Фото: © РИА Новости. Михаил Климентьев
Непосвящённому человеку ни за что не понять, с чего бы это Государственный департамент США так озабочен курортным сезоном в Крыму. А именно 14 августа, то есть когда Президент Путин побывал с визитом в Тавриде, официальный представитель Госдепа Мэри Харф объявила, что глава Российского государства стал чуть ли не первым и уж точно единственным путешественником на полуострове с марта 2014 г. Далее последовал убедительный рассказ о том, что туристический сезон сорван, экономика региона падает и вообще ничего хорошего ждать не приходится.
Очевидно, г-жа Харф, а в её лице и сам Госдеп хотели сказать что-то другое. Можно было бы предположить, что таким образом США пеняют Крыму за разрыв с Украиной. Но, хотя связь Киева с Вашингтоном теперь ни для кого не секрет, дело, конечно, не в Украине. Скорее всего, г-жа Харф иносказательно выразила следующее: если бы не было «аннексии» Крыма, если бы крымчане остались в составе «сильной и независимой Украины» и отстояли своё право на демократию, которой бы США их с удовольствием научили, то сейчас и сезон бы состоялся, и экономика бы цвела. Ни дать, ни взять – брошенная невеста: «Вот если б ты на мне женился…» От себя же добавим, что много чего ещё интересного ожидало бы Крым, если бы не мартовский референдум. О планах США в отношении Крыма сказано уже немало…
Итальянский политолог Маурицио Блонде утверждает, что задачей своей американцы ставили замену Черноморского флота флотом США. Последние несколько лет американские корабли зачастили в Чёрное море. Формальная причина участившихся визитов – контроль над Ираном. Фактическая – контроль над всеми близлежащими регионами, доступ к месторождениям ископаемых и разного рода транзиту. Другими словами, Крым позволяет контролировать не только Иран, но и Балканы, Малую Азию, Кавказ, Чёрное и Азовское моря, Босфор и Дарданеллы, а также взять под свою опеку транспортные и коммуникационные пути, местную геологоразведку и добычу всего, чем только богат регион. Высказывалось также мнение об американских планах заменить Крымом Афганистан в качестве международного наркоисточника. Ну а если вспомнить ещё одну чудную способность янки – а именно, превращать место пребывания своих военных в зону платной любви – то можно делать самые смелые предположения относительно будущности Крыма.
Причём «партнёры» были настолько уверены в выборе Крымом «демократии», что уже объявили тендер на ремонт и реконструкцию объектов крымской недвижимости. Так, например, севастопольскую школу №5 предполагалось переоборудовать под инженерную базу ВМФ США. А ремонт Республиканской детской больницы Симферополя предполагал, очевидно, размещение там госпиталя. Были и планы установить в севастопольской школе №22 оборудование слежения для прослушивания как военных частот, так и обычных телефонных разговоров.
Щедрая на бублики Виктория Нуланд поведала миру, что на демократизацию Украины США потратили пять миллиардов долларов. А вот бывший сотрудник АНБ Скотт Рикард уверяет, что ставки значительно выше. Ведь вкладываться в демократию предпочитают не только государственные институты, но и частные лица, поскольку затраты обычно окупаются, как только к власти в демократизируемых странах приходят свои люди.
Тот же Скотт Рикард предрекает Украине нигерийское будущее. В том смысле, что богатая ископаемыми Нигерия – одна из беднейших по уровню жизни африканских стран. Характерным для этой страны является и власть олигархов, и внешнее управление, и постоянный внутриполитический хаос, и слабая экономика. Само собой, что такое будущее ожидало бы всю Украину, включая Новороссию и Крым. А учитывая американские виды на полуостров, можно только лишний раз порадоваться и, выдохнув, сказать: «Пронесло…»
Не прошло и полугода, как Крым вернулся в Россию. За это время Президент дважды побывал на полуострове – в мае на праздновании Дня Победы и в августе. От последнего визита российские СМИ ждали каких-то чудес и чуть ли не волшебных превращений. Но чудес и превращений не случилось, что, вероятно, вызвало некоторое разочарование. Во всяком случае, это объясняет довольно вялую реакцию СМИ как на ялтинское выступление Путина, так и на всю поездку в целом. Поездка, действительно, оказалась сугубо рабочей: Президент провёл заседание Совета Безопасности в штабе Черноморского флота в Севастополе,встречу с депутатами ГД, а также с деятелями культуры. Место для проведения последних встреч было выбрано неслучайное: Ялта ассоциируется с небезызвестным событием, заложившим основы нового мирового устройства. Но тот мир перестал существовать с падением СССР. И почти четверть века человечество существовало по принципу, озвученному Дж. Бушем-мл. в Вильнюсе в 2002 г.: «Больше не будет ни Мюнхена, ни Ялты». А другими словами: «Отныне Вашингтон помогает устанавливать демократию».
Но вот наступила весна-2014. И если пока рано говорить, что «не будет больше Вашингтона», то, во всяком случае, принципы мироустройства в очередной раз меняются на наших глазах. Не потому ли Президент России провёл рабочую встречу в Ялте, чтобы продемонстрировать всему миру, что Ялта никуда не делась?
«Будет вам и белка, будет и свисток…» Мюнхен уже был – все помнят мюнхенскую речь Путина, произнесённую в 2007 г. Именно там он заявил, что«для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна», что «мы подошли к тому рубежному моменту, когда должны серьезно задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности».
Если, по мнению Путина, в 2007 г. мир ещё только подошёл «к рубежному моменту», то после воссоединения Крыма с Россией, этот рубеж, судя по всему, был пройден. И вот символическая встреча в Ялте. Значит, принцип «Больше не будет ни Мюнхена, ни Ялты» не действителен более?.. Думается, ответ узнаем вскоре.
Нельзя назвать путинскую речь в Ялте судьбоносной. Президент говорил о развитии Крыма, о том, что уже сделано для новых субъектов Российской Федерации и что ещё предстоит сделать. А работа впереди огромная. Путин особо отметил миролюбие России и не раз подчеркнул, что «мы должны консолидироваться и мобилизоваться. Но не для войн или каких-то конфликтов, не для противостояния с кем бы то ни было, а для упорного труда во имя России и для России». «Очень важно укреплять сплочённость российского общества», – сказал Президент. И в этом вопросе, по его мнению, Крым может сыграть«уникальную, объединяющую роль для России», поскольку «Крымская земля помнит и наши триумфы, и наши победы».
По сравнению с мюнхенской речью, в Ялте не прозвучало ни резких осуждений, ни громких заявлений: надёжность энергосистемы полуострова, развитие социальной сферы и инфраструктуры. Кстати, строительство моста через Керченский пролив планируется начать на следующей неделе, а завершить к концу 2018 г. Словом, Президент говорил главным образом о мирных планах.
Крым-2014 и в самом деле подарил России надежду. И хорошо, если бы эта надежда оправдалась, а появившиеся сегодня возможности не были бы упущены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий