среда, 20 августа 2014 г.

Российскому Майдану 23 года...


Снисходительно и предосудительно взирая на украинскую «майданократию» образца 2014 года, не будем забывать о том, что сами проходили этот урок
Ровно 23 года назад Россия так же, как сейчас Украина, могла скатиться в хаос гражданской войны. Но все ограничилось мирным «стоянием» армии и безоружного народа друг напротив друга на площади перед Белым домом и тремя случайными смертями молодых людей в тоннеле под Новым Арбатом. Снисходительно и предосудительно взирая на украинскую «майданократию» образца 2014 года, не будем забывать о том, что сами проходили этот урок в августе 1991-го, а затем повторяли, закрепляли его в октябре 1993-го. Во второй раз, кстати, все происходило гораздо жестче и кровавей – с сотнями смертей, стрельбой из танков по парламенту, штурмом телецентра в Останкино и снайперами на крышах многоэтажек. Так на Украине майдан-то уже не первый...
В августе 1991-го за выпадающую из рук Горбачева власть схватились по-своему прозападный на тот момент Ельцин и группа заговорщиков, объединившихся в ГКЧП и наивно намеревавшихся реставрировать Советский Союз в его догорбачевском виде. В чем-то напоминает Майдан, не правда ли? Кстати, теперь уже всем понятно, что победа Ельцина в 1991-м была предопределена так же, как и в 2014-м победа Порошенко, потому что только такое развитие событий устраивало мировую закулису. Время Горбачева заканчивалось. Запад семимильными шагами вел СССР к распаду, Горбачев был уже отыгранной фигурой, а Ельцин в этой игре на «великой шахматной доске» являл собой всего лишь пешку. В руках умелого игрока, как известно, достигнув последней горизонтали, она может стать кем угодно, даже королевой.

…19 августа 1991-го. Нам с моей тогда еще невестой по 23 года. Мы по делам приехали в Москву. Вышли из метро на Пушкинской площади. На газетных стендах возле здания «Московских новостей» висели листовки с призывом собираться возле Белого дома. Людская толпа текла по Тверскому бульвару. Присоединились. На пересечении Никитского бульвара с Новым Арбатом (тогда еще проспектом Калинина) увидели первые танки. Двигаясь от метро «Арбатская», они под углом 90 градусов лихо, на одной гусенице поворачивали на проспект. В памяти отпечаталось, как из-под траков фонтанчиками вылетали куски асфальта.

Возле Белого дома военную технику встречало людское море, которое увеличивалось прямо на глазах. Тогда здание не было обнесено забором. Он появился лишь после событий 1993-го. Мы поднялись по ступеням. Возле входа шел нескончаемый митинг. Ораторы сменяли один другого. Сверху хорошо просматривалась вся площадь. Из подручных материалов на подъездах к Белому дому строились баррикады. В ход шли стройматериалы с соседней стройки – что-то там возводили возле дома-книжки нынешней мэрии (тогда это было здание СЭВ). Запомнилось, как люди зачем-то засовывали арматуру… в танковые гусеницы, словно это велосипедные спицы, а они вставляют палки в колеса. Танкисты с улыбкой взирали на происходящее сверху, высовываясь из башен своих боевых машин. Позднее, когда стройматериалы закончились, для баррикад стали использовать троллейбусы.

Толпа росла в размерах, шумела. Находясь внутри этой биомассы, понять, что происходит, к чему все идет, было нереально. Помню, как примерно в 3 часа дня раздались несколько автоматных очередей. Что это было, до сих пор не знаю. В записках других очевидцев и участников событий данного факта не обнаружил. Но ответственно заявляю: я слышал автоматные очереди. Запомнилось это так отчетливо, потому что данное происшествие изменило наши планы. Моя будущая жена тогда очень сильно разволновалась на этот счет. Видя такое дело, я решил, что душевное равновесие любимой девушки для меня важнее, чем даже участие в историческом событии, и предложил ей поехать к друзьям.

Приехали к ребятам, которые втроем снимали квартиру в Беляево. А те как раз собирались на баррикады. О дальнейших событиях мы узнавали уже из теленовостей и из рассказов товарищей. Через несколько дней они, закопченные, заросшие щетиной, но гордые своей причастностью к историческим событиям, вернулись домой и поведали нам, как защищали демократию. На следующий день, кстати, к ним присоединился мой питерский товарищ. Он позвонил мне вечером 19-го и рассказал, что в Питере скучно, никаких войск и баррикад нет, а я ему сообщил о московских событиях. Друг посчитал необходимым примчаться в столицу и встать в ряды защитников Белого дома. А мы вдвоем с будущей женой, как я уже сказал, остались присматривать за квартирой и отвечать на телефонные звонки, координируя деятельность друзей.

Так я «прогулял» демократическую революцию 1991 года. Одно время жалел об этом. Но давно уже отношусь спокойно. Потому что с некоторых пор знаю слова Бисмарка: «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы». Понимали ли рядовые участники событий на киевском Майдане Незалежности свою истинную роль? Вряд ли. Думаю, как и мои друзья, многие из них полагали, что вершили историю. Неужели, правда, за 23 года ничего не изменилось?

Политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
Блоги: 13:27, Вторник 19 Август, 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий