среда, 24 декабря 2014 г.

Twitter и Facebook объявили войну российскому законодательству...

Twitter и Facebook объявили войну российскому законодательству...


Twitter и Facebook объявили войну российскому законодательству
Западный бизнес стремительно политизируется. Преимущественно не по собственной воле, конечно. Множество западных компаний были вынуждено зачислены в солдаты политических войн в результате введенных против России санкций. Машиностроительные компании, технологический сектор, финансовая сфера, сельхозпроизводители, - всех их насильно призвали на этот фронт. А на днях, похоже, в их ряды «забрили» и пару социальных сетей.
22 декабря телеканал «Дождь», ссылаясь на собственные источники в компаниях Фейсбук и Твиттер, сообщил, что вышеупомянутые социальные сети не станут блокировать страницы, афиширующие акцию сторонников Алексея Навального.
Вспомним для начала хронологию событий. 15 декабря прошло очередное судебное заседание по делу «Ив Роше». Вскоре один из сторонников обвиняемого по этому делу Алексея Навального Леонид Волков создал в социальной сети Фейсбук анонс мероприятия. Он призывал «неравнодушных к судьбе оппозиционера» выйти в день оглашения приговора на уличные акции в его поддержку. 20 декабря по предписанию Роскомнадзора в соответствии с требованием Генпрокуратуры РФ Фейсбук страницу с мероприятием заблокировал. Так что же произошло в головном офисе социальной сети, если вдруг, спустя два дня, ее владельцы решили плюнуть на российское законодательство, которое поначалу взялись, было, уважать?
А произошло следующее. Удовлетворение требований Роскомнадзора Фейсбуком вызвало бурю критики на Западе. Могучие издания вроде Нью Йорк Таймс или Вашингтон Пост разродились очередными статьями на тему, как в России душат свободу слова, припоминая участие в этом «беспределе кровавой гэбни» злополучного Фейсбука. Мол, не встала социальная сеть на защиту демократии, повелась на всякие там требования жалких российских правоохранительных органов.
Раскритиковал Фейсбук и бывший посол США в России Майкл Макфол. «Все мы делаем ошибки. Фейсбук должен исправить свои в России как можно скорее. Текущие действия — чудовщиный прецедент и плохо для бизнеса», - предупредил он владельцев социальной сети в Твиттере.
Зато российские политики законопослушность Фейсбука оценили положительно. «Хотел бы поддержать Фейсбук, который исполняет российские законы и предписания Роскомнадзора, - заявил депутат Госдумы Михаил Дегтярев, осудив при этом Макфола: Стоило только Роскомнадзору с Генпрокуратурой закрыть страницу Навального, осужденного судом за махинации с кировским лесом, как тут же прозвучал окрик из-за океана».
Однако похвала от местных парламентариев, похоже, ценится владельцами американской соцсети меньше, чем указы из Вашингтона, и Фейсбук указал на своего истинного хозяина, прильнув к его ноге, как побитая собака. А заодно напомнил нам о настоящих покровителях российской оппозиции, столь заботливо ее опекающих.
И ведь как западная пресса и вторящие ей рупоры Вашингтона на территории РФ подали тему! Американские СМИ вовсе не пишут, что акция направлена на поддержку обвиняемого в мошенничестве, на котором уже «висит» одна «условка». Нет, в их статьях Навального именуют ни много ни мало - главным оппонентом Путина. При этом требование Генпрокуратуры и Роскомнадзора называются в этих материалах незаконными. Мол, несогласованной акцию назвать нельзя – время ее согласовывать еще не пришло, да и акцией она не является – не будет трибун, матюгальников и организаторов.
Если над утверждением, что Навальный потянет на оппонента Владимиру Путину, можно просто посмеяться, то, рассказывая о незаконных требованиях, либеральные журналисты откровенно передергивают факты. В нашем журнале уже вышла статья, подробно разбирающая правовой аспект предстоящей акции. В рассматриваемом сейчас контексте главный смысл заключается в том, что агитация незаконна на любые несогласованные мероприятия, в том числе и на те, срок подачи заявок по которым еще не наступил.
При этом бдительный контроль за размещением в соцсетях призывов на несанкиционированные акции – дело не просто важное, но необходимое. Всевозможные социальные сети являются действенным мобилизационным ресурсом, и последствия легкомысленного отношения к его возможностям мы видели на примере «Арабской весны».
К слову, это прекрасно понимают в той же Америке, из которой сегодня ругают нас за блокировку страниц об акциях в поддержку Навального. Вот уж где за интернетом следить умеют, так это в США. Сайты с нежелательным контентом там точно также блокируются на уровне провайдеров. Но их не просто становится нельзя посмотреть. Власти регулярно запрашивают IP-адреса тех, кто интересовался запретной страницей.
Согласно отчетам Google Transparency Report, США является мировым лидером по количеству запросов на удаление информации из поисковой выдачи Google. Также Штаты лидируют по числу заявок на получение данных о пользователях. Лишь за первую половину 2014 года США потребовали раскрыть информацию о 21576 пользователях. 84% запросов были удовлетворены. Для сравнения в Германии эти цифры составляют 4272 аккаунта и 48%, а в России – 93 человека и 10%.
Ну и о «Патриотическом акте» забывать не стоит. Если блокируют пока не все страницы, то уж следят-то в Америке за всеми пользователями сети поголовно. Опять, получается, двойные стандарты? Как в США – так свобода слова и никакого контроля, а как в России, да Навальных блокируют, так деспотичный тоталитарный режим?
На самом же деле впадать в крайности не следует. Свобода слова у нас в стране есть. По крайней мере, в отличие от тех же Штатов, критику политики властей в «интернетах не трем». Но тем не менее в России действуют определенные законы, в соответствии с которыми некоторый контент попадает под запрет, и, следовательно, нужно как-то ограничивать к нему доступ в глобальной сети. Это стоит понимать как отечественным компаниям, так и иностранным из числа тех, кто хочет зарабатывать на российском рынке.
Но, как показывает практика, далеко не всегда зарубежные бизнес-структуры являются сами себе хозяевами. «Иностранные компании ведут согласованные действия по лоббированию своих интересов. Они исходят из того, что ЖЖ, якобы, живет по американскому законодательству, Твиттер и Фейсбук тоже», - справедливо возмущается замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.
А потому необходимо, чтобы информация, которую используют западные компании, работающие в России, находилась на российских серверах. И уж тогда-то наше законодательство начнут ценить. Аргументы из разряда «хочешь зарабатывать в России – уважай наши законы», как правило, чрезвычайно убедительны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий