Итак, торги украинского президента вокруг вектора интеграции ожидаемо завершились бунтом. Уже превратившийся в унылое стояние Евромайдан был разогнан предельно жёстко — с кровью, избиением лежачих и среди ночи.
Это уже потом политологи и историки будут раскапывать, кому нужно было силовое обострение Но факт остаётся фактом — ненужное и бессмысленное насилие выступило катализатором мобилизации всех недовольных. А любых предателей рано или поздно начинают ненавидеть обе стороны. Потому что сначала «донецких» стали ненавидеть сторонники евразийской интеграции на Юго-Востоке. Затем, кинув сторонников евроинтеграции, «донецкие» настроили против себя другую часть украинского общества.
Представители бизнеса, мелкие лавочники и прочий креативный класс Киева недолюбливал «донецких» еще с 2004 года, а теперь, когда украинские граждане стали стремительно нищать и испытывать на себе все прелести эффективного «донецкого» управления государством, — и подавно.
Но сейчас уже не имеет значения, что именно привело к бунту. Важно то, что с наличием государства в республике Украина и так были проблемы с момента провозглашения независимости. Теперь государство практически улетучилось и совсем скоро его будет не больше, чем в Молдове или в Таджикистане.
Но, учитывая размеры республики и риски её превращения в источник кризиса для всей Евразии, и в первую очередь России и Белоруссии, надо быть предельно честным в оценке и прогнозах разворачивающегося коллапса государства на Украине. Чтобы избежать излишних иллюзий и фантазмов.
Первое. Нет никакого успеха России на украинском направлении
Украинская власть долго и упорно бежала на флажки. «Донецкие» до последнего не верили, что курс, который они выбрали, ведет к тотальному краху государства. Об этом их предупреждали как на самой Украине, так и извне.
Политика многовекторности и постоянных торгов с центрами силы могла быть возможна до тех пор, пока в Евразии не сформировался Таможенный союз и Украина не оказалась зажата между двумя интеграционными группировками.
С начала 2011 года у «донецких» было достаточно времени для того, чтобы примкнуть к одному из Союзов. В одном случае «донецкие» теряли бы промышленные активы, во втором — капиталы в ЕС и офшорах.
Выбор, конечно же, непростой. Но его отсутствие, похоже, приведёт к тому, что потеряют и то, и другое.
Однако считать коллапс государства на Украине победой России в корне неверно. Потому что те, кто придут к власти после «донецких», может быть и будут более прогнозируемыми партнёрами. Но государства от этого в украинской республике не прибавится.
Второе. Не участвовать в олигархических разборках на Украине
Чем бы ни закончился бунт в Киеве, очевидно одно: полнота власти перейдёт к украинским олигархическим группам целиком и полностью. Имена и фамилии в данном случае не имеют никакого значения.
Украину ждёт ещё много обострений политического кризиса, в ходе которых будут появляться новые персонажи, которые будут получать сиюминутное всемогущество, после чего будут низлагаться.
Смысл олигархической власти заключается в том, что республика находится в постоянном политическом и экономическом кризисе. Потому что во время кризиса активы можно скупать за бесценок и бесконечно тасовать политических игроков. При этом реальные правители республики могут находиться вне публичной власти: либо за границей, либо в хорошо охраняемых имениях.
Договариваться с любой украинской властью в ближайшие 2-3 года просто бессмысленно в связи с отсутствием субъекта власти. Субъект будет размыт между 5-7 ФПГ, и центр власти будет постоянно меняться.
Когда на одном из этапов бунт удастся, то произойдёт изменение государственного строя.
Институционально это, скорее всего, будет оформлено в виде парламентской республики — чтобы придать легитимность отсутствию субъекта власти и сделать легальными постоянные изменения во власти.
Единственное, что можно утверждать с уверенностью — к власти придут люди, которые сделали выбор в пользу своих капиталов. А это значит, что Украина вслед за Молдовой таки превратится в периферийный рынок Евросоюза.
Третье. Вместо союза с украинским государством — к союзным отношениям с украинскими гражданами
Однако, несмотря на отсутствие субъекта власти и государства в Киеве, экономическая ситуация будет вполне прогнозируемой.
Скорее всего, будет дефолт и банкротство с последующей скупкой активов за бесценок. Вследствие этого множество украинских граждан трудоспособного возраста окажутся без работы.
Следовательно, в ближайшие 1,5-2 года Украина станет главным источником гастарбайтеров в Евразии. Причём украинские гастрабайтеры по мотивации будут скорее напоминать узбекских, нежели румынских. В том смысле, что мотивацией будет вопрос выживания, а не заработков.
Часть гастарбайтеров сможет поглотить рынок Евросоюза, в котором уже давно вызревает план замены арабских, цыганских и африканских нелегалов на белых, лояльных и хорошо образованных мигрантов.
Поэтому ключевая задача состоит в привлечении украинских граждан на стройки новой индустриализации Евразийского Союза. В частности, коллапс украинского государства можно и нужно использовать для изменения демографической ситуации на Дальнем Востоке.
В отличие от ЕС, который не будет ни при каких условиях легализировать украинских мигрантов, Россия и союзники, наоборот, заинтересованы в организации массового переселения жителей, в первую очередь городов Юго-Востока. Причём стимулировать нужно именно переселение: с семьями и упрощенной легализацией, а не гастарбайтеров, как это будет практиковать Евросоюз.
С Украиной же, как субъектом политики, получится иметь дело не ранее, чем через несколько лет, когда республика пройдет через череду бунтов, предвыборных кризисов и смен элит, после чего, наконец-то, появится хоть какое-то подобие субъекта.
Катастрофический сценарий — с распадом республики — рассматривать не хочется, потому что тогда мы будем иметь дело с набором территорий, к каждой из которых надо будет вырабатывать свои методы интеграции. А в ситуации сегодняшнего дня строить такие прогнозы — дело неблагодарное.
Источник:http://www.odnako.org/blogs/show_33395
Комментариев нет:
Отправить комментарий