понедельник, 28 июля 2014 г.

Запланированный слив и недетская неожиданность...


Зиму «подвинуть» не удастся. Следовательно, войну нужно заканчивать поскорей. Вариант заканчивать дело миром, естественно, не рассматривается.

Зиму «подвинуть» не удастся. Следовательно, войну нужно заканчивать поскорей. Вариант заканчивать дело миром, естественно, не рассматривается.
28 июля 2014   |   11:05
1

Президенту хочется иметь ручной парламент. Значит, Раду нужно «распустить» и провести выборы. Но избираться желательно «пока не началось».  А, значит,  необходимо по-быстрому «зачистить» Донбасс. Не считаясь с потерями «колорадов» и «ватников». А чего с ними считаться?
Распад парламентской коалиции был запланирован заранее. Уже после того, как стало ясно, что Петр Порошенко уверенно побеждает на президентских выборах, он заявил о необходимости досрочных выборов Рады. Логика элементарна. Согласно Конституции 2004 года, по которой формально живет страна сегодня, премьер-министр обладает даже большими полномочиями, чем президент. Чтобы держать все рычаги власти в своих руках (а украинский политик на меньшее никогда не согласится) президенту нужно иметь в Верховной Раде собственное, послушное, большинство. Сейчас его нет.
Коалиция «Европейский выбор» оформилась 27 февраля. Основой стали фракции «Батькивщины», «Удара» и «Свободы», а также депутатские группы, образовавшиеся из «беженцев» Партии регионов и части внефракционных депутатов. На «вчерашний день» в коалиции насчитывалось 262 депутата. Но 86 из них – депутаты от «Батькивщины», а «своих в доску» УДАРовцев – всего 41. Конечно, на президента переориентировались и депутаты других групп и даже часть «Батькивщины», но ручной такую коалицию  П. Порошенко все равно считать не мог. 
Согласно плану
Президент имеет право (но не обязан!)  досрочно приостановить полномочия Верховной Рады в нескольких, строго оговоренных Конституцией случаях. В частности, согласно п. 1 ст. 90, это возможно, если в течение одного месяца в парламенте не сформирована «коалиция депутатских фракций согласно статье 83 действующей Конституции».  Для П. Порошенко и его сторонников именно этот вариант являлся наиболее реалистичным, Алгоритм такой  – выходим из коалиции, уменьшаем ее численность до 225 (или меньше) депутатов и через месяц Петр Алексеевич получает все основания для объявления новых выборов.  Еще одна возможность – сдача мандатов, с тем, чтобы довести численность парламента до 299 человек и сделать его неполномочным. Но этот вариант реализуется гораздо сложней.
Строго говоря, П. Порошенко имел основания применить п.1 ст. 90 и без уменьшения численности нынешней коалиции. Дело в том, что сформирована она была не в полном соответствии с частью 6 ст. 83.  Конституция 2004 года предполагает существование «коалиции депутатских фракций», а нынешнее большинство создавалось как фракциями, так и за счет индивидуального вхождения депутатов. Но, во-первых, это требовало серьезного рассмотрения с  привлечением Конституционного суда, а во-вторых (главное!), пришлось бы признать, что все, происходившее в стране после 27 февраля, не вполне конституционно. В первую очередь это не нужно самому П. Порошенко, избранному 25 мая.
Пока не началось
В любом случае, нынешний парламент был обречен. Интерес представляет лишь один вопрос: почему «Европейский выбор» «слили» именно сейчас, а не в сентябре и не месяц назад. Ответить на него несложно.
В первую очередь на срок проведения выборов влияет социально-экономическая обстановка в стране и приближение (да, да…) зимы. А обстановка такая. Экспорт упал на 25%. Экономическая активность сворачивается, инвестиций нет и не будет. Дыра в бюджете стремительно растет, скоро действительно нечем будет платить зарплаты бюджетникам. Официально инфляция по итогам года прогнозируется на уровне 19%, но ясно, что она будет выше 25%. Очередной транш кредита МВФ Украина в запланированный срок не получила. Может, получит к сентябрю. Да и что он решает, если его хватит только на обеспечение военных действий в течение максимум 10 дней? Осенью люди начнут получать сумасшедшие счета за коммунальные услуги, но, весьма вероятно, перестанут получать зарплату, пенсии, пособия, по крайней мере – получать вовремя. Ситуация с поставками газа не просто плохая, она чудовищна. Если коротко – газа на зиму не хватит. Значит, выборы нужно проводить «пока не началось». Желательно до того, как люди получат первые счета за отопление.
Итак, исходим из желательности проведения выборов в конце октября - начале ноября. Проводим обратный отсчет: два месяца – на выборную кампанию, тогда объявлять выборы нужно в конце августа, добавляем положенный по Конституции месяц существования без коалиции, получаем 20-30 июля. Коалиция распалась 25-го, – как раз по плану.
С другой стороны дата выборов зависит от событий на Востоке. Правда, обстрелы и бомбежки двух областей не помешали нам всенародно избрать президента.  Но парламентские выборы все-таки желательно провести без танков и «Градов». Если же выборы пройдут по мажоритарной или смешанной системе, возникнут дополнительные вопросы (подробнее, об этом чуть позже).
Зиму «подвинуть» не удастся. Следовательно, войну нужно заканчивать поскорей. Вариант заканчивать дело миром, естественно, не рассматривается. Заканчивать будут полной «зачисткой» Донбасса.  В последние две недели интенсивность военной операции резко возросла. Луганск и Донецк утюжат, уже совершенно не оглядываясь на потери среди мирного населения. Когда в первый раз самолет обстрелял ракетами Луганск, возникла «неловкая пауза», власти выдумали забавную историю про кондиционер, словом, немножко застеснялись. Сегодня никто ничего уже не стесняется, никто и не думает что-либо объяснять. Тут еще и малазийский лайнер пришелся кстати – все только о нем и говорят. О ежедневных жертвах в Луганске, Горловке, Донецке почти никто не вспоминает. Видимо, П. Порошенко полон решимости сломить сопротивление Востока любой ценой. Максимум за месяц.
В Защиту Арсения Яценюка
Некий элемент неожиданности в запланированный сценарий своим демаршем внес А. Яценюк. После того, как распад коалиции стал свершившимся фактом, премьер громогласно заявил о своей отставке.  Говорил нервно, даже истерично, что дало основание некоторым недоброжелателям обвинить Арсения Петровича в детской обиде. Дескать, сорвался, заистерил как баба, нужно быть твердым, чувствовать ответственность и т. д.
Прежде всего, отметим, что истерика была, скорее всего, наигранной. А. Яценюк не мог не понимать, что коалиция вот-вот распадется. Более того, накануне об этом говорили уже совершенно прямо.
«…Сегодня не проголосованы законы, и нечем платить милиционеру, доктору, учителю…  Не за что купить ружье, не за что заправить БТРы… Не принято решение, чтобы заполнить украинские газохранилища, чтобы дать возможность перезимовать…», – почти кричал премьер-министр. И это правда – платить нечем. Неправда в ином, – в том, что принятие тех самых законов способно исправить ситуацию. Конечно, А. Яценюк уклоняется от ответственности. Ну, и что? А кто на его месте поступил бы иначе? При таком-то раскладе…
Эмоциональная реакция на распад коалиции, само собой, – театр. «За что мне больше всего больно, что сейчас аплодисменты в Государственной думе Российской Федерации. Вот кто сейчас выиграл, вот кто сегодня празднует…» Ага,  вся Госдума, в полном составе, застыла у телевизоров. К вечеру нарежут «оливье», откупорят «Советское шампанское», напьются, на радостях… Но с другой стороны, разве подобные пассажи не являются сегодня нормой?
Говорят А. Яценюк своим демаршем начал предвыборную кампанию? А кто выборы объявил?
Происходящее в Раде лишь подчеркнуло, что рассуждения о «единой Украине», предназначены исключительно для электората, для «биомассы». На самом деле даже в «стае единомышленников», на единство нет и намека – постоянная война за власть.
Выберем как-нибудь
В ближайшее время власть должна решить для себя (для нас она уже давно ничего не решает) каким будет закон, по которому пройдут выборы. Сейчас, напомню, действует смешанная система, включающая в себя наихудшие варианты пропорциональной и мажоритарной.  В ходе выборов на пропорциональной основе и воюющий Донбасс, и даже отделившийся Крым можно проигнорировать. А как избирать мажоритарных? И если даже сопротивление на Востоке к дате проведения выборов будет полностью подавлено, вопрос с выборами в Крыму останется актуальным. 
Следовательно, логично изменить закон о выборах и вернуться к чисто пропорциональной системе. Но хватит ли для этого голосов, в условиях, когда большинства нет, и формально, и фактически? Причем партии «Свобода» и «Батькивщина» предлагают проводить выборы с открытыми (региональными) списками (что, естественно, следует только приветствовать). Но выборы с региональными списками вновь упираются в вопрос воюющего Востока и Крыма. Конечно, можно закрыть глаза на все, избрать депутатов (мажоритарных или по региональным спискам) от Крыма в Харькове, Чернигове, Тернополе, но выглядеть это будет нелепо.
С другой стороны, если присмотреться внимательно к тем изменениям в Конституцию, которые предлагает внести П. Порошенко, возникает подозрение, что он ориентирован скорее на мажоритарную или смешанную систему. Так, например, из статьи 81 изымается положение об императивном мандате, а парламентская коалиция трактуется уже как объединение большинства, а не большинства фракций (ст. 83)…
Еще один животрепещущий вопрос – проходной барьер. По действующему закону он равен 5%. Но это – очень много. Да и не устроит такой барьер, например, «Свободу», не устроит тех, кто намерен идти на выборы в рамках каких-то новых политических проектов. 
Из всего вышесказанного однозначно следует лишь одно – если выборы состоятся в начале или в середине осени система их проведения заведомо буде «корявой». Просто потому, что более-менее логичную систему в условиях войны и фактически неопределенного статуса одного из регионов выстроить невозможно.
Жить-то как?
Что касается сегодняшнего парламента, то работать он будет, только штамповать законы станет сложнее. По каждому поводу придется вести торг. Вот в пятницу Рада разошлась до 12 августа, но уже в субботу стало известно о внеочередной сессии 31 июля – президент настоял. Будет ли только она результативной?
Кстати, статус А. Яценюка на сегодняшний день не определен. Хотя Кабмин и назначил вместо него «временно исполняющего обязанности» – Владимира Гройсмана, юридическая чистота этого назначения вызывает большие сомнения. С точки зрения закона премьер на сегодняшний день – А. Яценюк. Более того, некоторые утверждают, что он им может остаться даже вопреки собственному желанию – не примет отставку Рада и все… Формально так действительно может быть. Но, с другой стороны, премьер –  не раб на галере, нельзя же его приковывать к креслу цепью. То есть, если А. Яценюк действительно решил хлопнуть дверью, он таки хлопнет. Если же его заявление об отставке – фарс (что нельзя исключить), – останется на своем посту. Правда, по его имиджу это нанесет серьезный удар – будут говорить о «детской неожиданности» и вспоминать о «куле в лоба».
Влад КРАСУЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий