Вашингтон скомандовал Европе...
Раздув пламя в затухающем ближневосточном костре, США обратили своё пристальное внимание на Европу, где союзники почувствовали себя за время российско-американской «перезагрузки» слишком вольготно. Масштабные маневры НАТО близ границ России и Беларуси, накачивание Польши деньгами и современным оружием, возврат к разговорам о неизбежности вступления Украины в Североатлантический альянс - всё это признаки грядущего окончательного отказа Белого дома от политики «партнёрства» с Россией, политики, которую Вашингтон вынужденно декларировал, пока в ней нуждались американские войска, брошенные на «войну с международным терроризмом»…
Теперь война закончилась. США братаются с «Талибаном», «Аль-Каидой» и «Братьями-мусульманами» за столом переговоров. В Сирии исламисты из «врагов Америки» вдруг превратились в её союзников, а партнёру по антитеррористической коалиции Вашингтон вернул статус «потенциального противника НАТО».
Ничего неожиданного в этом нет.
США проигрывают геополитическую конкуренцию в Евразии всякий раз, когда европейцы сознают иллюзорность «угрозы с востока» и теряют интерес к американскому присутствию на пространстве от Атлантики до Карпат. Нормальные отношения Европы с Россией - как осиновый кол в сердце НАТО, главного инструмента политики США в этой части света.
Не позволять старушке-Европе усомниться в непреходящей ценности «атлантической солидарности» - это стандартная англосаксонская стратегия после Второй мировой войны. А демонизация Кремля и провоцирование Москвы на конфликт - обычное средство привязки европейцев к американскому «зонтику», надобность в котором отпадает так же неизбежно, как потребность у людей в обычном зонтике после окончания дождя.
Америка нуждается во «враждебной» России, как наркоман, у которого начинается ломка без очередной дозы героина. Поэтому теперь, после вынужденной игры в «партнерство», Вашингтон неизбежно начнёт нагнетать напряжённость в российско-американских отношениях, чтобы впрыснуть яд недоверия к Москве в вены европейской политики. Да, собственно, уже начал. Среди желающих ему в этом подсобить Польша, естественно, идёт в авангарде.
Нынешнее польское руководство, надо отметить, всё-таки многое делает для поиска путей к взаимопониманию между Москвой и Варшавой. Тем не менее оно вынуждено считаться с тем, что в консервативных кругах Польши и в польском обществе в целом доминирует какая-то нездоровая склонность переносить трагический опыт истории своей страны на восприятие современного положения вещей. Наличие у Польши общих границ с Германией на западе и с Россией на севере, а через Беларусь и стран Балтии - также и на востоке, продолжает восприниматься многими поляками как главная угроза безопасности Третьей Речи Посполитой.
Это очень помогает Вашингтону использовать Польшу как средство запугивания европейцев «имперскими амбициями» России, невзирая на то, что побочным эффектом втягивания поляков в англосаксонскую «Большую игру» является формирование и «имперского» образа Германии.
Недавние натовские учения Steadfast Jazz 2013 на территории Польши, Литвы и Латвии подавались в польской прессе как «польско-французский ответ России», хотя косвенно получился ответ и Германии, ибо из 6 тысяч военных, принявших участие в маневрах, 1200 и 1040 составляли соответственно французский и польский контингенты, в то время как немцы «отметилась» на учениях только 55 медицинскими работниками. Подстрекатель Вашингтон тоже ограничился посылкой всего лишь 160 человек, но имея в виду совсем иную цель. Американцы как бы подталкивают Европу к мысли: разбирайтесь, ребята, с Россией и Германией сами, а мы умываем руки. И такая тактика воздействует на европейскую психику эффективно.
Можно заметить определенную логику в нагнетании польскими и балтийскими СМИ антироссийской и - в более скрытой форме - антигерманской истерии. Так, когда из Москвы звучат предупреждения, что Россия будет соответствующим образом реагировать на размещение элементов американской ПРО в Польше, или когда российские политики и военные выражают недоумение в связи с наращиванием поляками ударного потенциала своей армии, то это расценивается как прямая угроза безопасности всей Центрально-Восточной Европе со стороны РФ. И наоборот, когда Германия не демонстрирует желания взвалить на свои плечи ко всему прочему еще и «европейскую оборону», то это подается как равнодушие Берлина к «имперской политике» Москвы и чуть ли не как признак «нового сговора» Германии и России против Европы.
Запугивая самих себя «восточными варварами» и «коварными германцами», Польша и страны Балтии подталкивают ФРГ к необходимости демонстрировать «атлантическую солидарность» в отношении России, надеясь вновь столкнуть Москву и Берлин лбами. В то же время они взывают о помощи к Соединенным Штатам, которые якобы бросили младоевропейцев на произвол судьбы перед лицом «агрессивных» немцев и русских. И тогда Вашингтон возвращается на сцену европейской политики в качестве объединителя Европы против этой «угрозы», подключая к натовским учениям не только союзников по альянсу, но и нейтралов вроде Швеции и Финляндии. Никто, собственно, и не сомневался, к какому центру силы эти две якобы нейтральные страны тяготеют. Но вот логику официального Киева, пославшего для участия в Steadfast Jazz 2013 вдвое больший контингент, чем член НАТО Германия, понять трудно.
В брюссельской штаб-квартире альянса, естественно, заверили, что маневры не направлены против РФ и ее союзников. Однако сценарий учений говорит сам за себя. Он сводился к тому, что у Польши и стран Балтии обостряются отношения с неким государством, претендующим на доминирование в Центрально-Восточной Европе. По их просьбе НАТО размещает на территории Польши, Литвы и Латвии силы быстрого реагирования, призванные сдержать агрессора на время развертывания основных сил альянса. А поскольку сухопутные и авиационные подразделения НАТО размещались по сценарию учений на границах с Россией и Беларусью, а флот альянса располагался так, чтобы заблокировать восточную Балтику, то вряд ли в Брюсселе под потенциальным агрессором подразумевали, скажем, члена НАТО Эстонию.
Таким образом, ведомый Штатами Североатлантический союз отбросил фиговый листок «партнерства с Россией» и наглядно продемонстрировал, в каком направлении будет меняться его стратегия после бесславного завершения операции в Афганистане.
Ну как в таких обстоятельствах формально внеблоковая Украина могла согласиться на участие в натовских маневрах?
Конечно, в чём-то Киев понять можно. Тесное сотрудничество Украины с НАТО Североатлантическим альянсом и финансируется. При той нищете, в какой оказались украинские военные, это фактор существенный. Однако неужели же правы те эксперты, которые бьют тревогу по поводу того, что нынешнее украинское руководство без излишней публичности реализует на практике курс президента Ющенко на вступление Украины в НАТО?
Дать однозначный ответ не просто. Впрочем, есть и другие признаки того, что для Киева «внеблоковость - это лишь пауза, отдых», как выразился руководитель украинского Института мировой политики Виктор Шлинчак на международном форуме, который недавно состоялся в столице Украины. Статья, опубликованная Институтом по его результатам, так и называется: «Украина - НАТО. Затишье перед вступлением?»
В том же направлении мыслит и выступившая на форуме глава Центра информации и документации НАТО в Украине канадка украинского происхождения Наталия Немиловская. А участница форума, член литовского парламента и бывший министр обороны Литвы Раса Юкнавичене призвала украинцев вернуться к идее вступления их страны в НАТО, поскольку это, по ее мнению, как и членство в ЕС, «является политической гарантией государственности». По мнению литовского политика, «Украина и ее Вооруженные силы готовы к вступлению в НАТО, если на то будет политическое волеизъявление».
Бывший министр обороны Польши Януш Онишкевич был не менее категоричен. Он начисто отмёл инициативы по формированию системы безопасности в Европе с участием России и Белоруссии и подчеркнул, что Украина должна ориентироваться на членство в НАТО, потому что только этот военный союз гарантирует ей в кризисной ситуации военную поддержку других государств.
«Сотрудничество с НАТО в сфере безопасности и обороны - это наши потребности, связанные со стремлением Украины стать членом ЕС», - отметил выступавший на форуме директор департамента военной политики и стратегического планирования Министерства обороны Украины Александр Затынайко, чем лишний раз подтвердил тот замалчиваемый факт, чтоУкраине не вступить в Евросоюз, минуя членство в НАТО. А бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко без обиняков заявил, что нынешний внеблоковый статус Украины «должен быть лишь паузой в движении к полному членству в НАТО», поскольку внеблоковость, по его мнению, - «это внешнеполитическая серость», которая приводит к утрате независимости государства.
Форум «Украина - НАТО» не обошел вниманием и такой инструмент втягивания Украины в «Большую игру», как подключение Киева к европейской Общей политике обороны и безопасности (CDSP). В частности, сразу же после учений Steadfast Jazz 2013 на сайте Министерства обороны Украины появилось заявление министра обороны Польши о том, что «эти учения – хороший предвестник еще более плодотворного сотрудничества [Украины и Польши], ведь мы работаем вместе над созданием литовско-польско-украинской бригады и над привлечением украинских сил к Вышеградской боевой группе».
Идея Боевой группы Вышеградской четверки с участием Украины не нова. Она возникла еще в 2007 году, когда президент Виктор Ющенко пытался протолкнуть Украину в НАТО лобовым ударом. Потом о ней подзабыли. И вот теперь, когда Вашингтон вернулся к любимому англосаксами вбиванию клиньев между Европой и Россией, идея обрела вторую жизнь.
Конкретные очертания она начала приобретать после проведения в марте 2013 года Оборонного саммита Вышеградской группы в Варшаве. Тогда министры обороны Польши, Словакии, Венгрии и Чехии подписали соглашение о создании бригады быстрого реагирования численностью в 3 тысячи человек. Штаб и командование Польша, естественно, взяла на себя, поскольку поляки будут составлять половину состава группы. Планируется, что её формирование будет завершено в начале 2016 года.
Создание Боевой группы В4 происходит в формате сотрудничества ЕС и НАТО, так как страны Вышеградской четвёрки являются членами и того, и другого союзов. Да и что такое Общая политика безопасности и обороны ЕС? Фактически это европейская составляющая НАТО без формального участия американцев. Якобы европейцы хотят иметь свою собственную оборону на случай, если Штаты вдруг решат изолироваться от Европы и не захотят поддерживать безопасность ЕС своими вооружёнными силами.
Смехотворность подобных фантазий очевидна, ведь почти все члены ЕС одновременно являются и членами НАТО. И потом как же тогда статья 5 Вашингтонского договора, которая обязывает США защищать своих европейских союзников? Если отбросить словесную эквилибристику, то CDSP - это всё тот же блоковый формат, исключающий Россию и Беларусь из процесса формирования пространства безопасности в Европе и, соответственно, рассматривающий их как потенциальных противников. И что же: «внеблоковая» Украина намерена принять в этом проекте участие?! Так или нет?
Всё это как-то удачно укладывается в мозаику американских усилий по возвращению Североатлантическому союзу того предназначения, ради которого он и создавался: удерживать Штаты в Европе, Германию – под пятой «объединённой Европы», а Россию - вне Европы. Если ещё в прошлом году натовцы ограничивались подготовкой к миротворческим операциям и действиям в условиях природных и техногенных катастроф, то теперь они пообещали проводить полномасштабные учения в Европе ежегодно, как будто в сфере безопасности по периметру альянса что-то принципиально изменилось. А ведь вроде бы ничего не менялось. Если только в головах атлантистов не возникла идея спровоцировать эти изменения целенаправленно.
Есть о чём подумать в Москве, Минске и других столицах стран ОДКБ. Впрочем, и в Киеве тоже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий