Россия, подписав контракт с Ираном на строительство восьми новых ядерных реакторов на АЭС Бушер, подразумевающий строительство АЭС «Бушер-2» и «Бушер-3», в период подготовки к конечному этапу международных переговоров по иранской ядерной проблеме окончательно продемонстрировала свою позицию на мировой политической арене, обозначив тем самым своих ближайших союзников.
Подписанное соглашение между Ираном и Россией поставило Запад в тупик, где международные эксперты недоумевают в своих оценках и прогнозах, а западные политики и представители властей и вовсе наотрез отказываются комментировать произошедшее.
Россия четко обозначила Иран в качестве своего союзника, еще в середине текущего года, когда был подписан договор о повышении уровня товарооборота между государствами. Также сторонами был подписан договор о поставке на российский рынок иранской нефти в обмен на продукцию российского производства, не смотря на наложенные, на Иран санкции и нефтяное эмбарго. В то время мировое сообщество ограничилось предупреждением российской стороны и призвало соблюдать международное законодательство.
Решившись на подобный шаг, власти РФ вероятнее всего демонстрируют не только свою позицию в мировой геополитике, но и свое отношение к так называемому «табу» наложенным западными государствами.
По словам российских чиновников, контракт может способствовать движению к большей прозрачности ядерной программы Ирана и пойдет на пользу переговорам ИРИ с «шестеркой» в Вене. Однако западные эксперты считают, что это не самая главная цель России, так как в процессе подписания ядерного контракта есть ряд неясных для них моментов.
Так, в заявлении главы «Росатома» прозвучало, что российская сторона будет сотрудничать с Тегераном в области топливного цикла и экологии, а также планирует проработать экономическую целесообразность и возможность фабрикации в Иране элементов ядерного топлива, которые будут использоваться на этих энергоблоках.
По мнению Запада, в случае если Россия в итоге согласится организовать производство ядерного топлива на территории Ирана, к чему, по их мнению, есть все предпосылки, достигнутые договоренности в ходе прошедших переговоров по иранской ядерной проблематике не будут иметь никакого смысла, так как они в любом случае будут нарушены.
Иран хочет производить топливо для АЭС «Бушер-1», если Россия поспособствует началу вышеназванного процесса, будет подорван аргумент «шестерки», что у Ирана нет практической необходимости в программе промышленного обогащения урана. Допустив это, Россия может выйти из состава так называемой «шестерки».
Данный процесс, по мнению западных аналитиков, был начат исходя из сложившейся конфронтации с Западом, заставив Россию принимать ответные меры, с целью остаться на плаву мировой экономики в числе геополитических лидеров.
На взгляд российских экспертов, переговоры были совершенно прозрачными, а некое побочное соглашение лишь «в обход МАГАТЭ».
Кроме того, ввиду обострения в отношениях между РФ и Западом на фоне украинского кризиса, многие западные эксперты опасаются «эффекта домино», согласно которому Иран может отказаться соблюдать достигнутые договоренности в ходе международных переговоров, а также продолжать переговорный процесс.
Подписание российско-иранского ядерного соглашения, подтолкнуло США к диалогу, которого не наблюдалось на протяжении нескольких месяцев ввиду российской политической и экономической изоляции.
Президенты США и России провели в рамках саммита АТЭС сразу несколько незапланированных встреч, в ходе которых поднимались вопросы ситуации в Украине, Сирии, однако главной темой было подписание российским «Росатомом» ядерного соглашения с ИРИ.
По мнению американских СМИ, президенты могли заключить негласное соглашение, согласно которому российский лидер мог бы помочь американской стороне заключить выгодное для США ядерное партнерство с Ираном. В обмен США могли бы снизить либо отменить давление международных санкций на Россию, а также предоставить свободу действий на территории Украины, вплоть до военного вмешательства.
При таком сценарии, по мнению западных аналитиков, все три стороны (США, Россия, Иран) остаются в выгодном для каждой стороны положении:
- США получает возможность, добиться подписания ядерного договора с Ираном, сохраняя при этом свое лицо на мировой арене в качестве сверхдержавы.
- Россия укрепляет взаимоотношения с Ираном. Кроме того, под давлением США снимает с себя воздействие экономических санкций, а также получает очередной и эффективный «рычаг» воздействия на Запад, так как будет являться основным «контролером» развития мирной ядерной программы ИРИ. Вместе с тем, Запад передает под контроль РФ развитие ситуации в Украине, что для РФ в настоящее время немало важно.
- Иран при этом получает возможность спокойно развивать мирную ядерную энергетику на выгодных для себя условиях. При содействии РФ вероятнее всего удастся снять воздействие экономических санкций и нефтяного эмбарго, тем самым получится удвоить темпы экономического роста страны, а с ними и уровень жизни.
Однако, нельзя утверждать о том, что подобные соглашения между лидерами США и России были достигнуты. Тем не менее, на лицо факт, что у российского президента хорошее чутье на слабые места Соединенных Штатов, в связи с чем, он отлично умеет выбирать моменты для ответных мер.
Активизация боевых действий на Востоке Украины, возобновление поставок российского вооружения ополчению Донбасса, стягивание вооруженных сил РФ к границам Украины и внезапная готовность российской стороны оказать содействие по ядерной проблеме ИРИ, незадолго до 24 ноября, когда истекает срок, отведенный на переговоры по ядерной программе, не являются «простым совпадением».
Вероятнее всего это является частью российской стратегии, согласно которой ввиду сложившихся обстоятельств Соединенные Штаты вынуждено, подыгрывают России.
По материалам: The New York Times; Financial Times; Bild.


Комментариев нет:
Отправить комментарий