вторник, 16 декабря 2014 г.

Ставка большем, чем …

Ставка большем, чем … Размышления и комментарии по поводу повышения базовой ставки ЦБ РФ

0 цб рф
В. Бармин («Эргобанк»),В. Жидков (ИБ «Веста»),Н. Орлова (Альфа-Банк), В. Семенихин (УБРиР),   В. Солодков (Банковский институт ВШЭ), А. Терехов (ФБК) размышляют о том, как может повлиять на банковский сектор изменение ставки ЦБ РФ

Семенихин аватарВячеслав Семинихин, заместитель председателя правления, УБРиР
С начала года мы наблюдаем постоянное вполне рыночное увеличение ставок. Оно является вполне объективным с точки зрения и внешнеэкономической и макроэкономической ситуации. Вчера ЦБ, пусть и достаточно резко, но подтвердил рыночную составляющую ставки. Он зафиксировал некий статус кво на сегодняшний день. Мы понимаем это как краткосрочную меру, предназначенную для того, чтобы сбить девальвационные и инфляционные ожидания в стране. На девальвации рубля сказывается в значительной степени психологическая составляющая.
Мы как банк будем корректировать ставки по мере необходимости и в зависимости от того, какие решения будет принимать ЦБ. У нас как у банка есть значительный запас и по прибыли, и по капиталу, который позволяет нам даже воспользоваться преимуществами этой ситуации.
И естественно от ЦБ мы ждем дальнейших более системных мероприятий, потому что само по себе повышение ставки не выглядит системно. Мы ждем дальнейших мероприятий в целях контроля за инфляцией и за девальвацией. В инструментарии Центрального Банка есть много пока не использованных инструментов.
Что именно может сейчас сделать ЦБ?
Когда был кризис 1998-го года, ЦБ предпринял порядка 50-ти системных мероприятий по контролю за ситуацией, чтобы не допустить обрушения экономики. Это и поддержка крупных предприятий, и поддержка финансового сектора, и работа с валютным рынком, и работа с рынком РЕПО. Это и некие ограничительные меры. Здесь сложно выбрать что-то одно, поскольку экономика – это сложный механизм. Когда только повышается ставка и не объявляются другие мероприятия, которые сбалансируют риски субъектов экономики, это выглядит немного однобоко. И мы ждем, что до конца недели будут еще сделаны определенные шаги.
Каких шагов вы ожидаете?
Я не знаю, какие именно шаги будут предприняты, поскольку очевидно, что существенным фактором является цена на нефть. И там наблюдается тенденция к снижению. Мы ждем, когда цена найдет свое дно. Кроме этого есть проблемы с ликвидностью в системе. Будем ждать.
Эти проблемы с ликвидностью в сочетании с повышением ставки ЦБ могут привести к остановке кредитования?
Моя личная точка зрения заключается в том, что кредитование для малых и средних предприятий, пожалуй – и для крупных тоже, становится просто недоступным. На сегодняшний день это делает невозможным получение даже среднесрочных денег, не говоря уже про долгосрочные. И должны быть приняты какие-то меры для предприятий  с госучастием, в первую очередь, а также для того, чтобы поддержать малый и средний бизнес, которые позволили бы им пользоваться заемными деньгами.  Тут тоже возможны разные механизмы.

бармин аватарВячеслав Бармин, председатель правления, «Эргобанк»
Наверное, это полезная мера для стабилизации курса валюты. Иначе, чем  повышением стоимости ресурсов эту спекулятивную атаку не остановишь. Но, чтобы эта мера была эффективной, она должна обязательно сопровождаться словесными интервенциями Центрального Банка и руководителей страны. А также валютными интервенциями Центрального Банка на бирже. Иначе тенденцию не переломишь повышением ставки на несколько процентов, если курс может измениться в день на десять процентов.
К сожалению, у этой меры помимо плюсов в виде стабилизации есть и негативные стороны. Это проседание доходности по бондам. Это необходимость переоценки активов – особенно это важно для балансов банков. Отрицательная переоценка по ценным бумагам может привести к ухудшению балансов банков, к ухудшению финансового результата, ухудшению разных нормативов. И все это – за две недели до Нового Года, до закрытия годовых балансов.
Все это может негативно повлиять на банки. Возможно даже, если эта ставка останется на долгий срок или если она будет повышаться, это может привести к дефолтам по корпоративным бондам.
Кредитование замирает, потому что кредитовать в длинную при непонятной перспективе ставок никто не станет. Останется только короткое кредитование. А если кредитования не будет, то и с развитием экономики возникнут проблемы. Поэтому я считаю, что принятые меры – действенные, но они должны быть краткосрочными. Необходимо сбить накал страстей, сбить этот тренд.
Обещания наказать спекулянтов пока выполнить не удалось, пока они только процветают. Напугать их не удалось.

солодков аватар
Василий Солодков, директор Банковского института ВШЭ
Чем была вызвана ситуация, которая спровоцировала столь резкие действия ЦБ?
ЦБ, с одной стороны, сокращал предоставление рублевой ликвидности на рынок, чтобы она не провоцировала дальнейшее падение рубля. В то же время, появилась священная корова в лице Роснефти, которую надо было спасти любыми силами. Очень быстро Роснефть провела выпуск  облигации, которые были допущены к аукционам РЕПО в рекордно короткие сроки.
Сама по себя новость о том, что количество рублей на рынке увеличится,  привела к обвальному падению рубля.
Это такое существенное увеличение количества рублей? Это такая сумма, которая может повлиять на рынок?
На рынок влияет не сумма рублей, а ожидания его участников. А ожидания были связаны с тем, что ЦБ, начав с Роснефти, и дальше будет спасать близкие к государству компании. Такого рода ожидания и экстраполируются в рост курса доллара и евро.
Как может повлиять повышение ставки на банковский сектор?
Это повлияет плохо на банковский сектор. Сейчас возрастает цена пассивов. Источником пассивов в этой ситуации, учитывая панику, будет Центральный Банк, поскольку население может начать изымать вклады в массовом порядке. Тем более, что ожидавшаяся мера повышения порога сумы, страхуемой АСВ, с 700 тысяч до полутора миллионов рублей так и не была принята. И если у кого-то был вклад в долларах, то по нынешнему курсу 700 тысяч рублей — это уже смешная сумма.
Второе, возрастет стоимость кредитования. В таких условиях уже непонятно, кому можно выдавать деньги, потому что растут риски невозврата. А рост стоимости кредитования еще больше отпугнет заемщиков. По сути, это будет означать дальнейшее сокращение инвестиций и снижение экономического роста.
С экономическим ростом все понятно. Что будет происходить с банками?
Частота банкротств может увеличиться. При этом, очевидно, что будет дифференцированная система оказания помощи, кому-то будут помогать, а кому-то нет.
Эта мера позволит переломить ситуацию на валютном рынке?
Она несколько замедлит темпы обесценивания рубля, но фундаментально она ничего нового не несет. Эта мера сокращает рублевую ликвидность, которая идет на эти спекуляции, на покупку валюты. Но с другой стороны, если ЦБ сам продолжит эксперименты, подобные тому, что он проделал с Роснефтью, то он сам будет перечеркивать все, что он делает с процентной ставкой.


Орлова аватарНаталия Орлова, главный экономист, «Альфа-Банк»
ЦБ повысил ключевую ставку с 10,5% до 17,0%, реагируя на резкое ослабление рубля до 66-67 руб. за доллар вчера вечером. По целому ряду причин мы считаем это решение ПОЗИТИВНЫМ:
1.  Во-первых, резкое повышение ставки смягчит опасения в отношении введения контроля на движение капитала.
Во-вторых, это решение говорит в пользу того, что у ЦБ есть политический мандат действовать и, следовательно, поддерживает доверие к позиции ЦБ.
В-третьих, мы считаем, что повышением ставки ЦБ убеждает рынок в том, что он сохраняет курс на инфляционного таргетирование;
2.   При столь резком повышении ставки экономика вне всяких сомнений вступает в период рецессии в будущем году. На наш взгляд, прямой эффект повышения ставки на рост ВВП в будущем году составит почти 4%. Таким образом, сейчас мы прогнозируем снижение ВВП на 5% в 2015 г. против снижения на 0,2% г/г, которые мы прогнозировали ранее;
3. Резкое снижение потребления предусматривает более сильное в сравнении с прогнозами снижение импорта на 40-50% г/г в будущем году, что вероятно приведет к расширению профицита текущего счета до $100-120 млрд в 2015 г.
4. Резкое повышение ставки соответствует нашему мнению о том, что прежний уровень ставок был на 400 б. п. ниже равновесного. Таким образом, мы считаем, что при текущем уровне ключевой ставки у ЦБ будут возможности для маневра, чтобы сохранить поддержку рефинансирования банкам, а сокращение объемов рефинансирования больше не является необходимым условием политики ЦБ;
5. Мы считаем, что ставка сохранится на этом высоком уровне до тех пор, пока курс не начнет двигаться к своей справедливой стоимости, то есть к 50 руб. за доллар при цене на нефть примерно $60 за баррель. Кроме того, аргументом в пользу возможного понижения ставки будет и замедление инфляции, которое может начаться с весны 2015 г.
К каким последствиям для банковского сектора может привести повышение ставки?
Это в принципе означает, что банки должны будут включить этот уровень ставок в свою продуктовую линейку. Здесь основное беспокойство вызывает положение  розничных банков, потому что это тот сегмент, который уже демонстрирует высокий уровень просроченной задолженности. Он является наиболее уязвимым к повышению процентной ставки. У корпоративных банков, у крупных банков пока уровень просрочки не сильно изменился по сравнению с предыдущими периодами. Поэтому я бы не говорила о том, что для них с повышением ставки возникает какая-то экстраординарная  угроза.
Не вызовет ли это повышение ставки необходимость переоценки по корпоративным бондам и, соответственно, ухудшение параметров балансов корпоративных банков?
Эта проблема существует. Падение облигационного рынка с начала декабря составило около 20-25%. Это означает, что потенциальные убытки по портфелям ценных бумаг составляют полтора-два триллиона рублей. Для капитала банковской системы это достаточно ощутимая величина.
Что могли бы сейчас ЦБ и правительство сделать для поддержки банковского сектора?
Я думаю, что должны быть созданы какие-то специальные инструменты, которые поддерживали бы банки. Возможно, должен быть создан какой-то специальный фонд, который выделял бы средства банкам после того, как будет проведена  экспертиза ситуации. Меры не должны сводиться только к поддержке ликвидности. Меры по поддержке платежеспособности, защиты от банкротства также должны быть.
Удастся ли остановить эту атаку на рубль?
На это остается надеяться. У Центрального Банка остается еще возможность задействовать интервенцию, чтобы переломить тенденцию.

Жидков аватарВиктор Жидков, председатель правления, Инвестиционный банк «Веста»
Паническую атаку на рубль, которая продолжается уже вторые-третьи сутки, необходимо было как-то остановить. Это явный сигнал всем, что включаются все механизмы борьбы против покупки валюты. И если добавить сейчас еще и валютные интервенции, то эту панику можно сбить. Скорее всего, это достаточно краткосрочное явление. Понятно, что ни у кого нет цели заморозить кредитование, заставить провести глубокую переоценку портфелей. Это просто тактический шаг, который останавливает всех, кто финансируется в короткую в рублях и закупает валюту. Я считаю, что это некая крайняя мера. Буквально предпоследняя.
Для банковского сектора, что это может означать?
Произойдет глобальная переоценка портфелей. И это плохо для банков. При недостаточности капитала это будет серьезным ударом по некоторым банкам. Это означает, что будет легкая паника в кредитном секторе, потому что  те, кто имеют долгосрочные кредитные линии, сейчас судорожно побегут брать рубли. В противном случае по такой ставке они окажутся вне логики существования бизнеса. Банкам будет очень трудно. Все зависит от того, как долго это будет продолжаться. В моем представлении, эта ставка не говорит нам, что мы теперь будем жить на таком уровне ставок вообще. Эта ставка говорит, что те, кто брал рубли для короткого leverage, будут наказаны.
С другой стороны у нас есть такой инструмент, как 312-П. Это механизм финансирования банков под залог нерыночных активов. И вот это будет больно. Этим инструментом пользуются, в том числе, многие государственные банки. Для тех, кто в качестве источника финансирования видел ЦБ, это будет очень больно. Я даже слабо могу себе представить результат.
Чем ЦБ мог сейчас как-то поддержать «неспекулянтов»? Ведь, не все же банки участвуют в спекуляциях…
Я думаю, что надо заморозить переоценку по облигациям. Чтобы не было необходимости переоценивать активы и не создавать давления на капитал Н1.
Можно сообщить о том, что ЦБ планирует пересматривать эту ставку, когда паника на валютном рынке успокоится.
Повышение ставки нужно поддерживать еще и интервенцией. Если этого не произойдет, если на валютном рынке будет такая же ситуация, то это будет означать, что мы вступаем в эру каких-то новых финансовых инструментов, от которых экономика с реальным кредитованиям стоит очень и очень далеко. Тогда можно ждать глобального кредитного кризиса, когда схлопываются все элементы финансовой системы. Это будет плохо.
Будем надеяться, что этого не произойдет. Хочется, все-таки, Новый Года весело встретить…
Я тоже думаю, что этого не произойдет. И ЦБ просто пытается сейчас нащупать болевые точки на которые можно воздействовать, чтобы предотвратить искусственное завышение цены доллара к рублю.
С другой стороны, есть опасность паники населения, которое держит  триллионы рублей на счетах. Важно видение будущего. Важно понимать не то, что происходит сейчас, а что будет происходить. Действия человека зависят от его ожиданий. Если человек считает, что равновесный курс – не важно какой – будет  сохраняться, то ему нет смысла уже снимать рубли и покупать доллары. Ставка рублевых депозитов будет стремиться к 14%, а ставка по валютным депозитам составляет 4-5%.  Нет смысла покупать валюту, если только он не думает, что к концу года доллар будет стоить 100 рублей.
А лично ты что думаешь?
Я считаю, сейчас уже нет смысла дергаться. Нужно заранее инвестировать в те инструменты, которые ты считаешь долгосрочными. Надо понимать, какая у тебя потребительская корзина, и какие инструменты ты можешь использовать, чтобы обеспечить  борьбу с инфляцией по этой потребительской корзине. Если начинаешь метаться, то превращаешься в игрока на бирже. А это нервное, мечущееся существо, испытывающее огромное количество негативных эмоций. В большинстве своем это глубоко несчастные люди, которые потеряли на фондовом рынке все свои деньги. Нет никакого смысла менять свое спокойствие на эту нервотрепку.

Терехов аватарАлексей Терехов, руководитель департамента аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам, ФБК
Эта мера подобна некоему риторическому заклинанию, потому что учетная ставка, если рассматривать ее с классической точки зрения, определяет стратегию на финансовом рынке. А в данном случае происходили ситуативные события. Это было текущее падение рубля и текущий рост спроса на валюту, которые были сформированы стратегиями основных участников рынка и отсутствием предложения валюты. Решение о повышении ставки, на мой взгляд, являлось запоздалым. На сегодняшний день оно только эмоционально может повлиять  на состояние рынка. Тренд оно не изменит.
Что плохо в этом повышении ставки? Плохо то, что мелкий и средний бизнес, на который были обращены взоры всех государственных чиновников, вплоть до первого лица, как на будущее экономики, в первую очередь пострадают от этого решения. А на так называемых спекулянтов эта мера никаким образом не повлияет.
ЦБ хотел уменьшить объем рублевой массы, которая находится в рынке, уменьшить количество свободных рублей, для того, чтобы эти рубли не давили на курс. Но эта мера применена не к тому рынку. Рубли приходят с фондового рынка, где происходит распродажа рублевых активов, и свободно перетекают на валютный рынок.
Мог ли ЦБ этому помешать?
На мой взгляд, ЦБ не мог это изменить, поскольку он давно является зависимым органом. Он не может самостоятельно решить эту проблему.
Вопрос находится в плоскости организации работы валютного рынка.
Как эта мера может повлиять на банковский сектор, где обстановка и так напряженная?
ЦБ оговорился, что для  части банков сделки РЕПО  все равно будут продолжаться под 9%. А вот для другой части банков, которые финансируют малый и средний бизнес, а сами финансируются в ЦБ, деньги станут значительно дороже.
Заявлены ориентиры  для свободных денежных средств, которые ходят вокруг банковской системы. Любой участник рынка теперь вряд ли будет гореть желанием отдать банку депозит по ставке 12%. Ставка будет ожидаться в районе 16-17% годовых. Соответственно, стоимость  ресурсов будет расти, а изменить ставку по размещению банкам будет достаточно сложно.
Думаю, что будет череда корпоративных банкротств, а это будет очень сильно влиять на рынок корпоративных облигаций, корпоративного долга. Соответственно банкам придется провести отрицательную переоценку по ценным бумагам, что создаст проблему для капитала.
Что будет с кредитованием?
Я думаю, что сейчас будет время перехода. Кредитование будет заморожено. Потом начнут формироваться новые условия финансирования. Могу предположить, что по государственным программам обязательства будут переданы государственным банкам. Они будут финансировать какие-то избранные отрасли на новых финансовых условиях. А свободный рынок в перспективе ближайших одного-двух кварталов будет переходить на двузначную процентную ставку.
Я думаю, что мы вернемся к некоей процентной ставке, которая будет состоять из двух составляющих = ставка рефинансирования плюс, например 3-4%. И в кредитных договорах будет закрепляться, что эта ставка может плавающе меняться. На месте банкиров я бы так и делал.
Что может сделать ЦБ, чтобы поддержать банковский сектор?
Эти меры уже объявлены. Избранные получат субординированные займы. Избранные получат ликвидность через сделки РЕПО или через другие инструменты. ЦБ уже заявлял о том, что может рефинансировать инвестиционные кредиты, которые были выданы ранее. Я думаю, это и станет тем каналом, с помощью которого деньги будут заливаться в нашу экономику.
Удастся ли такими мерами ЦБ остановить то, что он пытался остановить?
Я для себя придумал такой образ. Когда двигатель современной машины перегревается, надо машине постоять на месте. А нас, судя по всему, пытаются пустить самокатом под откос, чтобы машина охладилась от налетающего рыночного ветра. Этой ночью нас катнули под откос, чтобы мы сами охладились. А надо просто остановить двигатель

Комментариев нет:

Отправить комментарий