Вот как видится ситуация в России и в мире из Германии:
Плодоносить посаженное Ельциным дерево русской демократии начало где-то лет пять назад. Для такого стороннего наблюдателя, как я, первым плодом путинской модернизации стал конкурс Евровидения 2009, состоявшейся в Москве. Это было первое шоу мирового уровня на русском телевидении, за которым последовало множество других. Следующий качественный скачок произошел на Олимпиаде в Сочи, организация которого уже даже превзошла мировой уровень. Если учитывать колоссальную роль медиа в жизни современного общества, то значение этих событий не стоит недооценивать.
Другой успешный пример модернизации показывают российские вооруженные силы. За последние десятилетия мы привыкли к рассказам о бедственном положении российской армии и когда Путин вдруг направил российские ВМС к берегам Сирии, то это смотрелось как какая-то смешная вылазка. Года не прошло и все сомнения относительно боеспособности русской армии развеялись, а теперь вот некоторые немецкие журналисты вообще стали демонстрировать страх перед военной мощью русских.
Третьим, хорошо заметным признаком модернизации, стало резкое повышение интеллектуального уровня сообщества политических экспертов. В девяностых таких, пожалуй, не было вообще. В двухтысячных, более-менее заметен был только Михаил Леонтьев. Сейчас счет пошел уже на десятки компетентных специалистов. Это исключительно важное явление, поскольку оно свидетельствует, что российское общество наконец-то начинает выбираться из ведущего в никуда лабиринта либеральных «ценностей».
Критикам путинской политики надо сначала разобраться с ее действительным (а не кажущимся) содержанием. Речь идет о стратегической линии, разработка которой началась почти 30 лет тому назад, реализация которой сначала привела к гибели СССР, а сейчас приводит к расцвету России. Нет сомнения, что по своему содержанию это наиболее радикальная реформа со времен Петра I.
Захват Крыма и последовавшие за ним события показали, что Путину удалась модернизация русской элиты, избавившейся от унаследованной от СССР отсталости. В глазах европейцев и американцев русские чиновники, бизнесмены и интеллектуалы уже выглядят не дикарями, как это было раньше, а конкурентами. Со всеми вытекающими отсюда (и не всегда приятными) последствиями.
Завершив первый этап модернизации России, Путин имеет все основания ощущать себя победителем, а значит, не стоит ожидать серьезного пересмотра этой политики. Надо также понимать фундаментализм русских президентов в ее осуществлении. А потому не следует ожидать возврата к административно-командным методам, по крайней мере до того момента, пока Россия не окажется в состоянии настоящей, а не холодной войны.
Возможная смена правительства вряд ли приведет к уходу из него либералов, другое дело, что перед ними буду поставлены другие задачи. Хотя некоторые идеи Глазьева, как отход от доллара, будут использоваться, но не его концепции в целом, поскольку Путину куда ближе неолиберальная система, в рамках которой он прожил всю свою политическую жизнь. Я вообще полагаю, что назначение Глазьева в число путинских советников вызвано скорее желанием минимизировать вред от свободного функционирования альтернативных экономических идей, чем желанием этими идеями реально пользоваться.
Главная российская интрига на сегодня — это противоречие между вполне понятным путинским желанием ничего не менять и реальным развитием событий. Даже отказ Меркель в дружбе с Россией ничего не изменил в путинской политике. Его досрочный отъезд из Брисбена это всего лишь игра – будете и дальше так себя вести, я от вас уйду. Еще одно не совсем серьезное действие — это путинское заявление о том, что Россия не будет участвовать в западных геополитических играх. Конфликт на Украине уже есть, а, следовательно, имеется и участие.
Отсюда конечно не следует, что Путин потерял чувство реальности и стремится за химерой мира, которого больше нет. Просто занимающий пост российского президента агент КГБ не имеет право на провал из-за игнорирования какой-то, пусть даже самой незначительной, мелочи. Когда все шансы на сохранение нынешнего курса будут исчерпаны, Путин повернет, но не минутой раньше.
А до того момента следует ожидать сохранения статуса-кво. Со стороны России давление в котле «Новороссия» будет всегда чуточку больше давления в котле «Украина». Чтобы содержимое Новороссии лилось на Украину, а не наоборот.
Другая сторона также действуют на основе стратегических соображений.
Меркель вовсе не является американской марионеткой, как это часто предполагают. Между Германией как национальным государством и Германией как частью будущего общеевропейского государства, Меркель выбрала второе. А посему ее главная задача на сегодня заключается в спасении ЕС, который может развалиться в случае глобального экономического кризиса. А потому нужно успеть до того нейтрализовать Россию, которая в противном случае сможет стать привлекательной альтернативой для многих восточно-европейских стран.
Что касается Америки, то она стала заложницей своей истории. Это тем более любопытно, что американцы в своем большинстве категорий исторического развития не понимают (хотя Истории об этом, судя по всему, еще не доложили). Главной, а скорее даже единственный, движущей силой американского общества является экспансионизм. Можно насчитать пять экспансий это общество сформировавших.
Заселение Америки. Началось в середине 16 века и длилось до 70-80х годов 19 века.
Доктрина Монро (завоевание зоны внешнего влияния). С 30х годов 19 века и до конца первой мировой.
Экспансия капитализма. С 70х годов 19 века и по 1929.
Холодная Война, превратившая США в лидера западного мира.
Установление контроля над миром посредством развязанной после разрушения СССР глобализации.
Доктрина Монро (завоевание зоны внешнего влияния). С 30х годов 19 века и до конца первой мировой.
Экспансия капитализма. С 70х годов 19 века и по 1929.
Холодная Война, превратившая США в лидера западного мира.
Установление контроля над миром посредством развязанной после разрушения СССР глобализации.
Теперь американцы пытаются стартовать шестую экспансию с целью повторного завоевания мира, поскольку их былые позиции начинают сдавать.
В таких условиях Россия имеет три возможных стратегии: самоизоляция, союз с Китаем и ответный удар.
На самоизоляцию Путин не пойдет, потому как вся его политика пойдет насмарку. Союз с Китаем хорош как дополнение, но будучи выбран в качестве генеральной линии, может окончится тем, что Россия окончательно превратится в младшего партнера. Поэтому остается ответный удар, главным оружием в котором должны стать оранжевые революции в западных странах. Сейчас для этого сложились очень благоприятные условия.
Конечно, США далеко и окружена океанами, но веревку, на которой их подвесят – глобализацию – они сплели сами. Наш мир принадлежит глобальным компаниям и глобальным интересам. В настоящий момент в этой сфере безраздельно доминируют американцы, правда только некоторые. Так, супер-фонд Vanguard Group, контролирующий большую часть американских финансовых и производственных кампаний, конечно, необычайной силен, но врагов-то у него также не перечесть. И не стоит сомневаться в том, что эти враги будут рады любой иностранной помощи для борьбы с этим чудовищем. Есть конфликт между Обамой и республиканцами, на котором можно играть. Есть конфликт между традиционными республиканцами и tea party, на котором можно играть. Есть конфликт между неоконами и настоящими консерваторами, которые уже давно не скрывают своего позитивного отношения к Путину.
И наконец, есть множество стран, имеющих свои каналы влияния в США, которых эта страна уже достала. Известно, что между странами БРИК очень мало общих интересов, но вот как раз интерес дать хорошую взбучку Америки может стать первым таким примером.
А судя по тому несоразмерному и нарочитому вниманию, которое российские СМИ уделяют происходящему в Фергюсоне, механизм революционного экспорта уже потихоньку налаживается.
Перспективы омайданивания в Европе так и просто великолепны. Бюджет ЕС 110 млрд евро, непокрытых обязательств уже сейчас на 220 млрд. После создания евро, все развитие в южной и восточной Европе осуществлялась исключительно за счет кредитов. В случае серьезного экономического кризиса, все эти страны останутся не только без всяких средств к существованию, но также без каких-то серьезных перспектив на будущее. К этому надо добавить дерево мультикультурализма, которое заботливо выращивалось в течении десятилетий, но которое начнет по-настоящему плодоносить именно в посткризисных условиях.
Главная опора ЕС на сегодня — это Германия, но это только пока есть экономический подъем. Все будет иначе, когда он закончится. Антиевропейские настроения уже не редкость, а когда немцы выяснят, что именно их назначили в качестве главных спасателей посткризисной Европы, то энтузиазм пропадет полностью.
Меркель борется как умеет. Русского президента она реально боится, поскольку все столкновения, которые у них были до сих пор она позорно проиграла. Я не думаю, что она так уж сильно верит в свою победу. Ее главный расчет на американских и европейских друзей, и вероятно она считает, что когда друзей будет много, то Путин не пойдет на обострение.
Отделение России от Европы есть только часть меркелевской политики. Ее дальнейшие действия полностью зависят от (не)успеха с договорами о свободной торговле с Канадой (CETA) и США(TTIP). Успех хотя бы с одним из этих договоров, значительно увеличит ее агрессивность, хотя пока все указывает на то, что в таком виде как они есть эти договоры будут в конечном счете отвергнуты
Важным орудием немецкого майдана может стать RTDeutsch (Russia Today на немецком). По моим наблюдениям, этот канал готовился к выходу в эфир еще весной, но после прихода Суркова был заморожен, вероятно, чтобы не злить Меркель. По сообщениям немецкой прессы он должен скоро начать работать круглосуточно и предлагать объем материалов превышающий объемы материалов других новостных каналов немецкого телевидения. Пока имеется только часовая передача в интернете, но учитывая ту супермодель, которая ведет там прямой эфир, незамеченной эта программа точно не останется.
В целом немцы очень плохо информированы о реальном состоянии дел на Украине. При обострении правда начнет всплывать и я пока не понимаю, что будет в этом случае делать Меркель. Мое предположение заключается в том, что она, как и другие профессиональные «европейцы» не очень хорошо представляют те проблемы, которыми чревато нынешнее противостояние с Россией. Иначе они были бы поосторожнее.
29.11.2014, Ульм, Германия.
Опубликовал Сергей Манаков,
Комментариев нет:
Отправить комментарий