Призрак Советского Союза до сих пор пугает Запад...
Западу никогда не нравился проект Евразийского экономического союза. Америка с самого начала усмотрела в нем попытку возрождения СССР и устами тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон заявила, что постарается этого не допустить. Теперь, после событий на Украине, страхи Запада усилились, поскольку появились основания ожидать, что в Евразийский союз, который начнет функционировать с 1 января 2014 года, кроме России, Белоруссии и Казахстана, в будущем может войти еще одно государство, соседствующее с Россией.
А что думают по этому поводу другие западные политологи? Газета «Известия» опросила зарубежных экспертов, специализирующихся на России и известных критическими взглядами на нашу страну. Действительно ли Россия «хочет» восстановить советскую империю и «может» ли она это сделать в обозримое время при нынешнем состоянии дел?
Главный редактор журнала The Economist Эдвард Лукас, известный как один из наиболее яростных критиков России, заявил, что стремление России создать Евразийский союз представляет собой курс на реставрацию советской империи. Но, хотя у Путина для реализации данной задачи имеются все ресурсы, объединение не будет похоже на СССР.
«СССР был весьма специфической империей. Он основывался на однопартийной системе и плановой экономике, а проект объединения по Путину основан на газе, финансовых субсидиях, компромате и тайной политической кооперации», – считает Лукас, заметно упрощая ситуацию. В его перечень так и просится «Союз меча и орала» из известного юмористического литературного произведения.
Политолог называет курс России неприемлемым ни для ЕС, ни для НАТО. И все потому, что Евразийский союз не сможет сотрудничать с Евросоюзом в будущем в силу слишком разных стратегий, говорит он. Иными словами, воспротивится доминированию последнего и захочет играть самостоятельную экономическую и политическую роль.
Объясняются и причины: ЕС – белый и пушистый, а Евразийский союз – темный и дремучий. «ЕС основан на верховенстве закона, юриспруденции, избранном парламенте и национальном выборе. Евразийский же союз основан на Путине и России», – говорит Лукас.
Другой специалист по России и СНГ, американский политолог, президент Проекта по переходным демократиям Брюс Джексон имеет более оптимистичный взгляд на Россию. Он уверен, что она может превратиться в процветающее современное государство, имеющее стабильные торговые и политические отношения со своими соседями на постсоветском пространстве. «Но для того, чтобы России стать сильным государством в глобальном смысле, ей необходимо привести в порядок свои нормы и стандарты в соответствии с требованиями ВТО и Европейской комиссии. Это позволит российским компаниям превратиться в международные, – полагает Джексон. – Именно это является залогом власти и влияния в XXI веке».
Джексон не склонен разделять антироссийские страхи Лукаса относительно стремления РФ восстановить былое имперское влияние. Просто потому, что времена империй ушли, уступив место союзам. «Я считаю, – заявил он газете, – что возвращение к системе империй и зависящих от них доминионов, существовавшей в XIX веке, вряд ли возможно в условиях современной взаимозависимой экономики».
С ним солидарен и директор Центра исследований России Американского института предпринимательства Леон Арон, который тоже выражает сомнение в том, что наша страна действительно хочет воссоздать СССР в новой форме. На самом деле имеет место другое: Россия пытается обозначить и утвердить для себя «сферу особых интересов» в том смысле этого выражения, которое было в ходу в XIX столетии: военное, экономическое и, если получится, культурное доминирование на постсоветском пространстве.
«Я не думаю, – признается исследователь, – что Россия (а точнее, ее лидеры) готова проливать кровь и тратить деньги в тех количествах, какие необходимы для восстановления СССР. Для этого нужна особая идеология – квазирелигиозная вера в свою миссию, которая на сегодня отсутствует в России».
США имеют свою «сферу интересов» в Латинской Америке, но нашей стране в таком праве отказывают.
Стремление РФ обеспечить «сферу интересов» по периметру ее границ неизбежно противопоставит Россию Европейскому союзу, считает Арон. За это придется заплатить негативным представлением о нашей стране в общественном мнении Запада, а общественное мнение там во многом определяет политику.
России не удастся воссоздать империю советского образца, считает старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона шведский экономист Андрес Ослунд. Хотя бы потому, что в стране существует огромная коррупция, а впереди маячит экономическая стагнация. «Имея долю 2,5% от глобального ВВП, вы не можете иметь глобальных амбиций», – убежден он.
Между тем не экономикой единой определяется положение страны в мире. Военная мощь, огромная территория и большая часть мировых запасов полезных ископаемых тоже имеют значение.
Некоторые специалисты считают, что Россия «не хочет, но может» воссоздать империю. К таковым относится ведущий эксперт вашингтонского Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики Ариэль Коэн: «Говорить сейчас о слабости России не приходится, потому что «слабость» – понятие относительное. Да, если сравнить Россию с Китаем, то относительная сила Китая растет, а относительная сила России падает. Но относительно стран Европейского союза, относительно своих соседей Россия сейчас не слабеет. В долгосрочном отношении, конечно, есть много вопросов. Вообще расширение территории – это очень традиционный российский путь, который используется последнюю тысячу лет. Нужно понимать, что с расширением территории увеличивается количество клиентов, которых нужно кормить».
Глава Комитета по международным отношениям Госдумы РФ Алексей Пушков отозвался о мнениях западных экспертов относительно желания России «восстановить советскую империю» следующим образом: «Такие заявления – часть геополитической схватки. Посмотрите, как Киев наводнили представители ЕС. Представителей России там нет, мы не хотим влиять на выбор Украины. Поэтому такие обвинения идут со стороны Европы и США, желающих включить Киев в орбиту своих интересов. Россия не может воссоздать СССР и не должна. В странах СНГ есть собственные национальные элиты, которые прониклись идеей суверенитета своих государств и хотят действовать самостоятельно. Пытаться заставить их сделать что-то помимо их воли контрпродуктивно. И воссоздание огромной страны на принципах централизации – тоже тупик. Мы должны предлагать друг другу то, в чем есть интерес: создание единой сферы экономического обмена, где беспошлинно перетекают товары и инвестиции, где люди могут перемещаться свободно, чтобы получить ту работу, которую они хотят. Будущее Таможенного союза – не подражание СССР, а новая форма взаимодействия, без подчинения».
Тем временем зарубежная пресса отмечает, что финансовая помощь Украине может сорвать попытки президента Путина стимулировать российскую экономику. Антикризисная помощь Украине и снижение цен на газ – главные выгоды договоренности, которая удержит Украину на орбите Москвы и, как представляется, стала для Кремля еще одной внешнеполитической победой над Западом, пишет Financial Times. «Но те, кому придется оплачивать счета, возможно, не очень-то обрадуются», – полагает издание.
Критики заявляют: Путин разбазаривает на геополитику финансовые ресурсы, которые следовало бы вложить в остро необходимые структурные реформы в собственной стране. Правда, Путин и его правительство уверяли, что руководствуются чисто коммерческими мотивами. Но аналитики сочли: договоренность, заключенная во вторник, – знак, что политика взяла верх над экономикой. Российский фонд национального благосостояния вложит в украинские облигации 15 миллиардов долларов. «Это более шестой части от 88 миллиардов долларов, накопленных в фонде на 1 декабря от налогов и пошлин на добычу и экспорт нефти и газа», – говорится в статье.
Фонд обязан проводить консервативную инвестиционную политику – держать деньги в зарубежных ценных бумагах с рейтингом не ниже «AA-» или «Aa3». Вместо этого он покупает рискованные украинские бумаги, надежность которых на несколько ступеней ниже, чем требуется, напоминает издание.
Также из-за скидки на газ прибыли «Газпрома» уменьшатся как минимум в первое время. «Газпром» снова используют для продвижения геополитических амбиций России... а часть издержек ложится на зарубежных миноритариев, поскольку удешевление газа будет означать снижение доходов «Газпрома», – констатирует экономист Крис Уифер.
Аналитики допускают, что «Газпром» может получить долю в газотранспортной системе Украины, и это позволит ему отказаться от прокладки «Южного потока», но не уверены в таком исходе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий