На бумаге организация, которой в этом году исполнилось 54 года, еще существует. Неясно только, имеет ли она какое-то самостоятельно значение, или все ее решения отражают желания одного участника — Саудовской Аравии. А что это значит для других стран?
Во вторник на конференции Bank of America Merrill Lynch, посвященной глобальным прогнозам на 2015 год, Франсиско Бланш, возглавляющий торговлю сырьем, заявил, что, по его мнению, ОПЕК как картель перестал существовать.
На этой диаграмме видно, что единства в ОПЕК больше нет
А вот цитата из ноябрьской аналитической записки, подготовленной в ноябре сотрудниками подразделения Бланша:
«Дело в том, что у некоторых участников картеля большой запас добывающих мощностей, при этом другие сталкиваются со снижением добычи, вызванным многолетним недофинансированием и отсутствием материальных возможностей. В перспективе этот разрыв может расшириться, усиливая противоречия между интересами различных групп. Довершают дело различия геополитических интересов и идеологических установок».
Первыми участниками ОПЕК стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. С 1960 года к картелю присоединились Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон и Ангола (до 2009 года в ОПЕК также входила Индонезия, но она приостановила участие).
Один товар, но разный уровень себестоимости добычи
Ноябрьское решение ОПЕК не снижать производство, невзирая на падение цен на нефть, отвечало интересам очень немногих членов картеля.
- Иран, как сообщается, умолял Саудовскую Аравию стабилизировать цены.
- Венесуэла, бюджет которой формируется преимущественно за счет продажи нефти, так пострадала, что в некоторых районах Каракаса приходится отключать электричество.
- Ирак вынужден урезать и без того скудный бюджет на 2015 год.
- Ливия никак не может оправиться от последствий гражданской войны; стоит отметить, что дело тут не только в нефти.
- Вероятность беспорядков в Нигерии в ходе предстоящих национальных выборов, и без того высокая, сильно увеличилась из-за падения цен на нефть.
Саудиты между тем спокойно позволяют ценам падать и надеются взять американских производителей измором — и у них есть такая возможность. Похоже, что их точку зрения разделяют небольшие государства Персидского залива, например Кувейт и ОАЭ.
На конференции BAML Бланш отметил, что в долгосрочной перспективе Саудовской Аравии выгодно попытаться ограничить производство в США, учитывая, что мир движется в сторону создания более экологичных и энергоэффективных технологий. Но долгосрочную стратегию могут позволить себе не все — для этого нужен запас прочности.
Алан Битти отметил на сайте Financial Times, что себестоимость добычи в странах Персидского залива, как правило, довольно низкая, и в бюджеты тоже заложены относительно низкие цены, поэтому жизнь в этих странах не так зависит от цены на нефть, как, скажем, в Венесуэле. Он пишет:
«Политически устойчивые правительства, как правило, лучше обращаются с нефтяными доходами, и это в свою очередь добавляет им стабильности».
Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, скоро мы узнаем, насколько справедливо это утверждение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий