среда, 30 июля 2014 г.

А, ЧТО НАМ ДОЛОЖИТ ТОВ. ТУКМАКОВ...


Хотелось бы развеять несколько иллюзий, связанных с санкциями.
Не стоит думать, будто Европа, сокращая торговлю с Россией, "наступает на горло" собственным экономическим интересам.
Одна из стратегических целей ЕС — диверсифицировать импорт энергоресурсов и устранить свою зависимость от российского сырья. Её долгосрочный интерес заключается именно в этом. Поэтому всё, что приближает эту цель, будет поддержано Брюсселем.
Даже если прямо сейчас Европе не удаётся слезть с газовой иглы, она отныне станет ещё сильнее давить на "Газпром" под угрозой новых санкций, требуя от него серьёзных скидок и вставляя палки в колёса "Южному потоку". А против нашей нефтянки у ЕС теперь имеется козырь ценой $50 млрд (с ним всё сложнее, но играть с этим козырем Брюссель будет непременно).
В глазах европейского общества Путин и Россия сегодня диффамируются настолько, что вопрос о санкциях переходит уже в имиджевую плоскость, когда репутационные издержки начинают превалировать над выгодой. Карать Европа собирается уже не "человека года", по версии журнала Time, а "второе издание Гитлера".
Это вполне может привести к отмене целого ряда старых контрактов даже вопреки экономической логике. Либо к ужесточению переговорных позиций европейского бизнеса по новым контрактам с нами.
Полагать, что для Европы, в свою очередь, смерти подобно терять такой рынок сбыта, как Россия, тоже наивно. В случае полномасштабных санкций и резкого падения нашей платежеспособности, да и простой нехватки валюты в "закромах Родины", российский рынок перестанет быть приоритетным для многих европейских производителей.
(Здесь хочется напомнить, что совокупный внешний долг России превысил в июле $720 млрд, из которых $650 млрд приходятся на наши банки и компании — которые перекредитовываются преимущественно в Европе.)
Из-за падения платежеспособности нам станет банально не на что закупать новые "мерседесы", ходить на свежие блокбастеры или ездить на выходные в Прагу. Поэтому и насчёт полного запрета европейских туристических виз для россиян я бы тоже не загадывал — по самой Европе это ударит не очень сильно: "обнищавших" русских с лихвой заменят китайцы.
Надеяться на раскол среди западных стран и особую роль Германии как "противовеса англосаксонскому лидерству" уже поздно. Пусть меня поправят, если я не прав, но с самого начала "ассоциация Украины с ЕС" была выгодна прежде всего немецкому бизнесу — поэтому нет никакого резона видеть в Берлине нашего союзника по "украинскому вопросу".
Любые исключения, якобы доказывающие "сепаратную" готовность отдельных стран продавать нам "Мистрали" или кредитовать "Роснефть" по $2 млрд за раз, возможны лишь потому, что они пока ещё не заблокированы санкциями. Но даже если нам удастся каким-то образом обходить эмбарго, то риски, заложенные в цену сделки, могут оказаться неподъёмными.
Что же касается популярного мнения, будто "в Китае или через Китай мы купим всё", то нужно очень чётко понимать: закрытие "белых схем" с Европой автоматически повышает цену посредничества и увеличивает нашу зависимость от новых контрагентов. Дальновидностью тут и не пахнет.
Таким образом, западные санкции, в случае их тотального применения, ударят по России очень сильно, — причём офисные шапкозакидатели почувствуют это первыми. А в том, что санкции будут лишь усиливаться, сомнений мало: Запад вот-вот увяжет их с Крымом, сдать который Кремль не сможет ввиду катастрофических внутриполитических последствий.
Именно поэтому уже сейчас Кремль обязан — хотя бы для собственного спасения — радикально менять всю экономическую политику страны. И в первую очередь — поскорее отвязываться от доллара и евро во внешней торговле, пересматривать смысл и роль Центробанка, вводить приемлемые условия собственного кредитования, резко стимулировать внутренний спрос и т. д.
Проще говоря, Путину пора менять нынешнее правительство, которое подбиралось им под совсем другие задачи и при совершенно иной внешнеполитической конъюнктуре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий