. Желающие могут прочесть седьмую главу целиком и выяснить, почему людям бывает иногда так сложно немного потерпеть ради собственного будущего.
Обращу внимание на другое. Существует стереотип относительно внешности американцев — якобы американцы отличаются какой-то особенной толстотой. Этот стереотип служит темой для бесконечных шуток и, если бы меня заботила репутация американцев, я бы сильно огорчался по этому поводу.
Последние несколько лет к русским пытаются приклеить другой стереотип — образ «ватника»:
http://ruxpert.ru/Ватник
Креативные художники изображают «ватников» пьяными, грязными, глупыми и порочными. Их усилия уже увенчались промежуточным успехом: слово «ватник» обогнало по популярности прозвище противной стороны — слово «креакл»:
http://ruxpert.ru/Креативный_класс
Но… является ли слово «ватник» негативным — таким же негативным, как слово «жирный»?
Отнюдь. Наоборот, ватник стойко ассоциируется у нас с героическими периодами истории СССР, с победой над фашистской Германией и с великими советскими стройками. Негативный окрас термину «ватник» создатели карикатур придают исключительно за счёт подрисовывания второстепенных атрибутов типа бутылок водки, разнообразной грязи и тому подобного.
Таким образом, представляется возможным «перетянуть» термин «ватник» на нашу сторону, подобно тому, как нидерландские дворяне приняли в своё время из рук противников название «гёзы» (нищие), которым те хотели их уязвить. Гёзы сделали нищету своим символом: начали одеваться в серую одежду нищенствующих монахов и носить специальный значок с изображением нищенской сумы.
Что конкретно нам нужно сделать, чтобы отобрать слово «ватник» у наших креативных оппонентов?
Для начала, просто нарисовать побольше правильных «ватников» — в том же стиле, в котором рисуют их наши недоброжелатели, но только без негатива: чистыми, трезвыми, умными, без всяких луж и нечистот в пейзаже. Примерно вот так, лучше даже без красного носа:
К счастью, наши идеологические соперники выполнили за нас большую часть работы: термин «ватник» широко разошёлся по интернету и даже начал достаточно активно просачиваться в оффлайн. Кроме того, термин является интуитивно понятным: ватники и вправду плотно ассоциируются с Советским Союзом, при этом, в отличие от, скажем, малиновых пиджаков, ватники ассоциируются с положительными героями прошлых лет.
Думаю, если мы сумеем развернуть термин в нужную сторону, уже к этой зиме ватник может стать самой модной одеждой в России — благо современные ватники ничуть не уступают по красоте и удобству каким-нибудь буржуйским пальто.
Update. Сообщество ВКонтакте: http://vk.com/gordyivatnik
Комментариев нет:
Отправить комментарий