суббота, 23 мая 2015 г.

Вычеркнуть из списка желанных...

Похоже, что Кремль, несмотря на насмешки над усилиями расшатать его власть, на самом деле весьма сильно озабочен положением дел на этом фронте. Настолько сильно, что провел закон "О нежелательных иностранных и международных организациях" за несколько дней и не стал ни минуты медлить с его окончательным подписанием.
По сути, даже не было организовано какого-то вменяемого обсуждения в СМИ, что обычно по всем резонансным законопроектам делается обязательно.
Что же означает принятие документа на практике? "Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации", — таков текст, и отныне, видимо, "нежелательным" организациям будет запрещено вести хоть какую-то информационную деятельность на территории России.
Будут заблокированы счета, подразделения закрыты, а сама деятельность полностью свернута. Фактически - это начало мягких репрессий против всех иностранных спонсоров политической деятельности в России. Страна отгораживается от заграничных фондов, щедро спонсирующих деятельность оппозиции, железной стеной.
Вместе с законом, вводящим понятие "иностранный агент", власть получила мощное оружие против тех, кто получает на противодействие ей деньги из-за рубежа.
Хорошо это или плохо? Однозначного ответа, как и всегда нет и быть не может. С одной стороны смотреть на то, как американский госдеп и европейские правительства фактически открыто поддерживают деньгами некоммерческие организации, энергично и радикально противостоящие российской власти на российской же территории, организуют обучение и поощрение "своих", вербовку рекрутов, люстрацию там, где могут ее осуществить, нельзя. С другой стороны, российская реальная оппозиция, а не та, что сидит в Госдуме, настолько слаба и эфемерна, что без поддержки международных организаций она может просто вымереть, как динозавры. А оппозиция стране нужна - в этом я вполне уверен.
Меня больше всего смущает в этой истории то обстоятельство, что право признавать те или иные организации "нежелательными" отнесено не к суду, что было бы вполне логичным, а доверено генпрокурору или его заместителям по согласованию с МИД России, то есть, будет внесудебным. Иными словами, в реальности, если кого-то признают "нежелательным", то обжалованию такое решение не подлежит. Я совсем не уверен, что такой механизм не то чтобы идеален, а вообще соответствует духу времени и демократии в принципе.
Наводит на грустные мысли и жесткость. Ведь для руководителя "нежелательной" организации, которая продолжит работу после запрета, сразу вводится уголовная ответственность.
Против России и ее руководства со всей очевидностью развернута масштабная и бескомпромиссная информационная война, и Кремль, безусловно, имеет право защищаться. Больше того, он обязан защищаться, потому что только та власть, которая умеет защищаться, вообще хоть чего-то стоит.
Однако, нужно называть вещи своими именами - ничего общего с развитием демократии новый закон не имеет. Разве что суверенной. Очень суверенной. Суверенней некуда...

Комментариев нет:

Отправить комментарий