Латвия: долгая дорога к евро...
Фото:
AFP / Scanpix
Премьер-министр Латвии Валдис
Домбровскис и министр финансов Адрис
Вилькс на пресс-конференции, посвященной
вопросу присоединения к еврозоне
AFP / Scanpix
Премьер-министр Латвии Валдис
Домбровскис и министр финансов Адрис
Вилькс на пресс-конференции, посвященной
вопросу присоединения к еврозоне
Долговой кризис в ЕС обнажил слабые стороны еврозоны, поставив вопрос об экономической состоятельности монетарной политики, проводимой в последние годы европейскими лидерами. Замедление темпов экономического роста, необходимость соблюдения жесткой бюджетной дисциплины, рост безработицы и, как следствие, социальной напряженности – вот актуальные экономические тенденции в Европе. Тем не менее единая европейская валюта по-прежнему привлекательна для стран, еще не вступивших в еврозону. С 1 января 2014 года на евро переходит Латвия. Однако готова ли страна экономически и политически к новым условиям?
Негативные последствия долгового кризиса в еврозоне не повлияли на популярность единой европейской валюты в тех странах, для чьих политических элит переход на высшую ступень евроинтеграции остается ключевым пунктом повестки дня. Речь идет, прежде всего, о странах Балтии. Переход под защиту экономически более состоятельных Германии и Франции означает для прибалтийских политиков возможность делегировать антикризисные усилия «наверх» и тем самым снять с себя ответственность за возможные последствия очередного пакета крайне непопулярных стабилизационных мер.
Переход под защиту экономически более состоятельных Германии и Франции означает для прибалтийских политиков возможность делегировать антикризисные усилия «наверх» и тем самым снять с себя ответственность за возможные последствия очередного пакета крайне непопулярных стабилизационных мер.
Первой из прибалтийских стран в 2011 году евро ввела Эстония, замкнет цепочку в 2015 году Литва. А с 1 января 2014 года перейти на высшую ступень единения с Европой планирует Латвия. В течение двух недель после этого в стране будут в равной степени использоваться как евро, так и латы, потом национальные денежные знаки исчезнут из обращения.
Однако вопрос о целесообразности этого важного решения в латвийском обществе по-прежнему открыт. Станет ли присоединение к еврозоне для Латвии долгожданным началом нового этапа развития страны? Или же мечта латвийского правительства обернется еще большими потерями в ослабленной последним кризисом латвийской экономике? Согласно европейской статистике, Латвия в острый кризисный период была одним из лидеров по темпам падения ВВП на душу населения.
Латвия выдержала маастрихтский «экзамен»
С формальной точки зрения вступление Латвии в зону евро станет свидетельством успешного выполнения республикой целого набора весьма жестких требований, предусмотренных Европейским монетарным союзом. Речь идет о реализациикритериев Маастрихтского договора 1992 года, согласно которому страна — претендент на членство в едином европейском валютном пространстве обязана соблюдать инфляционный и долговой порог, границы дефицита бюджета, поддерживать фиксированный валютный курс. Именно последнее власти Латвии ставят себе в заслугу как важный фактор положительных оценок Совета ЕС по экономическим и финансовым вопросам. Чешское же правительство, например, ключевым аргументом в пользу экономических успехов своей страны в кризисный период называет как раз плавающий курс национальной валюты по отношению к доллару и евро. Это, по мнению чешских политиков, позволило стране относительно безболезненно пережить кризис 2008 года и даже продемонстрировать один из самыхвысоких темпов экономического развития среди «евроновичков», не входящих в еврозону.
Впрочем, выполнение маастрихтских критериев и, следовательно, «зеленый свет» на вступление в зону евро стоили экономике Латвии серьезных испытаний. Можно с уверенностью сказать, что период с 2009 года – это не только проверка латвийской экономики на прочность, но и тест правительства на политическую состоятельность.
Правительство Латвии, последовательно выполняя Программу конвергенции, фактически проигнорировало общественные настроения. Решение о присоединении Латвии к зоне евро принималось без учета мнения населения.
Вопрос о присоединении к еврозоне был поставлен одновременно с заявкой на вступление Латвии в Евросоюз в 1995 году. Однако реальные шансы на это появились лишь после 2009 года, когда коалиционное правительство Валдиса Домбровскиса, сменившее непопулярный кабинет Иварса Годманиса, приступило к реализации комплекса радикальных стабилизационных мер по выводу страны из глубокого экономического кризиса. При условии проведения подобной политики Международный валютный фонд был готов предоставить стране пакет антикризисной помощи, что обещало латвийской экономике небольшую передышку, так необходимую для общественного успокоения и последующего старта в еврозону. Эти сложные для Латвии годы были отмечены не только самым серьезным в странах Европы с формирующимся рынком экономическим спадом, но и острой социальной напряженностью. Но уже тогда новое правительство выражало надежду на скорое завершение евроинтеграционного проекта – перехода на единую европейскую валюту как гарантии будущей экономической безопасности.
В обобщенном виде сторонники вступления Латвии в еврозону сулят следующие преимущества:
- стимулирование притока иностранных инвестиций (и, как сопутствующий фактор, повышение рейтингов Латвии международными агентствами);
- увеличение числа рабочих мест, прежде всего в сфере услуг, и следовательно, возвращение эмигрантов (по данным официальной статистики за 2013 год, количество эмигрантов значительно превышает число въезжающих);
- сокращение транзакционных издержек при совершении торговых операций с членами еврозоны;
- возможность влиять на решения участников еврозоны;
- дальнейший рост экспорта, начавшийся в предыдущие годы благодаря оздоровительным мерам правительства;
- минимизация влияния возможных кризисов на экономику Латвии в будущем благодаря тому, что страна окажется в одной валютной зоне с основными торговыми партнерами: Германией и Эстонией.
От режима жесткой экономии к построению «сети социальной безопасности»
Латвия вступает в зону евро на фоне сложных внутриполитических противоречий. В ноябре 2013 года Валдис Домбровскис подал в отставку после обрушения крыши торгового центра «Максима», повлекшего за собой гибель 54 человек. В историю страны Домбровскис вошел как премьер-рекордсмен, задержавшийся в кресле главы правительства почти на 4,5 года, что для независимой Латвии явление скорее уникальное, нежели рядовое. Главной заслугой теперь уже бывшего премьера, обеспечившей ему столь длительное, по местным меркам, пребывание во главе кабинета министров, стало умение при достаточно мягком стиле управления принимать волевые экономические решения. В условиях острого экономического кризиса это сочетание качеств способствовало выживанию ряда латвийских производств (пищевого, текстильного, судоремонтного), повышению инвестиционной привлекательности страны и сохранению социальной стабильности на фоне крайне непопулярных социальных реформ и острых национальных противоречий.
Сам факт, что правительственные круги игнорируют общественное мнение, позволяет утверждать, что проект перехода на евро предполагает реализацию скорее не экономических, а политических задач.
В политике улучшения инвестиционного климата, которую проводил кабинет Валдиса Домбровскиса, немалую роль сыграла программа предоставления временного вида на жительство инвесторам в латвийскую экономику. Поправки к «Закону об иммиграции» от 2010 года предлагают набор из трех опций, каждая из которых дает право нерезидентам Евросоюза (на практике, главным образом, из России) не только рассчитывать на временный вид на жительство, но и – в случае выполнения дополнительных требований – пролонгации с перспективой получения постоянного разрешения. Это стимулировало приток денег в латвийскую экономику и на некоторое время смягчило последствия бюджетных сокращений.
Помимо повышения инвестиционной привлекательности Латвии, в число ключевых задач правительства входили и меры по улучшению бизнес-климата. Итоги этой стратегии можно наблюдать уже сейчас. Так, в ежегодном рейтинге «Doing Business», подготовленном Всемирным банком в 2013 году на годовую перспективу, Латвия занимает 24-ю строчку, упрочив свои позиции по сравнению с предыдущим годом на один пункт. Но при этом в рейтинге Латвия уступает остальным прибалтийским республикам. Для сравнения: в 2013 году Латвию (25-ое место) обгоняла лишь Эстония(21-ое место). В аналогичном рейтинге 2011 года Латвия занимала 31-ю строчку, что дает все основания говорить об успехе политики стимулирования притока инвестиций, проводимой кабинетом Домбровскиса. Что же касается отставания Латвии от соседей по балтийскому региону, то оно в первую очередь обусловлено успехами перешедшей на евро в 2011 году Эстонии, которые и позволили экономистам Всемирного банка отметить ее как более комфортную для бизнеса страну.
Относительная схожесть структуры экономик Эстонии и Латвии в среднесрочной перспективе также будет способствовать росту интереса инвесторов к латвийской экономике. К тому же сам факт успешной конвергенции является признаком экономической и финансовой зрелости государства, что также должно заинтересовать потенциальных инвесторов.
Однако для реализации «евромечты» правительству Валдиса Домбровскиса пришлось ввести в стране режим жесткой экономии со всеми сопутствующими в таком случае крайне непопулярными мерами: оптимизацией бюджетной сферы, сокращением рабочих мест, урезанием зарплат и пенсий, минимизацией контролирующих структур, жесткой налоговой политикой и т.п. Например, по мнению оппонентов В. Домбровскиса, именно ликвидация летом 2009 года его правительством Государственной строительной инспекции Латвии (ГСИ), осуществлявшей надзор за строительным объектами, в итоге привела к трагедии в рижском торговом центре. Функции, изначально закрепленные за ГСИ, были размыты и переданы сразу нескольким институтам, от Министерства внутренних дел и до строительных инспекций при местных самоуправлениях. Закрытие ГСИ объяснялось необходимостью ликвидации неприбыльных предприятий, чрезмерно нагружающих национальный бюджет, что в условиях борьбы с кризисом считалось непозволительной роскошью.
После отказа от режима «затягивания поясов» и обеспечения социального равновесия правительство В. Домбровскиса перешло в целях стабилизации экономики к так называемой программе «сети социальной безопасности», реализуемой и по настоящий момент. Программа включает ряд «успокоительных» мер: увеличение минимального пособия по безработице, повышение доступности медицинских услуг, помощь малоимущим семьям. Однако риски того, что транзакционные издержки при переводе потребительских цен в евро перекроют социальные бонусы от государства, сохраняются.
Единая европейская валюта нужна не всем
Есть основания предполагать, что для ЕС Латвия станет таким же инструментом давления на Россию, как и Литва, под председательством которой в 2013 году проходил саммит «Восточное партнерство».
Правительство Латвии, последовательно выполняя Программу конвергенции, фактически проигнорировало общественные настроения. Решение о присоединении Латвии к зоне евро принималось без учета мнения населения, в отличие от вопроса о вступлении в Евросоюз, который в свое время был вынесен на всенародный референдум. Стремление избежать народного волеизъявления обусловлено, во-первых, твердой решимостью правительства присоединиться к еврозоне при полной и безоговорочной поддержке международных рейтинговых агентств (Moody`s, S&P), а во-вторых, политическими бонусами, которые Рига ожидает получить взамен.
Как полагают противники перехода на евро, введение общеевропейской валюты приведет к необоснованному росту цен, несмотря на обещания властей строго следить за соблюдением продавцами норм торговли. Опросы общественного мнения говорят об отсутствии полной поддержки предложенного властями валютного сценария (1, 2). К слову, опасения жителей Латвии основаны на опыте соседней Эстонии, где переход на евро уже привел к росту потребительских цен в среднем на 1,5% в год.
Фото: www.liaa.gov.lv
Инвестиционная среда в Латвии
Инвестиционная среда в Латвии
Если в политическом плане присоединение Латвии к зоне евро будет иметь для России определенные негативные последствия, на российские экономические интересы такой шаг серьезно не повлияет. Латвийский бизнес уже достаточно глубоко интегрирован в европейскую систему торговли.
Сам факт, что правительственные круги игнорируют общественное мнение, позволяет утверждать, что проект перехода на евро предполагает реализацию скорее не экономических, а политических задач. В самом деле, сумела же Латвия, не будучи членом еврозоны, оправиться от кризиса за сравнительной короткий период. Правда, для этого стране пришлось понести большие социальные потери [1]. Жители Латвии опасаются, что в еврозоне страна полностью утратит экономическую самостоятельность при разработке властями антикризисных сценариев, а делегирование полномочий в центр на деле обернется превращением страны в объект, благополучие которого будет зависеть от согласия Германии выделить пакет стабилизационной помощи — по аналогии с Грецией.
Почему же Брюссель так заинтересован в вовлечении балтийских стран в Европейский монетарный союз? Есть основания предполагать, что для ЕС Латвия станет таким же инструментом давления на Россию, как и Литва, под председательством которой в 2013 году проходил саммит «Восточное партнерство». Широкую известность он получил прежде всего из-за своей низкой результативности при заявленных высоких ожиданиях. При помощи Литвы Евросоюз пытался разыграть антироссийскую карту, анонсируя саммит в Вильнюсе как переворотный этап в судьбе некоторых стран постсоветского пространства, прежде всего Украины. Вопрос перехода на евро – это не просто отказ от национальных денежных знаков в пользу общеевропейской валюты. Это и закрепление соответствующей идентичности, образа мыслей, выбор приоритетов экономического развития. В этом контексте Латвия представляется наиболее «проблемной» страной из всего региона, страной, в которой русскоязычное меньшинство остается наиболее представительным как в социальном, так и в политическом плане. В Сейме Латвии партия «Центр согласия», поддерживаемая преимущественно русскоязычным населением, имеет 31 депутата, тогда как в парламенте Литве заседают только 5, а в эстонском – 11 русскоязычных депутатов. В целом по региону русскоязычное меньшинство наиболее многочисленно опять же в Латвии (26,5%), затем идетЭстония (25,4%), а наименее остро национальный вопрос стоитв Литве, где проживает всего 5,8% русскоязычного населения.
В последние годы евроструктуры последовательно содействовали усилиям Латвии по максимальной интеграции в свои политические и экономические проекты. Наиболее яркими решениями стали предоставление Риге статуса культурной столицы Европы-2014 и передача Латвии поста председателя в Евросоюзе в 2015 году. Причем ради этих целей Брюссель готов закрыть глаза и на политику латвийского руководства в отношении русскоязычного меньшинства, и на разрешенные властями акции по героизации нацизма. Кроме того, вступление еще одного участника в слабеющую еврозону призвано добавить ей большего уважения и доверия.
Долговой кризис 2008 года показал нежелание ведущих европейских экономик финансировать отстающих без гарантий серьезных уступок с их стороны. Присоединение слабой латвийской экономики к еврозоне создаст дополнительную нагрузку на бюджеты европейских локомотивов, и в Брюсселе это понимают. В то же время наличие стратегической задачи полного отрыва от России Латвии, где русскоязычное меньшинство вовлечено в процесс принятия политических решений, показало готовность Евросоюза пойти на подобные тактические жертвы.
Статистика показывает, что против вступления Латвии в еврозону выступают не только русскоязычные жители республики, но и латыши. Проблемы, с которыми столкнется экономика страны после перехода на евро, в одинаковой степени затронут наиболее активную часть населения вне зависимости от национальной принадлежности. Однако наибольшие трудности возникнут у неграждан, участие которых в политической и экономической жизни Латвии весьма ограничено. Это связано с неравномерным расчетом пенсий для разных категорий жителей республики в пользу граждан. Кроме того, в Латвии уплачивается подоходный налог с пенсий выше 165 латов, и не исключено, что после перехода на евро сетка налога будет пересмотрена.
Если в политическом плане присоединение Латвии к зоне евро будет иметь для России определенные негативные последствия, на российские экономические интересы такой шаг серьезно не повлияет. Дело в том, что латвийский бизнес уже достаточно глубоко интегрирован в европейскую систему торговли: объем товарооборота со странами Евросоюза в несколько раз превышает показатели по СНГ. Вступление Латвии в еврозону призвано упростить валютные расчеты с ключевыми европейскими партнерами, поэтому есть основания предполагать, что привлекательность российского направления для латвийских предпринимателей после 2014 года будет сокращаться, а рост немецких инвестиций, наоборот, увеличиваться.
Не исключено, что определенное влияние на российские экономические интересы окажет прогнозируемый рост потребительских цен в Латвии и общая ситуация в еврозоне. Важным элементом российско-латвийских отношений остается банковская сфера. Ожидается, что после подписанного между Россией и Латвией соглашения об избежании двойного налогообложения в среднесрочной перспективе доля вкладов россиян в банки Латвии будет возрастать. Однако после истории с банковскими вкладами на Кипре со вступлением Латвии в еврозону россиянам придется более внимательно следить за отношениями между местными банками и Евросоюзом.
1. Это и снижение зачислений на второй (накопительный) уровень пенсионной системы с 2% до 1% в 2010 году, и запланированное с 2014 года постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет, и сокращение рабочих мест (например, на крупнейшем металлургическом предприятии страны «Liepājas metalurgs», которое в 2013 году было признано судом неплатежеспособным).
Комментариев нет:
Отправить комментарий